Критерий
| Индикатор
| Методика
| Элемент методики
|
Когнитивный
|
Мера реалистичности
| Методика Дембо-Рубинштейн (Модификация П. В. Яньшина)
| Анализ результатов теста производится по 11 параметрам с опорой на проставленные метки.
«…3. Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);
нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала. …»
|
Методика С.А. Будасси
| Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.
|
Разнообразие и широта самооценочных суждений
| Методика «Какой я?» Р.С. Немова
| Подростку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: умный, красивый, добрый, честный и др.
|
Методика «Какой ты?» О.А. Белобрыкиной.
| Подростку предъявляется 7 слов, из которых он должен выбрать одно, наиболее подходящее ему. Выбранное им слово соотносится с одним из показателей эмоциональной направленности общей самооценки.
|
Форма выражения суждений о себе
| Анкета «Самооценка»
Е.Н. Матулис
| 32 утверждения, отражающие оценку испытуемым самого себя.
Например:
14. Я слишком скромен (скромна).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
|
Тест Куна «Кто я?»
| Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем он должен оценить каждое качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставить знак того, что он затрудняется в оценке (?).
|
Эмоциональный
|
Самоотношение
|
Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев
| Три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1)глобальное самоотношение;
2)самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3)уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
|
Шкала «Я- концепции» Теннесси.
| Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строкам
1. Самокритичность. 2.Самоудовлетворенность.
3. Поведение, и пяти показателей, представленных по столбцам
1. «Физическое Я».
2. «Моральное Я».
3. «Личностное Я».
4. «Семейное Я».
5. «Социальное Я».
|
Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса
| 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.
Примеры утверждений:
11. Мои товарищи смеются надо мной.
10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе.
|
Самоуважение
|
Методика шкала М.Розенберга
| 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.
Например:
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
|
Поведенческий
|
Саморегуляция
|
Опросник «Стиль саморегуляции поведения»
| Методика состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека.
|
Самоконтроль
|
Опросник ВСК, А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман
| Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили следующие названия: первая – «настойчивость», вторая – «самообладание».
|