Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о предложении.






Для выражения мысли используются слова, связанные друг с другом по определенным грамматическим законам, специфическим для каждого из языков. Слова образуют предложение, функции которого одинаковы и в русском и в казахском языках.

Так, в русском языке предложение определяется как грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

И в казахском языке предложение представляет собой целостную единицу речи, оформленную по законам грамматики языка и выражающую относительно законченную мысль, приказание и т.п.

Таким образом, и в казахском, и в русском языках предложение является основной единицей речи, при помощи которой люди сообщают друг другу свои мысли, выражают свои эмоции и побуждения…

(Н.Х.Демисинова. Сопоставительная грамматика русского и казахского языка (Синтаксис).

Задания к тексту:

1. Прочитать текст. Объяснить значение новых, незнакомых слов.

2. Выделить ключевые слова, сформулировать основную мысль.

3. Составить простой план текста.

4. Сформулировать вопросительные предложения по тексту.

5. Разделите текст на абзацы (каждая группа студентов работает с одним из абзацев), приводя примеры, увеличьте объем и количество информации.

6. Укажите предложение, выполняющее функцию обобщения текста. Докажите.

7. Составить текст «Научный стиль» из данных предложений, учитывая прогрессию текста.

Задача научного стиля – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, систематизированное изложение научных проблем.

Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоциональное восприятие.

Научный стиль – понятие широкое.

Следует отметить, что научный стиль характеризуется, прежде всего, насыщенностью фактическим материалом, точной и сжатой информацией.

Он используется в сфере науки и техники.

К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно- техническая информация, например, аннотация, реферат.

Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.

8. Используя слова-сигналы обобщения, составьте предложение-обобщение к полученному тексту.

9. Составьте текст сказки «Умные спорщики» из предложенных отрывков:

а) Собрались трое спорщиков. Один и говорит:

б) «Эх вы, глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»

в) Третий посмеялся и сказал:

г) «Ну, что это за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!»

д) «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»

е) «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось».

ж) «В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. И у него что-то осталось».

10. Какова прогрессия текста: с однонаправленным или разнонаправленным данным? Докажите.

11. Подчеркните местоимения, определите разряд и падеж.

Глоссарий:

Прогрессия - увеличение объема.

Сопоставление – обсуждение, сравнение кого-либо или чего-либо для получения какого-нибудь вывода.

Грамматика – раздел языкознания – наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и о построении предложений.

Специфический – особенный, отличительный, свойственный только данному предмету.

Побуждение – желание, намерение действовать.

Контрольные вопросы:

1. Что такое прогрессия текста?

2. Какое предложение в тексте выполняет функцию обеспечения прогрессии текста?

3.Что такое микротема текста?

4.Как может развиваться информация текста?

5.От чего зависит развитие информации текста?

6.В каком случае информация текста развивается в одном направлении?

7.Как развивается информация текста, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное)?

8.Для чего необходимы знания о разнонаправленном данном текста?

9.Какое данное текста называется разнонаправленным?

10.Как развивается информация текста при разнонаправленном данном текста?

11.Каково значение предложения с разнонаправленным данным?

12. Что показывает модель предложения с разнонаправленным данным в обобщенном виде?

13. Какое предложение выполняет функцию обобщения текста (ФОТ)?

14.Какие слова-сигналы обобщения содержатся в функции обобщения текста?

15.В какой части текста расположено предложение, выполняющее функцию обобщения текста?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал