![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-методические указания по подготовке и сдаче экзамена (зачета)
Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся подразделяется на текущий контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля отражаются в журналах учета учебных занятий и используются для оперативного управления образовательным процессом. Промежуточная аттестация успеваемости и качества подготовки обучающихся предназначена для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме экзамена (зачёта). Экзамен (зачет) по дисциплине предусмотрен учебным планом и является формой промежуточной аттестации. Он проводится в один этап в течение одного дня. Основной формой проведения экзамена (зачета) является опрос по теоретическим вопросам методом собеседования. Цели экзамена (зачета) и решаемые им задачи: - проверить степень усвоения обучающимися учебного материала по дисциплине; - оценить уровень полученных знаний в объеме требований учебной программы; - оценить развитие навыков творческого применения основных теоретических положений в повседневной практической деятельности; - оценить умения логически строго излагать свои мысли, правильно строить ответы на поставленные вопросы, выделять главное и делать выводы; - определить оптимальное соотношение лекций и практических занятий по дисциплине, эффективность выбранного графика прохождения и методического сопровождения учебной дисциплины; - определить соответствие образовательного процесса требованиям руководящих документов, выявить имеющиеся недостатки и выработать предложения по совершенствованию его содержания, организации и ведения. Экзамен (зачет) проводится в дни и часы, отведенные расписанием занятий для изучения дисциплины. Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока, который отвечает за организацию подготовки и проведение экзамена (зачета). К экзамену (зачету) допускаются обучающиеся, выполнившие все требования учебной программы по дисциплине Обучающиеся к экзамену (зачету) готовятся самостоятельно. Подготовка заключается в изучении программного материала дисциплины с использованием личных записей, сделанных в рабочих тетрадях, и рекомендованной в процессе изучения дисциплины литературы. При необходимости обучающиеся обращаются за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину. Экзамен (зачет) проводится в аудитории, определенной учебным расписанием. В день проведения экзамена (зачета) по учебной дисциплине учебная группа прибывает к месту проведения зачета за 5-10 минут до его начала. Преподаватель убеждается в готовности обучающихся к экзамену (зачету) и доводит до них порядок его проведения. Для собеседования в аудиторию приглашаются 4-5 человек. Преподаватель предоставляет обучающемуся право самостоятельного выбора конверта, в который вложен экзаменационный билет. Обучающийся выбирает конверт, вскрывает его, называет преподавателю-номер, знакомится с содержанием вопросов и если ему все ясно, готовится к ответу. Преподаватель выдает ему лист со штампом учебной части, указывает место и предоставляет 30 минут на подготовку к собеседованию. Для ответа по экзаменационному билету обучающемуся предоставляется до 15 минут. Преподаватель, заслушав доклад, задает при необходимости, дополнительные (уточняющие) вопросы, оценивает знания обучающегося в соответствии с критериями, принятыми в вузе, объявляет оценку и разрешает обучающемуся выйти из аудитории. Обучающимся, получившим на экзамене (зачете) неудовлетворительную оценку решением деканата устанавливаются индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзамена (зачета).
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) 1. Понятие мировоззрения и его структура. 2. Особенности развития русской философии. 3. Характеристика основных компонентов мировоззрения. 4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии. 5. Типы мировоззрения. 6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии. 7. Мифология и мифологическое мировоззрение. 8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии. 9. Специфика религиозного мировоззрения. 10.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания. 11.Особенности философского мировоззрения. 12.Теория познания И.Канта. 13.Предмет философии и ее основные задачи. 14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт). 15.Структура и функции философии. 16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон). 17.Природа философского знания. 18.Особенности философии эпохи возрождения. 19.Философия и ее роль в обществе. 20.«Реализм» и «Номинализм». 21.Характеристика основных направлений в философии. 22.Философские взгляды Пьера Абеляра. 23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в различных философских системах. 24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского. 25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира. 28.Философские взгляды Аристотеля. 29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др. 30.Философия Платона. 31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучными и социально-гуманитарным знанием. 32.Жизнь и творчество Сократа. 33.Становление философии и основные этапы ее развития. 34.Философия Демокрита. 35.Категория бытия, ее смысл и специфика. 36.Особенности античной философии 37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук. 38. Философская концепция К. Маркса. 39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи. 40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. 41.Всеобщие формы бытия материи. 42.Соотношение системы и метода философии Гегеля. 43.Характерные особенности концептуального, реального и перцептуального подходов к пространству и времени. 44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными философскими направлениями. 46. Достоинства и недостатки марксистской философии. 47.Эмоционально – чувственная и познавательно-интеллектуальная подсистема мировоззрения. 48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева. 49.Движение как способ существования материи, пространство и время как формы бытия материи. 50.Функции мифа. 51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление, память, воля, эмоции. 52. Природное и социальное в человеке. 53. Личность и общество. 54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения. 55. Структура философского знания. Философия и философские науки. 56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии. 57. Предмет и методы философии. 58. Особенности и основные школы античной философии. 59. Основные этапы развития средневековой философии. " Реализм" и " Номинализм" 60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/. 61. Индукция и дедукция как методы научного познания. 62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха. 63. Периодизация Отечественной философии. 64. Современные представления о материи и ее атрибутах. 65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли. 66. Основные уровни организации материи. 67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. 68. Единство материи и движения, основные формы движения. 69. Понятие закона. Общие и специфические законы. 70. Основные факторы становления и развития сознания. 71. Принципы, законы и категории диалектики. 72. Структура сознания, ее основные элементы. 73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. 74. Источники и движущие силы развития общества. 75. Чувственные и рациональные формы познания. 76. Социальная структура общества. 77. Формационная концепция развития общества. 78. Структура общественно-экономической формации. 79. Формы научного познания. 80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.
Рекомендуемая литература Основная литература Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2013. – 736 с.
Дополнительная литература Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005. Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация. – М., 2006. Багдасаров Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасаров, М.А. Князева, Н.Р. Шушамян. – М., 2010. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007. Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2007. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – М., 2008. Канке В.А. Философия. – М., 2007. Кохановский В.П. Философия. – М., 2008. Кузнецов В.Г. и др. Философия: учебник. – М., 2006. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: учеб. пособие. – М., 2006. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007. Михайлова Е.Е. Русская философия: учебное пособие. – Тверь, 2009. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Просвет, 2007. – 592 с. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 574 с. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА Одним из видов учебной работы студентов является написание рефератов по всем дисциплинам учебного плана. По английскому языку, высшей математике, информатике и логике студенты выполняют контрольные задания (работы). Положительно оцененный реферат или контрольное задание (работа) является обязательным условием студента к экзамену или зачету. Реферат должен быть представлен в деканат за 10-15 дней до начала экзамена (зачета). Студенту – заочнику разрешается представить работу по прибытии на очередную экзаменационную сессию. Тему реферата студент выбирает самостоятельно из перечня тем, которые даны в конце программы каждой учебной дисциплины. Не исключается возможность частичного изменения в темы, если это будет способствовать улучшению качества реферата, по согласованию с преподавателем. Реферат должен свидетельствовать о том, насколько глубоко студент усвоил содержание темы, в какой степени удачно он анализирует учебный материал, грамотно излагает свои суждения. Последовательность подготовки реферата следующая: 1. выбор темы реферата; 2. определение его структуры, содержания, методики выполнения, поиск и изучение литературы по теме, подготовка библиографии; 3. подготовка первого варианта работы (разработка концепции реферата, формулировка основных положений и выводов, литературная и редакционная обработка текста); 4. представление подготовленного текста преподавателю; 5. доработка, устранение отмеченных преподавателем недостатков и подготовка реферата к заслушиванию и обсуждению на занятии.
|