Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные неисправности
От автора
Мне посчастливилось родиться на берегу само- го синего в мире Черного моря. В непогоду, когда море штормило, грохот волн доносился сквозь сте- ны нашего скромного жилища. Утром достаточно было выйти на крыльцо, чтобы увидеть, как в коль- це, которое образуют горные вершины Крыма: Ро- ман-Кош, Чатыр-Даг, Демерджи, сверкает на солнце изумрудом чистой воды море. Не каждому выпада- ет счастье любоваться ежедневно такой красотой.
На чердаке с утра и по вечерам ворковали го- луби. Засыпать и просыпаться под шум прибоя и воркование голубей - разве это не счастье?
Этим воспоминаниям детства я обязан отцу, пронесшему через испытания военных лет мальчи- шеское увлечение этими птицами, символом мир- ной жизни, его необыкновенному жизнелюбию. Сколько вспоминаю его - он всегда напевал, что бы ни делал. Это по силам натурам цельным, живущим в гармонии с собой и окружающим миром.
Мать, несущая безропотно на себе бремя до- машнего труда. Накормить, обстирать троих мужи- ков - не простое дело. Выражаю им запоздалую благодарность. На словах у меня это никогда не по- лучалось. Всей своей жизнью, своим трудом мне всегда хотелось им показать, что не напрасно ем хлеб, а награды за отличную учебу и спортивные достижения в детстве и юношестве, за успехи в ра- боте в дальнейшем без слов выразят степень моей сыновней благодарности.
Особую благодарность выражаю школьным учителям, которым не удалось погубить во мне са- мостоятельность мышления.
S
Искреннюю благодарность выражаю учителю и тренеру Залевской Екатерине Александровне за ее всегда вовремя сказанные слова, науку преодо- левать себя, относиться к жизненным трудностям, как способе узнать свои возможности, рассматри- вать их, как тренирующий фактор. Одному Богу известно, как часто память возвращала меня к ее наставлениям.
Великий Человек Генрих Саулович Альтшул- лер удивительным образом организовал мое инже- нерное мышление своим алгоритмом решения изо- бретательских задач.
Не могу оставить без благодарности чиновни- ков всех рангов, которым предлагалось рассмот- реть с целью внедрения в практику мои разработ- ки, и не ударивших палец о палец в этом направлении. Значит, не наступила полнота вре- мен, мой труд не имеет законченного вида, мои ар- гументы неубедительны. И снова наблюдать, ис- следовать, дополнять, не растрачивая сил на хождение по кабинетам.
Перед кем действительно «снимаю шляпу», так это перед людьми, которые сумели узреть ра- циональное зерно в предлагаемых методиках и вооружить себя знанием независимо от формаль- ного статуса того, от кого они исходят. Многие из них расстались со своим абсурдным прошлым и живут, не болея и не принимая лекарств, уже мно- гие годы.
Не могу не выразить благодарности и той не- многочисленной группе людей, которые не захоте- ли воспользоваться случаем, который им предоста- вила судьба, или предпочли не работать над собой, а употреблять медикаменты или рассматривать
целителя, как таблетку или примочку. Только бла- годаря таким людям открывались все новые и но- вые грани человеческой личности и механизмы возникновения заболеваний.
Мне хорошо известны трудности и опасно- сти, которым я подвергаю себя, опубликовав дан- ный труд, но не страшусь их. Мне не нужны уче- ные звания и степени, поэтому я не боюсь оппонентов. Мне не нужна слава, поэтому я не опасаюсь конкурентов и всех тех, кому вздумается обесславить мой труд. Вместе с тем, у меня было достаточно времени, чтобы осознать подлинную научную ценность своих разработок.
С детства меня не покидала уверенность, что я напишу книгу. О чем будет эта книга тогда было неясно, но почему-то очень четко в детской голове было сформулировано главное требование к ней: книга не должна обслуживать интересы отдельно взятой группы людей ни по национальным, ни по религиозным, ни по идеологическим мотивам. Фактический материал не должен принадлежать отдельно взятой эпохе, он должен быть вне време- ни. Книга должна содержать информацию одина- ково интересную и полезную для всех людей и во все времена. И я благодарен судьбе, что она дала мне этот шанс.
Каждая книга находит своего читателя, наде- юсь, найдет свою читательскую аудиторию и этот мой скромный труд.
^
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Опять же их манера отсылать к специа- листам: мы, дескать, только распознаем, а вот поезжайте к такому-то специалисту. так он тебя вылечит. Совсем, совсем я те- бе скажу, исчез прежний доктор, который ото всех болезней лечил, теперь только одни специалисты.
(Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»)
Старо-Крымская больница была, на первый взгляд, вполне благополучной. По крайней мере, неврологическое отделение отличалось чистотой, тишиной и наличием свободных мест, что само по себе было редкостью.
Дежурный врач прежде, чем определить но- мер палаты, достаточно настойчиво пытался выяс- нить, кем и где работает вновь поступивший паци- ент. Когда до меня дошел истинный смысл этого сакраментального для лечащей братии вопроса, включился в игру и настоял на записи в соответст- вующей графе анкеты слова «безработный». Нужно сказать, что это слово тогда только входило в оби- ход и резало слух. Несмотря на то обстоятельство, что у меня оказалась в наличии квартира, пропис- ка, жена и деньги на приобретение лекарств, то есть еще не достиг вершины карьеры, путь к кото- рой мне был открыт экономическими реформами, пока не БОМЖ, похоже, авторитета в его глазах мне не добавило.
Запоздалое заявление, что в больничном лис- те я не нуждаюсь, утонуло во встречной «любез- ности»: «Видите ли, ваша болезнь слишком запу- щена, и наш курс лечения в 21 день, скорее всего, вам не поможет. Так что будете направлены в Рес- публиканскую больницу на гормональные препа- раты. Возможно, с их помощью удастся частично поправить положение». Шевельнувшееся было в душе сожаление, что переборщил с «представле- нием по случаю прибытия», было задавлено в за- родыше. В свои сорок восемь лет ты в больнице впервые, не считая роддома. Пройти нужно по всем ступеням, не перешагивая, дабы не накапли- вался уровень некомпетентности. Впрочем, при- выкать к положению привилегированного пациен- та не было резона. Во-первых, а вдруг это и в самом деле надолго, а во-вторых, заработанных за лето денег едва хватит на полгода, а дальше? Дальше думать не хотелось...
В палате на пять коек, кроме меня, было еще трое больных, одна койка оставалась незанятой. Переодевшись и разложив в тумбочке лекарства и съестное, я отправился на уколы. Не знаю, нако- пившаяся усталость, духота, запах лекарств, вид медицинских инструментов и кровавых тампонов или впечатлительность и развитое пространствен- ное воображение, но я вдруг почувствовал, что об- ливаюсь холодным потом и бледнею.
Это обстоятельство не осталось незамечен- ным, и процедурная сестра сунула мне ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом, усадила на кушетку и, не дав рухнуть моему мужскому са- молюбию, терпеливо выслушала мои объяснения по поводу...
В памяти всплыл анекдот о коте, который всю ночь водил кошку по чердакам и рассказывал, ка- кие у них в Сибири морозы, и как он свои достоин- ства отморозил.
Первое посещение «камеры пыток» окончи- лось благополучно. Три укола по одному кубику каждый были исполнены виртуозно и вызвали за- поздалую мысль о том, что жену нужно выбирать из медсестер по тому, как она вонзает иглу шприца в «задний мост».
Возвратившись в палату и приняв горизон- тальное положение, я погрузился в размышления. Перед человеком, оказавшимся на больничной кой- ке, всегда встает множество проблем, если его жизненная позиция активна, или все проблемы за- канчиваются, если болезнь становится средством ухода от сложностей жизни, а пенсия по инвалид- ности - конечная цель существования. Мысли тек- ли потоком, путаясь и перескакивая с одной на другую. По укоренившейся привычке исходить из того, что есть, а не из того, чего нет, стал отыски- вать положительные моменты в положении, в кото- ром оказался. Во-первых, за много лет напряжен- ной работы без отпусков и отдыха, когда некогда подумать о душе, появилась такая возможность. Фон, правда, малоподходящий, что и говорить. Во- вторых, сейчас начало сентября, а в Крыму это еще лето, значит, топливный кризис не будет о себе на- поминать, хотя бы в течение трех предстоящих не- дель. Вот, если бы это со мной случилось в февра- ле, было бы гораздо хуже. В-третьих, денег, заработанных за лето, на первое время хватит. В- четвертых, единственный сын уже на пятом курсе, в Москве, взрослый, если что... «Если что», есть
машина, есть гараж. Что-то успел, что-то останется семье...
Успокоив себя таким образом, я собрался про- анализировать, что же, собственно, произошло, по- чему так пессимистично настроен врач, каковы шансы и прочее.
Вдруг, как это бывало уже не раз, ход моих мыслей был прерван и перед глазами возник, а правильнее сказать: «перед внутренним взором предстал» с удивительной ясностью давно знако- мый сюжет...
Теперь уже и не вспомнить название книги, имя автора, только в памяти глубоко отпечаталась написанная рукой истинного мастера картина тер- пящего бедствие парусного судна.
Ночь. Сильнейший шторм. Ветер завывает в снастях, срывая пену с громадных валов и обруши- вая их на искромсанный остов еще вчера красивого и быстроходного корабля, мощно рассекавшего волну, в белоснежных парусах которого старатель- но трудился укрощенный ветер. Молнии прорезают кромешную темень, освещая на миг обрывки пару- сов на обломках мачт. Среди треска и грохота вце- пившись в штурвал, стоит человек, изо всех сил пытаясь оттянуть удар о рифы. Гибель корабля не- минуема. Моряк это знает, ведь он не новичок. Скорее, он - старый «морской волк», на своем веку повидавший немало. Да и жизнь его не назвать праведной, да и припрятанные на берегу сокрови- ща помнят лихие абордажи и предсмертные крики своих прежних владельцев. Одним словом, за штурвалом человек далеко не праведный, в Бога не верующий. Но в последний момент, когда между волнами показались прибрежные скалы, и до
столкновения остался один лишь миг, в груди ста- рого грешника встрепенулась душа, воззвала к Бо- гу о спасении и дала обет праведной жизни, жерт- вы и служения до конца дней. Страшный треск и грохот в следующий момент оборвали мысли каю- щегося грешника, и сознание покинуло его.
Когда он очнулся, светило солнце, море лас- ково перебирало камешки на узкой полоске пляжа. Оглядевшись, моряк увидел остов корабля, осев- ший на рифах, и тела своих товарищей...
... Прошли годы. В почетном гражданине, по- строившем на свои средства церковь, снискавшем почет и уважение сограждан своей праведной жиз- нью и набожностью, нельзя было узнать прежнего «грозу морей и океанов».
Вот такая история. Не лучше и не хуже многих похожих сюжетов. Но почему память так часто возвращала меня на борт этого судна, заставляя снова и снова переживать с новыми подробностя- ми, казалось, давно забытый сюжет? Сейчас мне все понятно, вернее, стало понятно в тот памятный сентябрьский день 1995 года.
Больница, медикаменты, врачи, медсестры, приговор врачей. Бодрые посетители-навещатели, их лживые глаза после разговора с врачом за спи- ной больного. Как же многократно это повторяется во всех больницах мира ежечасно, ежеминутно! Чем измерить глубину моральных страданий боль- ного человека, как исцелить его душу!?
В один из таких дней, глядя через окно на осенний лес в лучах заходящего солнца, я снова ощутил себя на борту гибнущего корабля.
Будет лишним подробно описывать мои даль- нейшие мысли, чувства и действия. Проницатель-
ный читатель уже все понял. А вот то, что про- изошло спустя пять минут, лучше не доверять бу- маге. В это трудно поверить, да это и не важно. Важно другое: во что это вылилось в конечном сче- те. Дальше постараюсь без лирики, по существу.
Не волнуйтесь. Если эта книга попала к вам в руки, значит, время у Вас есть и есть шанс.
Театр абсурда
В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле.
(Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).
Все граждане делятся на: имеющих медицин- ское образование и не имеющих оного. Первые на- зываются врачами, вторые - пациентами. Язвитель- ный читатель скажет, что и врачи тоже болеют, следовательно, они тоже пациенты. А кто же такие врачи тогда? Очевидно, этот читатель не имеет ме- дицинского образования, а то он бы сразу понял, что врачи - это пациенты, которые сами себе выписы- вают лекарства. Имеют право, у них есть диплом.
Сегодня только ленивый не ругает врачей и милиционеров, но как только «поплохеет» или кто- нибудь обидит, бегут за помощью к врачам и мили- ционерам. Дабы не впадать в грех лицемерия и, поскольку обойти тему взаимоотношений между врачом и пациентом невозможно, хотелось бы ог- раничиться парой замечаний, без претензий.
Подавляющее большинство пациентов из «не- образованных» находятся в недоумении из-за ряда противоречий. Противоречие первое. Кто, как не люди, посвятившие себя медицине, должны, по их «непросвещенному» мнению, являть собой образ- цы здоровья и долголетия! Кстати, с ними был со- гласен Гиппократ, первая заповедь которого обра- щена к врачу с требованием: «Исцелися сам!»
Американский доктор Уотер в своей брошюре «Умершие врачи не лгут», обращаясь к абитуриен- там медицинского колледжа, говорит: «Если вы хо-
тите прибавить к своей жизни 18 среднестатисти- ческих лет. не поступайте в медицинский кол- ледж!» (Средняя продолжительность жизни врачей з США на 18 лет меньше средней продолжитель- ности жизни в стране и составляла на момент на- писания брошюры 58 лет). Противоречие второе. Чем глубже проникает наука в человеческий орга- низм, тем больше появляется лекарственных пре- паратов, действующих на соответствующем уров- не. Чем на более тонкие структуры организма воздействуют эти препараты, тем более непредска- зуемые отрицательные последствия, так называе- мые «побочные эффекты» они вызывают.
Одним из «достижений» аллопатической меди- цины является признание Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) факта появления лекарст- венных заболеваний и призыв к созданию сети НИИ для их изучения. То есть, первую производную от аллопатической медицины человечество уже полу- чило в виде лекарственных заболеваний. Что может дать изучение этих заболеваний? Если допустить, что удастся их классифицировать и создать лекарст- венные средства от лекарственных заболеваний, то это неизбежно приведет к лекарственным заболева- ниям второго порядка и т. д. Очевидно, что это ту- пиковое направление, правильнее сказать, это пря- мой путь к уничтожению человека, как вида. Самое время задаться традиционными вопросами русской интеллигенции. Что происходит? Кризис мировой системы здравоохранения. Кто виноват? Тот, кому это выгодно. А кому это выгодно? Тому, кто «при делах», а, следовательно, «в доле». Что делать? Чи- тать следующую главу.
В НАЧАЛЕ БЫЛА ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
...Последний символ в этом ряду имеет но- мер«0» и называется «Безумец». На нем изображен человек, которому недостает рассудка, так как он глух и слеп. Вместо того, чтобы развивать свои способности и позволить духу возобладать над ни- ми, он, сам того не зная, несет дарованные ему та- ланты в заплечной сумке. Он опирается на посох - на знания, убеждения и учения, которые не помо- гают ему, не поддерживают его, не защищают, по- . скольку он упрямо и с трудом шагает по пескам пустыни к своей гибели.
Египетские мистерии
Великий инженер Вселенной создал Человека с использованием подвластных ему «материалов» и «технологий», тот есть с помощью мысли и чувст- ва, состоящим из мысленной (ментальной) и эмо- циональной (астральной) субстанций, и поместил его в тело.
Как конструктор, Творец заложил в свое дети- ще технические решения, принцип работы и усло- вия эксплуатации, обеспечивающие его длитель- ную бесперебойную работ}'. Не были забыты такие технические возможности, как способность к само- регуляции, самовосстановлению, самовозобновле- нию, энергетическому самообеспечению, самопро- граммированию, а также размножению, самообра- зованию, самопознанюо, а так же к творчеству. Он наделил свое творение возможностью сверхсозна- тельной, сознательной и подсознательной деятель- 14
ности, а также множеством далеко не познанных, так называемых сверхвозможностей, или сверх- способностей. Создав столь сверхсложную маши- ну, великий инженер Вселенной максимально уп- ростил управление процессами жизнедеятельности и жизнеобеспечения, а также размножения, замк- нув их на подсознание и инстинкты.
Не постигнув замысла Творца, принципов устройства и работы, технических решений, зало- женных в конструкцию, невозможно ее правиль- ное, говоря инженерным языком, использование, эксплуатация и ремонт.
Каждый из нас пользуется бытовой техникой, приборами, транспортом и прекрасно понимает, что без руководства по эксплуатации не обойтись. Специалисты по ремонту и обслуживанию слож- ной техники не могут обойтись без соответствую- щих руководств по обслуживанию и ремонту.
Возникает интересный вопрос: где руково- дство по устройству, эксплуатации и ремонту Человека'? Мне уже слышится ответ: «Возьми ана- томический атлас, почитай учебник по физиоло- гии». Вы не услышали вопрос. Речь идет не об устройстве тела, а об устройстве Человека. И с большой буквы.
Согласно преданию. Архангел Разиил (Рази-. эль) дал Адаму книгу - Сефер Иецира, открывшую первому человеку тайны творения. Но после гре- хопадения Адама эта книга была у него взята об- ратно. С тех пор человечество и мучается в неведе- нии. Болеет, страдает, умирает с вопросом на устах: «Господи, за что?». Мы недоумеваем, поче- му болеют, страдают и уходят преждевременно в мир иной хорошие люди?
Ответ прост: человечество не имеет руковод- ства по устройству, эксплуатации и ремонту Чело- века. А, может все-таки оно существует, но спрята- но за глубокими морями, за высокими горами? А, может, не там ищем?
Свято место пусто не бывает, и в течение всей жизни каждый человек формирует свой индивиду- альный и, как ему кажется, идеальный план созна- ния (ИПС), руководствуясь нравственными, рели- гиозными, идеологическими, культурными, национальными и другими традициями, принци- пами, опираясь на знания, следуя убеждениям и учениям.
Однако, если посмотреть на этот процесс со стороны, то, очевидно, что зачастую эти самые традиции и учения являются непримиримыми ан- тагонистами. Так, материалистическая философия антирелигиозна по своей сути. Преобладающая в каждой отдельно взятой стране идеология форми- рует систему образования, воспитания, формирует социальную среду, где действуют свои законы и правила.
В странах с авторитарными режимами инако- мыслие преследуется по закону. Несогласные с действующими порядками объявляются диссиден- тами и подлежат уничтожению или изгнанию за пределы страны. Разве не так поступали и посту- пают с нарушителями традиций и законов племени со времен первобытных? Разве не побивали и не побивают камнями отступников, нарушивших за- коны общественной морали, установленные рели- гиозными фанатиками? Разве не жгли на кострах еретиков, не отлучали и не отлучают их от церкви? Свобода совести и вероисповедания носит, как
правило, декларативный характер, хотя и записы- вается в Конституцию.
Очевидно, ИПС человека остается детермини- рованным, вынужденно подстроенным к условиям социума. В периоды «революционных преобразо- ваний», сопровождающихся «формированием лич- ности человека новой формации», сложившиеся у большинства людей к данному времени ИПС пре- терпевают серьезные напряжения. Требования «пе- рестроиться здесь и сейчас» можно сравнить по своей стрессовой нагрузке с насильственной смер- тью самого близкого человека.
Если гипотетически представить человека, ко- торый в этих нечеловеческих условиях сумел вы- работать и сохранить свой ИПС независимо от выше перечисленных факторов, то где гарантия, что его ИПС совпадает с замыслом Творца?
НАЗАД, К ИСТОКАМ
О, ты. пространством бесконечный, Живый, в движенье вещества Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог.
(Державин Г.Р.)
Человек - единственный во всем творении - «сотворен по образу и подобию Божию» (Быт. 1.26). В первой главе Книги Бытия дано библейское опи- сание творения. Творить - здесь означает создавать из ничего; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоуста: «приводить из небытия в бытие».
Каждый человек, будучи сотворенным «по об- разу и подобию Божию», по своей человеческой природе уже является отражением Сына Божьего, который, в свою очередь, Сам есть нетварный «об- раз Бога».
Что же это за загадочный непостижимый «Бог»? «Без лиц, в трех лицах божества!». Первый Никейский в 325 г., Первый Константинопольский в 381 г. и Второй Константинопольский в 553 г. Вселенские соборы сформулировали и утвердили учение о Св. Троице и окончательно провозгласили текст Символа Веры, признание которого является обязательным для каждого христианина.
Наиболее адекватную фигуру или схему хри- стианской Троицы отражает образ, в котором три личности - Отец, Сын и Святой Дух - раздельны и в то же время едины. (См. рис. 1). Необходимо за- метить, что наряду с христианской традицией ана- логичная символика присутствует и в других ве- рах, например, индуизме - трехликии Брама, у римлян - двуликий Янус.
Отец - не Сын, Сын - не Дух Святой, Дух Святой - не Отец. Но Отец - это Бог, Сын
Из hhdrb Хаума " OjficaxHbu древнее xuunepun"
| - это Бог и Дух Святой
- это Бог. Как бы мы ни напрягали извилины, призывая на помощь логику, сколько бы ни вчитывались в теологи- ческие тексты, если быть до конца откро- венным перед собой, то должны признать свою несостоятельностьвять
в попытке понять
единство отрицания
Вот тут и прихо- дит на помощь вера, как основание хри- стианской жизни и высшая добродетель.
Классическое определение веры в Писании таково: «Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1).
Веру, как правило, противопоставляют знанию и разуму. «Верую, Господи!., помоги моему неве- рию» (Мк. 9, 24).Вот она ахиллесова пята христиа- нина! Необходимость в слепой вере ослабляет ве- рующего и отталкивает от религии неверующего. В свое время Е.П. Блаватская высказала мысль о том, что слово вера состоит из двух слов: ведаю и разу- мею. Верю, потому что ведаю и разумею. Это уже осознанная вера.
Добродетель же души есть Знание: тот, кто знает, тот благ, благочестив и уже божественен. Это побуждает вновь и вновь искать истину, задавая са- мому себе прямые вопросы, не удовлетворяясь лу- кавыми ответами. Кстати, не прекращаются нападки со стороны Сторожевой Башни на само понятие Святой Троицы, на необходимость веры в нее, дес- кать, Иисус Христос ничего о ней не говорил, и в Евангелиях, и в Новом Завете в целом о ней не упо- минается! А зачем? Ведь Новый Завет - это не фи- лософский трактат, требующий определиться в тер- минах. Для каждой эпохи характерна своя терминология, и она очевидна современникам.
Задолго до появления христианства Гермес Трисмегист (Триждывеличайший) писал: «Гор- дость всего сущего, Бог, божественное и Природа божественная. Начало всего сущего есть Бог - и Ум, и Природа, и Материя, - поскольку Он есть мудрость для проявления всего. Начало священно, и оно есть Природа, энергия, Необходимость, за- вершение (телос) и обновление». (Священная речь Гермеса Триждывеличайшего). «Свет - это Ум, ко- торый предшествует Природе. Исходящее же из Ума лучезарное слово - это Сын Божий.... То, что в тебе видит и слышит, есть Слово Господне; Ум
есть Бог-Отец. Они неразделимы, ибо в единстве их жизнь». (Герметический свод. Поймандр Герме- са Триждывеличайшего).
Нетрудно заметить, что: 1) Бог - это и Ум, и Природа, и Материя; 2) Бог-Отец - это Ум, Приро- да - это энергия божественная, а Бог-Сын - это ма- терия. Можно смело предположить, что божест- венная энергия - это Дух Святой.
Становятся понятными известные слова из Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В Ведах же мы читаем: «В начале был Брахман, с которым пребывало Слово и Слово есть Брахман». Ничто не ново под Луной!
Прежде, чем приступить к творению, необхо- димо определить порядок действий. А, поскольку Человек создан «по образу и подобию», то и наш собственный опыт должен служить нам прообра- зом божественной работы. Как мы поступаем? Вначале строим ментальный план, хорошенько представляем будущее творение, затем затрачиваем определенное количество энергии, только после этого оно материализуется.
Если абстрагироваться, то получается нераз- рывная связь информационного, энергетического и материального взаимодействия. Да, информация - не материя, материя - не энергия, энергия - не ин- формация. Но каждая материальная конструкция создана обязательно с энергетическими затратами, по строго определенному плану (схеме, чертежу, замыслу).
Очевидно, каждое отдельно взятое материаль- ное творение создается из различных материалов, с использованием различных видов энергии и отли-
чается конструктивно, технологически, различен технический уровень и степень сложности изде- лий, но принцип их создания остается всегда од- ним, если хотите, божественным.
По-новому, осознано, воспринимаются слова литургии о том, что, если Бог-Отец «неизречен, не- ведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый...», то и Бог-Сын обладает всеми теми же ка- чествами.
Принцип неразделимости информации, энер- гии и материи в процессе творения очевиден, В то время как факт рождения «Сына Божия, Единород- ного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна рож- денна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша...», безусловное утверждение, что никогда не было «времени», когда бы Сын Божий не суще- ствовал уразуметь никак невозможно, хотя суть од- на. За отрицание сего своим учением архиепископ Арий был признан еретиком и осужден первым Вселенским собором. Был бы он инженером, понял бы, что конструкция неотделима от чертежа и су- ществует в голове инженера-конструктора с мо- мента, когда он о ней впервые подумал.
Триединство Человека, ментальное, эмоцио- нальное и физическое, очевидно.
Как же действует, как проявляется божествен- ный, как мы теперь понимаем, принцип триедин- ства и неразрывности (невозможности существо- вания одного от другого) в окружающем нас материальном мире?
Для примера возьмем телевизор. Для чего мы его приобретаем? Получать информацию. Что в ми- ре важнее информации? Мы любопытны с детства,
нас влечет информация как способ познания окру- жающего мира. Школа, институт, специальные зна- ния, получение профессии, повышение квалифика- ции, книги, СМИ - все это имеет одну цель - получить информацию. Все разведки мира охотятся за информацией, мировая глобальная сеть Интернет, мобильная связь, освоение Космоса, запуск спутни- ков связи, спутников - разведчиков и т. д. и т. п. - все для получения оперативной, секретной и прочей информации. Ибо, «кто осведомлен, тот вооружен, кто вооружен, тот защищен». Информация - всему голова. Она - Бог-Отец.
Вернемся к нашему телевизору. Принесли из магазина, установили. Дизайн «ящика» нам нравит- ся, но не им же любоваться. Мы понимаем, что, не включив телевизор в сеть, картинки не увидишь. Включили, экран засветился. «Ура, работает!», но не показывает. Уже понятно, что «ящик» - это «Бог- Сын». Электроэнергия в этом контексте - «Дух свя- той». Для того, чтобы получить информацию на эк- ране телевизора, нужно, чтобы она транслирова- лась. Очевидно, божественный принцип про- является в необходимости одновременного (прин- цип неразрывности) наличия трансляции информа- ции, электроэнергии и телевизора. И, если хотя бы одной составляющей не хватает: не работает ретранслятор, отключили электроэнергию, нет теле- визора или он неисправен, или то и другое вместе в любом сочетании мы не получим того, к чему так стремились.
Компьютер. Аналогично. Программное обес- печение, энергетическое обеспечение, «железо». Только при их одновременном наличии можно в полной мере воспользоваться его услугами: полу-
чить доступ к информации, общению по электрон- ной почте, создать интеллектуальный продукт, пе- ренести информацию на материальные носители и т. д. При этом, безусловно, иметь желание научить- ся пользоваться компьютером и иметь к нему дос- туп. Та же троица: информация, энергия, материя.
Музыкальные инструменты. Сам по себе музы- кальный инструмент - струнный, клавишный, духо- вой, ударный - это материальная конструкция, ко- торая стоит, лежит, висит на стене и не мешает спать соседям. Когда мы ударим по струнам, кла- вишам, дунем, куда следует, то раздастся звук. Для того, чтобы зазвучала мелодия, ради чего и были созданы музыкальные инструменты, необходимо касаться струн или клавиш в определенной после- довательности, с определенной силой и определен- ной продолжительностью. Алгоритм этих касаний и энергетических воздействий и определяет мелодию. Алгоритм, программа, нотная запись, игра на слух - это тоже информация. И здесь информация, энер- гия, материя.
Автомобиль, для крутых - яхта, аэроплан, вер- толет, подводная лодка. Что такое автомобиль? Те- лежка на колесах. Чтобы привести ее в движение, нужна энергия сгорающего в двигателе топлива. Материя и энергия уже есть. Впрочем, если не зна- ешь, как запустить двигатель, то далеко не оттол- каешь. Итак, чего нам не хватает? Совершенно верно, информации о системах управления, сигна- лизации, освещения и т. д. Короче говоря, нужно научиться управлять автомобилем, для крутых - яхтой, аэропланом, вертолетом, подводной лодкой. Можно действовать по принципу: нам география ни к чему, нас ямщик куда надо довезет. Предпола-
гается, что ямщик географию знает. Допустим, научились вы водить автомобиль по автодрому, по деревне. А выехали на трассу, в город? Правильно, без знания правил дорожного движения - до пер- вого автоинспектора или до первого перекрестка. Состояние вашего автомобиля целиком зависит от владения вами информацией относительно устрой- ства, правил эксплуатации и обслуживания, а так- же знаний правил дорожного движения.
Это утверждение в одинаковой степени верно и для телевизора, и для компьютера, и для музы- кального инструмента, и т. д.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА
Из вещества, такого же, как сон, мы созданы, И жизнь на сон похожа, И сном окружена.
В. Шекспир
«Человеку воздается по его делам, желаниям и мыслям». «Куда мысль, туда энергия; куда энергия, туда кровь». Кто из нас не слышал хотя бы один раз эти, ставшие расхожими, изречения!
Религии всего мира провозглашают: Бог, не- сомненно, существует, совершенно и абсолютно, будучи совершенной и абсолютной Жизнью, Доб- ром, Истиной, Любовью, Премудростью, Знанием, Единством, Чистотой, Радостью, Простотой, Со- вершенством и Свехсовершенством всего того, что присуще человеку по его природе как святое, ис- тинное и доброе. Иными словами, ментальный и психо-эмоциональный образ человека должен от- ражать Бога. «Боги суть бессмертные люди, а люди - смертные боги».
На связь ментального, психического и физи- ческого здоровья человека указывал Иисус Хри- стос: исцелив больного, он напутствовал его сло- вами: «Иди и больше не греши».
Слово «грех» означает «промах мимо пели» и трактуется по-разному. Человек был создан, чтобы быть тварным образом Божьим, чтобы жить в единстве с Богом и владеть всем мирозданием. Провал человека в этой задаче и есть тот грех, ко- торый также называется грехопадением. Об этом рассказывает третья глава Книги бытия: человек поддался соблазну зла (змея) и поверил, что он
может «стать как Бог» своей собственной волей и
усилием.
Св. Григорий Богослов трактует грехопадение как попытку человека переступить за пределы сво- их возможностей, попытку осуществить то, что было не в его власти.
Диссонансом с утверждением о том, что доб- родетель души есть Знание, звучит предание, ис- толковывающее вкушение Адамом от «древа по- знания добра и зла» как реальный опыт принятия зла человеком.
Как бы ни отличались в деталях и по существу различные толкования, одно совершенно ясно: из- за своей гордыни, зависти и отсутствию смиренной благодарности Богу, человек поддался искушению Сатаны и нарушил Божью заповедь. Так он «про- махнулся мимо цели» своего призвания.
В Библии и православном богословии грех, зло, страдание и смерть всегда сосуществуют. Ни одно из них не приходит само по себе, и все они - результат бунта человека против Бога и потери об- щения с Ним: грех порождает грех.
Из дошедших до нас рукописей Гермеса Трисмегиста, включенных в «Герметический свод» Андре Фестьюжьером особый интерес в свете рас- сматриваемой темы, на мой взгляд, вызывает «Тайная проповедь на горе и правиле молчания», которая изложена в виде диалога Гермеса Трисме- гиста со своим сыном Татом.
«1) Тат.... Поведи же меня теперь, как ты обещал к последнему посвящению возрождения, будь то голосом, будь то тайным путем. Я не знаю, о Триждывеличайший, из какого лона, из какого семени возрождается Человек.
2) Гермес. О, сын мой, лоно есть Мудрость в Молчании, а семя есть истинная Благость.
Тат. А кто ее сеет, отче мой? Я в полном недо- умении.
Гермес. Воля Божия, сын мой.
Тат. А как он рождается, отче мой? Лишенный видимого вещества, какое есть во мне, он должен быть иным.
Гермес. Рожденный - иной, он Сын Бога. Все есть во Вселенной, составленной из всех Сил.
Тат. Слова твои загадочны, отче мой, и ты не разговариваешь со мной, как отец разговаривает со своим сыном.
Гермес. Этому роду Истины не учатся, сын мой, ее припоминают, когда Бог этого пожелает.
3) Тат. То, что ты речешь, невозможно и проти- воречит здравому смыслу... Отче мой,... объясни мне, как происходит возрождение.
Гермес. Что тебе сказать, сын мой? Я могу тебе сказать только вот что: нематериальное видение случилось мне. Милостию Божией я вышел за пре- делы себя самого, чтобы войти в бессмертное тело, я больше не тот, кем был, я рожден в Уме. Это не познаваемо через слово, не видится через сию мате- риальную вещь, измышленную для видения земно- го, и потому я больше не тревожусь из-за моей пре- дыдущей сложной формы, и я более не окрашен, не осязаем, не измерим, я чужд всему этому. Ты сейчас видишь меня очами, но сим телесным очам недос- тупно мое нынешнее естество, не этими глазами меня сейчас можно видеть, сын мой.
4)Тат. Ты сводишь меня с ума, ты лишаешь ме- ня рассудка, отче мой. Не хочешь ли ты сказать, что теперь я больше не вижу даже самого себя.
Гермес. Да будет угодно Небу, чтобы ты, сын мой, смог выйти за пределы себя самого, как уно- симый ночью в сновидении, при этом не спя. (выд. авт.)
Тат. Скажи мне еще вот что: кто родитель возрождения? (выд. авт.)
Гермес. Сын Бога, человек, такой оке, как и все, по Воле Божьей, (выд. авт.)
5) Тат. Теперь, отче мой, после того, как оше- ломляющим ударом ты сделал меня немым, мои ощущения замерли, я могу только думать, и я вижу тебя все время той же величины и тех же внешних очертаний.
Гермес. Ты ошибаешься даже в этом, ибо вещи смертные меняют свой вид изо дня в день, время их увеличивает или уменьшает, они всего лишь при- зраки.
6) Тат. Что же тогда подлинно, о Триждывели- чайший?
Гермес. То, Что не испорчено, сын мой, то, Что не имеет ни границ, ни цвета, ни формы: неруши- мое, нагое, лучезарное; То, Что постигает Самое Себя; неизменное, Благо, Бесплотное.
Тат. Действительно, я теряю рассудок, отче мой Мне кажется, ты сделал меня мудрецом, и эта мысль усыпляет мои ощущения.
Гермес. Так оно и есть, сын мой; ощущения воспринимают то, что вздымается, как огонь, то, что опускается, как земля, дует через всю Вселен- ную, как воздух, течет, как вода; но как ты можешь охватить ощущениями то, что не есть ни твердое, ни жидкое, ни жесткое, ни мягкое, то, что постига- ется только через свое могущество и свою энер-
гию, что требует того, кто способен постичь рож- дение в Боге (рождение бесплотное)?
7) Тат. Значит, это за пределами моих возмож- ностей, отче мой?
Гермес. Да не будет так, сын мой. Постарайся, и это придет; возжелай, и твое желание сбудется. Усыпи свои телесные ощущения, и произойдет ро- ждение в божестве; очисти себя от слепых мучите- лей материи.
Тат. Значит, во мне есть мучители материи, отче мой?
Гермес. И их немало, сын мой, они грозны и многочисленны.
Тат. Я их не знаю, отче мой.
Гермес. Само незнание есть первый из этих палачей. Второй - печаль; третий - неумеренность; четвертый - вожделение; пятый - несправедли- вость; шестой - алчность; седьмой - лживость; восьмой - зависть; девятый - хитрость; десятый - гнев; одиннадцатый - опрометчивость; двенадцатый - коварство. Числом - двенадцать, но под ними, под их главенством еще большее количество. Посредст- вом пленения тела они заставляют находящегося внутри человека страдать через ощущения. Они удаляются все вместе, все как один, от того, кого Бог наделил милостию Своею и тогда Ум (Слово Божие) рождается в нем. Вот в этом-то и состоит способ и смысл возрождения.
8) А теперь не говори ничего более, сын мой, и храни набожное молчание: в награду за это ми- лость Божия впредь не перестанет нисходить на нас. Возрадуйся теперь, сын мой, вот, наконец, Си- лы божий очистили тебя до глубины; они прибыли для того, чтобы создать в тебе тело Слова Божиего.
Оно дошло до нас. Знание Бога, и с его прихо- дом невежество изгнано.
Оно дошло до нас, знание радости, и с его приходом печаль уйдет к тому, в ком еще есть для этого место.
9) Сила, которую я призываю после радости, это воздержание. О, сладчайшая сила! Подготовим ей, сын мой, самый дружественный прием: смотри, как своим прибытием она изгоняет неумеренность! На четвертое место я призываю терпение - силу, противостоящую вожделению. Этот уровень, сын мой, есть местопребывания праведности: смотри, как она без суда изгоняет несправедливость. Мы оправданы без суда, сын мой, несправедливости здесь больше нет. Как шестую силу, я призываю к нам общность, борющуюся с алчностью. Когда алчность отступила, я призываю еще истину: об- ман (лживость) исчезают, и к нам приходит исти- на. Смотри, сын мой, как с приходом истины бла- гость достигает своей полноты. Зависть отделя- ется от нас, как и остальные пороки.
К нам приходит Истина, за нею следует бла- гость, сопровождаемая жизнью и Светом, в нас не осталось больше палачей тьмы, все улетели, по- верженные, громко трепеща крыльями.
10) Теперь ты знаешь, сын мой, как происхо- дит возрождение. С прибытием Десятки, сын мой, Духовное рождение произошло, Двенадцатка из- гнана и мы обожествлены этим рождением. Тот, кто получил по милости Божией рождение в Боге, освобожденный от телесных ощущений познает божественные стихии, из которых он составлен, и наслаждается совершенным блаженством.
11) Тат. Усиленный Богом, отче мой, я созер- цаю, но не посредством глаз, а посредством духов- ной энергии, полученной мною от Сил.
Но скажи мне еще вот что: как палачи мрака, числом двенадцать, были изгнаны десятью сила- ми? Каким образом это произошло, о Триждывели- чайший?
12) Гермес. Этот шатер, из которого мы вы- шли, сын мой представляет собой зодиакальный круг, состоящий из знаков числом двенадцать, еди- ной природы, но способных принимать всякого ро- да формы, чтобы ввести человека в заблуждение. Среди этих палачей существуют пары, организо- ванные для того, чтобы сбивать людей с толку, объ- единенные в своем действии (в самом деле, Опро- метчивость неотделима от Гнева), и их даже невозможно отличить. Вполне естественно и со- гласно здравому смыслу, что они исчезают вместе, изгнанные десятью Силами, иначе говоря, Десят- кой; ибо Десятка, сын мой, - родительница души. Жизнь и Свет объединены в Единицу, в Дух, и чис- ло Один есть источник Декады. Посему вполне ра- зумно, что Единица содержит в себе Десятку, а Де- сятка содержит в себе Единицу.
13) Тат. Отче мой, я вижу все и себя самого в Уме.
Гермес. Именно в этом состоит возрождение, сын мой, не строить больше свои представления о форме тела в трех измерениях, но строить их в бесплотном.»
Из выше изложенного следует, говоря совре- менным языком, что:
• каждый человек наделяется Творцом еди- ным для всех строго определенным Божественным планом сознания (БПС);
• ментальная программа обусловливает пси- хо-эмоциональный статус личности (направлен- ность желаний), потенциальную эмоциональную реакцию;
• ментальная программа и психо-эмоцио- нальный статус определяют поведение (действия) личности;
• не располагая информацией о содержании БПС, в течение жизни каждый человек формирует свой индивидуальный, идеальный, как ему кажет- ся, план сознания (ИПС), зачастую удаляясь от Бо- жественного плана сознания (промах мимо цели);
• незнание о влиянии образа мыслей и психо- эмоционального состояния на психическое и физи- ческое здоровье - это первый «палач»;
• «палачи тьмы», «слепые мучители мате- рии», «грехи», «пороки» есть не что иное, как си- нонимы погрешностей, отклонений в сознании и психо-эмоциональном восприятии действительно- сти от Божественного плана сознания Человека;
• фактическая ментальная программа и сию- минутное психо-эмоциональное состояние обу- словливает состояние тонких («бесплотных») тел человека, а именно: ментального и астрального (тела эмоций); и, как следствие, обусловливает Циркуляторные процессы в организме, работу эн- докринной системы, влияет на все процессы мета- болизма в тканях;
• все болезни человеческого тела, пороки развития, в том числе и внутриутробного (об этом
в главе «Механизм передачи наследственных при- знаков»), являются следствием отклонений от Бо- жественного плана сознания Человека;
» возможно, правильнее сказать, необходимо только самостоятельное перепрограммирование с целью перехода на БПС («возрождение»); если хо- тите, очистка сознания от вирусов в той части ин- дивидуального ИПС, где он не совпадает с БПС, или освобождение от грехов:
* поскольку перепрограммирование происхо- дит со скоростью мысли, то и восстановление тон- ких тел должно осуществляться практически мгно- венно:
• поскольку тело человека материально, и, следовательно, ему присуща инерция, вследствие переходных процессов в циркуляции крови, вклю- чения в работу эндокринной системы и постепенно- го восстановления гормонального равновесия, вос- становления процессов метаболизма в тканях, то и время, необходимое для выздоровления, будет зави- сеть от имеющейся на данный момент патологии. Но, это самый короткий путь к здоровью теоретиче- ски, но, как будет видно дальше, и практически.
Как-то по-другому, осознанно, воспринимает- ся изречение: «Звезды управляют глупцами, а муд- рецы управляют звездами». Действительно «Де- сятка изгоняет Двенадцатку»: человек, соблюдаю- щий 10 заповедей, способен обуздать негативное влияние 12 знаков Зодиака, подняться над страстя- ми. Вот почему церковь против астрологии, вернее, астромантии. Цель и предназначение Человека - вернуться к истокам, стать сотворцом, развить в себе божественное, не следовать в кильватере предсказаний; пройти по минному полю страстей
невредимым, а не стать их жертвой. Постоянно чувствовать и «видеть все и себя самого в Уме». То есть, видеть во всем волю Бога и руководствовать- ся Божественным планом сознания, соблюдать соб- ственную инструкцию по устройству, эксплуатации и ремонту.
Принципиальная схема, извините за термино- логию (автор сего труда, прежде всего, инженер), Человека понятна, очень на это надеюсь.
Пора переходить к устройству Человека.
ТОНКАЯ, ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА
Природа этих явлений пока неиз- вестна, но отмахиваться от них нельзя, не рискуя погубить науку.
В. А. Трапезников.
То, что все живое окружено вполне реальными энергетическими оболочками, уже не вызывает ни у кого сомнения. Фотографии полевых структур биологических объектов, выполненные супругами Кирлиан в 1935 году, документально подтвердили их существование. Эпохальное открытие «эффекта Кирлиан», казалось, должно было дать могучий толчок развитию медицины, послужить на благо оздоровления человечества. Однако этого не про- изошло. Почему? А потому, что: «наука начинается там, где начинают измерять». Попытка измерить электрический потенциал полевых структур, в том числе и биополя человека ни к чему не привела, так как эти поля не имеют электромагнитной при- роды. А, раз нельзя измерить, то для науки этого не существует. Почему-то после открытия электро- магнетизма напряженность электромагнитного по- ля не стали измерять с помощью весов и линейки, а была разработана специальная система единиц, созданы специальные приборы. Когда было откры- то рентгеновское излучение, его не стали измерять с помощью «напряжеметра». Если явление сущест- вует, но его нельзя измерить существующими при- борами, то это проблема науки и ее решением сле- дует заниматься, а не перекладывать ее с больной головы на здоровую.
Очевидна сложность создания такого прибора. Представьте, какой чувствительностью должен об- ладать прибор, способный зафиксировать мысль от- дельного человека, отдифференцировав ее от мен- тального воздействия окружающих! Мы чувствуем эманации, исходящие от другого человека, различа- ем их, даем им оценку, потому что нас создал Вели- кий инженер Вселенной.
Итак, физическая форма, как таковая, представ- ляет собой лишь ограниченное, неполное проявление целостной реальности. Физическое тело окружено яйцевидной оболочкой, эманацией. Она состоит из разных слоев энергии, каждый из которых отражает один из аспектов бытия. Структурно полевая оболоч- ка состоит из трех взаимосвязанных оболочек, вме- щающихся одна в другую по принципу «матрешки». Самая большая из них представляет, так называемое, ментальное тело. Она отражает позиции сознания, или ментальный план человека по семи аспектам че- ловеческой личности. Вторая оболочка наиболее ди- намична и отражает наше эмоциональное состояние. Это астральное тело, его также называют телом же- ланий. Третья, самая близкая к телу, отражает энер- гетику физиологических процессов, происходящих в организме. Экстрасенсы-целители именно по со- стоянию эфирного тела проводят диагностику и на- зывают его биополем. Все три уровня энергии обра- зуют ауру - зеркало бытия.
Внешне, топологически, она напоминает яйце- образную оболочку, охватывающую все тело от го- ловы до копчика. Конечности окружены значи- тельно меньшим полем. Аура окрашена в различные цвета, отличается яркостью, ясностью и четкостью.
Роль своеобразных мостов между тонкими те- лами, а также между тонкими телами и телом фи- зическим исполняют чакры. Но главное их назна- чение - воспринимать и проводить энергии, исходящие из окружающего пространства, в ауру, питая тонкие тела человека.
Условно, ауру человека, включающую в себя эфирное, астральное, ментальное тела и чакры можно назвать внешней энергетической структу- рой.
Тонкое тело имеет также целую сеть соеди- ненных между собой энергетических каналов, ко- торые называются «меридианами» или «нади» (от санскритского слова «над», что означает «течь»). В «Шива-самхите» (стих 13) сказано: «В человече- ском теле находятся 350000 нади; четырнадцать из них являются главными. Нам более известны «14 чудесных меридианов» из китайской медицины.
Сушумна, самый важный из нади, начинается в корневой чакре, идет вверх вдоль позвоночного столба и заканчивается в теменной чакре. Сама сушумна имеет тройственную природу и состоит из трех силовых потоков, заключенных один в дру- гой. Внутренний поток называется читрини - «Не- бесный Путь», тот есть податель радости бессмер- тия. Именно в читрини укоренены чакры, но рас- крываются они на поверхности соответствующего энергетического тела.
Помимо сушумны в человеческом организме имеются два других важнейших канала: ида и пин- гала. Иду также называют чандрой, (Луной), или ре- кой Гангом, а пингалу - сурьей, (Солнцем) или рекой Ямуной. Нади-пингала берет начало в правой части корневой чакры и идет вверх по телу, образуя зигза-
гообразную (синусоидальную) линию, осью кото- рой является сутлумна. Нади-ида начинается в левой части корневой чакры и поднимается вверх по телу, образуя синусоидальную линию, симметричную траектории пингалы. Ида, пингала и сушумна встречаются в центре лба, между бровями, и обра- зуют в этом месте энергетический узел, дальше три реки - Ганг, Ямуна и Сарасвати - текут единым по- током. Кадуцей Гермеса - жезл, симметрично пере- плетенный двумя змеями - по-видимому, и отража- ет каналы: иду и пингалу. Характерно, что иде и пингале нет соответствия в системе китайских чу- десных меридианов. Но нет и понятия чакр в китай- ской традиции. Интересно, что существуют две схемы расположения каналов ида и пингала: в обход чакр или сочленяясь в чакрах. См. рис.2.
Позволю себе заметить, что если чакры «укореняются» в сутаумне, что соответствует задне-срединному меридиану в китайской медицине, то почему бы им не «укорениться» также и в передне-срединном мери-
Рис.2. Диане?
Систему каналов, или ме- ридианов, можно назвать внутренней энергетиче- ской структурой.
Очень важными выводами, исходя из разделе- ния энергетической структуры на внешнюю и внутреннюю, являются:
• внешняя и внутренняя энергетические сис- темы образуют одно целое;
• наличие энергии во внутренней системе за- висит от состояния внешней системы, наличия энергии в ней;
• приступать к восстановлению циркуляции энергии в меридианах (иглоукалывание, рефлексо- терапия) можно только после восстановления внеш- ней структуры, так как в противном случае это мо- жет вызвать нарушение скомпенсированного сос- тояния больного, привести к рассеиванию энергии.
Чакры
«Чакра - это санскритское слово, означающее «колесо». Колесо вертится вокруг собственной оси; оно может вращаться медленно или быстро.
Чакры также называют «лотосами», или «падма- ми». Эти символы во многом проясняют для нас при- роду чакры, как живой силы. Подобно лагосу, чакра может пребывать в «закрытом» состоянии бутона, или в «открытом» состоянии цветения, быть активной или дремлющей.
Вообще, о чакрах написано немало. Если про- анализировать доступную литературу, то совокуп- ность информации о чакрах можно представить следующим образом:
• существует несколько «чакрамных» струк- турных схем, отличающихся количеством и дисло- кацией чакр, даэ все авторы сходятся на том, что ос- новных чакр семь;
» основные чакры являются энергетическими центрами и расположены вдоль центрального энер- гетического канала сушумны;
• все авторы связывают их действие с силами разума и желаний; чакры определяют как колеса ра- зума, которые перемещают его по дебрям желаний;
• каждая чакра представляет собой зону, где концентрируется и проявляется какое-то базовое желание человека;
• каждой чакре присущи строго определен- ные качества ментального и психо-эмоционального аспекта человеческой личности;
• каждое желание подпитывается энергией конкретной чакры, которая отличается от другой;
• каждой чакре соответствует определенная физическая система и относящиеся к ней органы;
«каждой чакре соответствует одна из важ- нейших желез внутренней секреции;
• каждой чакре локально соответствует важ- нейшее нервное сплетение;
• каждой чакре соответствует свой цвет и звук.
Традиции Востока в области духовного разви- тия предполагают йогический путь, конечной це- лью которого является пробуждение и подъем Кун- далини по центральному каналу сушумне к теменному центру (Сахасраре). Энергия Кундали- ни в процессе своего подъема, якобы, раскрывает лепестки чакр подобно лепесткам лотоса.
С целью подъема Кундалини, пробуждения энергии соответствующей чакры разработаны спе- циальные физические упражнения, асаны (позы), дыхательные упражнения, мантры (звуковые воз- действия), мандалы, медитативные практики.
Вместе с тем, все авторы утверждают, что этот процесс очень длительный, требующий постоянст-
ва, терпения, последовательности, что никак не со- гласуется с менталитетом человека Запада. Отсут- ствие высоко продвинутого гуру может привести - и приводило неоднократно -к различным психиче- ским расстройствам. Да и церковь подобные заня- тия не приветствует. Но вернемся к чакрам.
Из множества соответствий, характеристик и качеств, приписываемых чакрам и закодированных в их символических изображениях, выделим их ментальный и психо-эмоциональный эквиваленты, связь с системами и частями организма, следствия их неисправной работы.
1. Врата Земли Корневая чакра: таблица соответствий
Расположение: промежность между задним проходом и гениталиями.
Сане кр итско е наименование: Муладхара, от слов мула «корень», и дхара «поддержка, опора».
Первоэлемент: земля.
Цвет: красный.
Нота: До.
Семя чакры: звук «лам».
Ментальный эк в ивален т: инстинкт выживания, уверенность.
Эмоциональный эквивалент: чувство безмя- тежности, внутренней силы и спокойствия по пово- ду всех земных проблем и начинаний вне зависимо- сти от состояния здоровья, социального положения и материального состояния в данный момент.
Э ндокринная система: надпочечники.
Нервная система: копчиковое сплетение.
Части о рганизма: ноги, кости, толстая кишка. 42
Следствия неисправной работы: ожирение, ге- моррой, запоры, пояснично-крестцовыи радикулит (ишиас).
Муладхара - наша опора в физическом мире. Она, прежде всего, воплощает волю к нсизни, которая сама по себе является сильнейшим стимулом. Без этого стимула у нас бы не было желания преодолевать неблагоприятные обстоятельства или адаптироваться к новым ситуациям.
Муладхаре атрибутирован красный цвет. Крас- ный цвет - цвет жизнетворной крови. Красный - цвет планеты Марс, символизирующей динамич- ные, энергичные, воинственные и даже агрессивные силы. Из всех цветов спектра красный имеет самую низкую частоту. В целом можно сказать, что он хо- рошо соответствует ментальным и эмоциональным качествам корневой чакры. Само ее название пред- ставляет наши самые примитивные инстинкты и по- буждения. Характерно, что железы, связанные с этой чакрой, - надпочечники, которые вырабатыва- ют такие гормоны, как адреналин и норадреналин и тем самым реагируют на наше решение: ввязаться в драку или бежать. Мы любим думать о себе, как о цивилизованном существе, но в критических ситуа- циях вдруг обнаруживаем, что подобно своим пред- кам, вынуждены бороться за свое выживание.
В теле корневая чакра управляет ногами, кос- тями и толстым кишечником. Нарушение ее работы может вызвать ожирение, ишиас, геморрой, запоры и проблемы с простатой у мужчин. При одновре- менном нарушении работы выше расположенной чакры свадхистаны возникает мужское и женское бесплодие, импотенция и другие заболевания моче- половой системы, как у мужчин, так и у женщин.
Дисбаланс в работе чакры порождает и психо- логические проблемы: тоску, депрессию, ощущение нестабильности и страха. Следствием блокировки корневой чакры, как энергетического центра, могут быть и эгоистические морально-поведенческие сте- реотипы, такие, как: жадность, стяжательство и крайнее себялюбие.
Личность, развитие которой остановилось на этом уровне сознания, уделяет чрезмерное внимание материальной стабильности и внешним атрибутам (статусу, власти, престижу). Чванство, снобизм - из той же корзины. Такое мировоззрение, изначально ограниченное, со временем костенеет и превраща- ется в небогатый набор вечно повторяющихся сте- реотипов.
Когда корневая чакра пребывает в активном и уравновешенном состоянии, человек ощущает ос- мысленность собственной жизни, осознает свою принадлежность к миру природы и испытывает же- лание нести ответственность за свои поступки.
Корневая чакра, в отличие от остальных, обра- щена вниз, к земле, откуда она черпает энергию Земли. Неудивительно, что Муладхару-чакру назы- вают Вратами Земли.
2. Врата Луны Поясничная чакра: таблица соответствий
Расположение: верхняя часть лобковой области. Санскритское наименование: Свадхистана, «сладость», или «обитель я». Первоэлемент: вода. Цвет: оранжевый. Нота: Ре.
Семя чакры: звук «вам».
Ментальный эквивалент: половой инстинкт, управление удовольствиями, сексуальными потен- циями, способностями деторождения и творческими способностями.
Э моциональный эквивалент: уверенность в се- бе, ощущение благополучия.
Эндокр и нная система: яичники (у женщин), яички (у мужчин).
Нервная система: поясничное сплетение.
Части орг анизма: матка, почки, мочевой пу- зырь, репродуктивная система (половые органы), система кровообращения.
Следствия неисправной работы: импотенция, фригидность, болезни мочеполовой системы.
Свадхистана локализована в брюшной полости, посредине между лобком и пупком. Она управляет сексуальными потенциями, деторождением и твор- ческой энергией на всех уровнях. На физическом уровне она регулирует жидкостные системы орга- низма, управляет всеми жидкостями: кровообраще- нием, образованием мочи, менструацией, образова- нием спермы. Любая блокировка чакры или нарушение ее равновесия влечет за собой расстрой- ство соответствующей системы. Эта чакра также питает меридианы почек, мочевого пузыря и мери- диан трех обогревателей.
Свадхистана-чакра оказывает глубокое воздейст- вие на некоторые состояния ума. Если в чакре преоб- ладает сила янь, это может вылиться в преувеличенное внимание к сексуальной активности. Если преобладает сила инъ, может возникнуть импотенция или другие сексуальные проблемы. Сексуальные и творческие
фрустрации тоже генерируются здесь, если жизненные энергии оказываются заблокированными.
Восточные тексты утверждают, что свадхист
|