![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет производительности прицепного скрепера с учетом сил сопротивлений, возникающих в процессе копания грунта.
2.1. Исходные данные Требуется определить техническую и эксплуатационную производительность прицепного скрепера с учетом сил сопротивлений, возникающих в процессе копания грунта, при работе скрепера в следующих заданных производственных условиях: - марка прицепного скрепера; - марка гусеничного трактора-тягача скрепера; - вид разрабатываемого грунта и его средняя плотность; - схема работы скрепера; - дальность транспортирования грунта; - характер участка набора грунта в ковш скрепера. 2.2 Определение технических характеристик скрепера
По заданной марке прицепного скрепера и трактора-тягача с использованием справочной литературы /1, 2/ необходимо определить следующие технические характеристики строительных машин, необходимые для выполнения расчетов: - емкость ковша скрепера; - ширина резания грунта ножевой кромкой ковша скрепера; - максимальная глубина резания грунта ножевой кромкой ковша скрепера; - максимальная толщина отсыпаемого слоя грунта; - скорости гусеничного фактора-тягача на различных передачах коробки скоростей; - мощность двигателя трактора-тягача; - масса прицепного скрепера; - масса трактора-тягача. 2.3. Схема сил сопротивлений, возникающих при наборе грунта в ковш скрепера Рабочий процесс скрепера состоит из ряда последовательно повторяющихся операций - резание и набор грунта в ковш, транспортирование грунта в ковше скрепера к месту его укладки, выгрузка грунта из ковша скрепера и возвращение скрепера к месту очередного набора грунта в ковш.
В начале набора грунта ковш опускается вниз, ножевая режущая кромка ковша врезается в грунт и под действием силы тяги трактора-тягача при его движении снимает стружку (слой) грунта, который постепенно заполняет ковш. Наибольшее усилие, которое необходимо для перемещения скрепера во время набора грунта в ковш, определяется по зависимости: Wi = W1 + W2 + W3 +W4 +W5, кН, W1 — сопротивление грунта резанию ножевой кромкой ковша; W2 - сопротивление перемещению небольшой призмы волочения грунта перед ковшом скрепера; W3 — сопротивление перемещению срезаемого слоя грунта, движущегося по металлу днища и стенкам ковша; W4 — сопротивление перемещению слоя грунта в ковше, движущегося по грунту, который находится в ковше; Ws — сопротивление передвижению скрепера как транспортного средс тва, которое складывается из сопротивления перемещению гусеничного трактора-тягача (W5.1) и сопротивления перемещению прицепного скрепера с фунтом в ковше (W5-2)• На рис. 2 приведена схема сил сопротивлений, возникающих в процессе набора грунта в ковш скрепера. 2.4. Определение величины действующих сил сопротивлений Сопротивление грунта резанию ножевой кромкой ковша во время операции набора грунта в ковш определяется: Σ W1 = B• hp К2 • 103, кН, В - ширина срезаемого слоя грунта, м, принимается по техническим характеристикам прицепного скрепера; hp - толщина срезаемой стружки грунта, м, принимается в первом приближении в пределах от 0, 1 до 0, 2 м, при этом меньшие значения принимаются для глинистых и суглинистых грунтов, а большие для песчаных и супесчаных грунтов; — удельное сопротивление грунта резанию ножевой кромкой ковша скрепера, МПа, принимается в зависимости от вида разрабатываемого грунта по табл. 4/1/. Величина сопротивления перемещению призмы волочения грунта перед ковшом скрепера определяется: W2 = у • В • hCK • ргр -g • (μ + i) 10 -3, кН, у — отношение высоты призмы волочения грунта перед ковшом скрепера к высоте грунта в ковше, принимается у=0, 5...0, 7, при этом большие значения принимаются для песчаных и супесчаных грунтов, а меньшие для глинистых и суглинистых; В - ширина срезаемого слоя грунта, м; hCK—высота слоя грунта в ковше, м, принимается по табл. 10 /1/; Ргр — плотность разрабатываемого грунта, кг/м3; g — ускорение силы тяжести, м/с2, (g = 9, 81); μ — коэффициент трения грунта призмы волочения по грунту поверхности забоя, принимается в пределах 0, 3...0, 5, при этом большие значения принимаются для песчаных и супесчаных грунтов, а меньшие для глинистых и су глинистых; i — коэффициент сопротивления движению скрепера при уклоне поверхности пути работы скрепера, (i = tgα, где α - угол наклона пути движения скрепера при работе на участке, если участок: горизонтальный, то при i = tg0° = 0, т.е. i = 0). Величина сопротивления от срезаемого слоя грунта, движущегося по металлу днища и стенок ковша определяется: W3 = В hp • hCK • Prp • g * 10 -3, кН, Величина сопротивления от внутреннего трения слоя грунта, движущегося по грунту, который уже находится в ковше: W4= х • В • hCK • рГр • g • 10 -3, кН, ж — коэффициент, учитывающий влияние вида разрабатываемого скрепером грунта, принимается для глинистых грунтов X = 0, 24...0, 31, для суглинистых фунтов х = 0, 37... 0, 44, для песчаных грунтов и супесчаных грунтов X = 0.46...0, 50. Сопротивление передвижению прицепного скрепера как транспортного средства складывается из сопротивления передвижению трактора-тягача и сопротивления передвижению колесного прицепного скрепера с грунтом в ковше: W5 =W 5-1 + W 5-2, кН, W5-1 — сопротивление передвижению гусеничного трактора тя- гача, кН; W 5-2 сопротивление передвижению прицепного колесного скрепера с грунтом в ковше, кН. Сопротивление передвижению гусеничного трактора-тягача определяется: W 5-1 = mтр • g • (f • cosα ± sinα) • 10 -3, кН mтр — масса трактора-тягача, кг; f - коэффициент удельного сопротивления движению гусеничного трактора-тягача скрепера по плотному грунту, определяется по табл.5 /1/; α — угол наклона пути движения трактора-тягача скрепера, град. Сопротивление передвижению прицепного колесного скрепера с грунтом в ковше определяется: W5-2 = [(mcк • g + vrp • ρ гр • g) •(ω ± i)] • 10-3, kH, (24) mCK — масса прицепного скрепера, кг, принимается по технической характеристике машины; Vrp — объем грунта в ковше скрепера, м’; ω - коэффициент удельного сопротивления колес прицепного скрепера качению, принимается для глинистых и суглинистых грунтов в пределах 0, 15...0, 20, а для песчаных грунтов в пределах 0, 25...0, 30; i - коэффициент сопротивления движению скрепера при уклоне поверхности пути движения скрепера (i = tgtt). Объем грунта в ковше скрепера определяется по следующей зависимости: Vгр = VK • Кн, м3 Vк- геометрический объем ковша скрепера по технической ха- рактеристике машины, м3; Кн - коэффициент наполнения ковша скрепера рыхлым грунтом, принимается по табл. 8 /1/. После определения всех величин сил сопротивлений, возникающих при наборе грунта в ковш скрепера, необходимо определить сумму всех этих сил сопротивлений: Σ Wi= W1 + W2 + W3 + W4 + W5, кН, 2.5. Определение оптимальной толщины срезаемой стружки грунта и целесообразности использования трактора-толкача скрепера при наборе грунта в ковш Для проверки выполнения условия работы скрепера без буксования при наборе грунта в ковш - Тсц > Ттяги > Σ Wi необходимо определить тяговое усилие по сцеплению ходовой части гусеничного трактора-тягача со шпорами при движении по плотному грунту и тяговое максимальное усилие двигателя трактора на 1 передаче коробки скоростей и сравнить полученные величины со значением £ Wj. Тяговое усилие гусеничного трактора-тягача по сцеплению ходовой части при движении по плотному грунту определяется: Тсц= mтр • g • φ • 10-3, кН, mTp — масса гусеничного трактора-тягача, кг; g - ускорение силы тяжести, м/с2, (9, 81); φ — коэффициент сцепления ходовой части гусеничного трактора-тягача со шпорами с поверхностью пути движения по плотному грунту определяется по табл.7 III. Тяговое усилие трактора на 1 передаче коробки скоростей определяется: Ттяги = Nдв - мощность двигателя трактора-тягача, кВТ; η - коэффициент полезного действия трансмиссии трактора- -тягача, (Т] = 0, 85); V1 - скорость движения трактора-тягача на 1 передаче коробки переключения скоростей, м/с. После определения величин Тсц и Ттяги необходимо проверить выполнение условия нормальной работы скрепера при наборе грунта в ковш, а именно: Тсц > Ттяги > Σ Wi После определения суммарного значения всех сил сопротивлений необходимо проверить цифровое выполнение условия работы скрепера без буксования во время набора грунта в ковш скрепера: Tсц> Tтяги> Σ Wi Если условие выполняется, то тогда принятая в первом приближении толщина срезаемого слоя грунта ножевой кромкой ковша скрепера может быть использована для дальнейших расчетов продолжительности рабочего цикла скрепера и его производительности. При этом необходимо стремиться уменьшить длину пути набора грунта в ковш скрепера за счет увеличения толщины срезаемой стружки грунта, если по неравенству (30) имеется запас тяговых усилий трактора-тягача по сцепному весу и мощности двигателя по отношению к величине IWL В этом случае необходимо увеличить максимально возможно толщину срезаемой стружки грунта и выполнить пересчет величины W, и W3, в формулы расчета которых входит величина lip. а затем снова проверить выполнение условия неравенства (30), т.е. здесь необходимо действовать методом попыток до получения оптимальной толщины срезаемой стружки грунта. При этом, естественно, нельзя допустить превышение толщины срезаемой стружки грунта по отношению к максимальной глубине резания грунта, которая дана в технических характеристиках данной марки прицепного скрепера. В случае, если условие неравенства (30) не выполняется, то тогда необходимо или уменьшить толщину срезаемой стружки грунта или применить дополнительный трактор-толкач, который будет использоваться только во время набора грунта в ковш скрепера. При необходимости использования трактора-толкача целесообразно принимать в этом качестве гусеничный трактор такой же марки, что и трактор-тягач скрепера. В этом случае тяговые усилия при наборе грунта в ковш скрепера увеличиваются в 2 раза. Поэтому при использовании трактора-толкача необходимо так же откорректировать толщину срезаемой стружки грунта до максимально возможной величины за счет увеличения Тсц и Ттяги в 2 раза. 2.6. Определение длины пути загрузки и разгрузки ковша скрепера и продолжительности его рабочего цикла Используя принятую величину толщины срезаемой стружки грунта, длина пути за
Lзагр = VK - геометрическая емкость ковша скрепера, м3; Кпг - коэффициент потерь грунта, учитывающий потери грунта при образовании призмы волочения и боковых валиков перед ковшом скрепера, принимается в пределах 1, 2... 1, 5; Кн - коэффициент наполнения ковша скрепера рыхлым грунтом, принимается по табл.8 /1/; В - ширина срезаемого слоя грунта ножевой кромкой ковша скрепера, м; hр - принятая толщина срезаемой стружки грунта, м; Кнс- коэффициент неравномерности срезаемой стружки грунта, принимается Кнс = 0, 7;
Кр — коэффициент разрыхления грунта в ковше скрепера, принимается по табл 9 /1/. При малых принятых толщинах срезаемой стружки грунта расчетная длина пути загрузки ковша Lзагр может оказаться значительной по величине, что приведет к увеличению продолжительности рабочего цикла скрепера и.следовательно, к снижению его производительности. Ориентировочно для прицепных скреперов, работающих без трактора-толкача, можно принимать рациональную длину пути загрузки ковша в зависимости от его объема в следующих пределах: при объеме ковша – 2, 5...3, 0 м3 Lзагр=12...15 м; 6, 0...8, 0 м3 Lзагр =15...20 м; 10...12 м3 Lзагр =20...25 м; 15... 18 м3 Lзагр =30...35 м. В случае, если расчетная длина пути загрузки ковша значительно превышает вышеназванные пределы, то целесообразно при наборе грунта в ковш скрепера использовать трактор-толкач. Длина пути разгрузки ковша скрепера определяется: Lзагр = VK - геометрическая емкость ковша скрепера, м'1; Кн - коэффициент наполнения ковша скрепера, принимается по табл.8 /1/; В - ширина укладываемого слоя грунта, принимается по технической характеристике данной марки скрепера и равна ширине резания грунта скрепером, м; hукл — толщина слоя укладываемого грунта из ковша скрепера, толщина слоя отсыпки грунта скреперами обычно составляет для глинистых и суглинистых грунтов 0, 2...0, 3 м, а для песчаных грунтов -0, 1...0, 15 м. Продолжительность рабочего цикла скрепера складывается из следующих основных операций:
Тц =
Lзагр - длина пути загрузки ковша, м; Vзагр - скорость движения скрепера при загрузке ковша, м/с; Lтр - длина пути транспортирования грунта, м; Vтр - скорость скрепера при транспортировании грунта, м/с; Lразг ” длина пути разгрузки ковша, м; Vразг - скорость движения скрепера при разгрузке ковша, м/с; Lхол - длина, пути холостого хода порожнего скрепера, м; Vхол- скорость холостого хода порожнего скрепера, м/с; n1- количество поворотов на 1 рабочий цикл скрепера; Тпов - время на 1 поворот скрепера, принимается – 15...20с; n2 - количество переключений передач при рабочем цикле скрепера; Тпп - время на 1 переключение передачи, принимается в пределах -4...5с.
Длина пути загрузки (L3arp) и разгрузки ковша (Lpa3r) скрепера принимаются по расчетным значениям, длина пути транспортирования грунта (LTp) дана в задании на проектирование, а длина пути движения холостого порожнего скрепера (LX0J1) в общем виде принимается равной: Lхол = Lтр + Lразг, м, За один поворот принимается поворот скрепера на 180°, количество поворотов за рабочий цикл зависит от схемы работы скрепера. Количество переключений скоростей коробки передач за 1 рабочий цикл скрепера ориентировочно может быть принято как - 6... 8. При наборе грунта в ковш скрепера возникают значительные силы сопротивления, поэтому набор фунта производится всегда на 1 скорости коробки передач трактора-тягача при максимальном тяговом усилии. Для расчета времени полного рабочего цикла скрепера рекомендуется принимать следующие значения скоростей движения скрепера, полученные из практического опыта проведения скреперных работ: Vзагр = (0, 65...0, 80) • V1, м/с, V1. паспортная скорость гусеничного трактора-тягача на 1 скорости коробки передач, м/с; Vтр = (0, 5... /5) • Vmax, м/с, Vmax = наибольшая паспортная скорость трактора-тягача, м/с; Vразг= 0, 75 • Vmax м/с, Vхол = (0, 75...0, 85) • Vmax, м/с. 2.7. Определение технической и сменной эксплуатационной производительности скрепера Техническая производительность скрепера определяется: а) эллиптическая; б) “восьмеркой”; в) зигзагообразная; г) спиральная.
Пт = 3600 - время 1 часа работы скрепера в секундах; VK - геометрический объем ковша скрепера, м3; К„ - коэффициент наполнения ковша скрепера, принимается по табл. 8/1/; Тц - время полного рабочего цикла скрепера, с; Кр _ коэффициент разрыхления грунта в ковше скрепера, принимается по табл. 9 /1/.
Эксплуатационная сменная производительность скрепера определяется: Пт = Тсм- время продолжительности 1 смены в часах, принимается Тсм = 8, 2 часа; Кв - коэффициент использования рабочего времени скрепера в смену, для прицепных скреперов - Кв = 0, 80.
|