Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вывод по Главе 1
Итак, большинство отечественных психологов определяют самооценку как компонент самосознания, который выражает оценку окружающих, участвующих в развитии, росте и становлении личности и определяющий направленность и активность индивида. По К. Роджерсу, самооценка – центральное звено личности, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми.. Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия «самости» или «Я- концепции». Основную роль в формировании «Я-концепции» он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, «Я-концепция» формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Структура самооценки представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй – отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем, развитие каждого из них имеет свою специфику. Поведенческий компонент – действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих. Существует ряд исследований, которые связывают самооценку с успешностью в обучении. Данные исследования преимущественно касаются подросткового возраста. Интерес к подростковому возрасту объясняется тем, что именно на данном возрастном этапе индивид претерпевает качественные физические и психо-социальные изменения: становление самосознания, сложных форм аналитико – синтетической деятельности, формирование абстрактного мышления, появление вторичных половых признаков, изменения в эндокринной и центральной нервной системе. Характер самооценки в этом возрасте определяет формирование личностных качеств, например, уверенность в себе, самокритика и т.д. Как уже было сказано выше, предполагается, что самооценка подростка может влиять на его успешность в учебной деятельности. Проведенные исследования А. И. Липкиной доказали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы. Таким образом, на основе проведенных исследований можно говорить о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения.
|