Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Справка. Информация текста может развиваться параллельным и цепным способом.Цепной способ развития информации внутри предложения
Информация текста может развиваться параллельным и цепным способом. Цепной способ развития информации внутри предложения. Информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными. Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные. Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении. Средства выражения причинно-следственных отношений
В реальной действительности событие-причина и событие-условие исходны, поскольку следствие рождают они. При построении предложения порядок следования события-причины, события-условия и следования строго не фиксируется. В нейтральной письменной речи данная информация начинает предложение, затем следует новая информация текста по схеме: Д-Н
Ситуация-следствие может развиваться в дальнейших звеньях цепи. При этом одно следствие вытекает из другого – последующее из предыдущего. Цепной способ развития информации между предложениями. Цепной способ развития и информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью. При этом могут употребляться разные модели предложений с причинно-следственными отношениями, например: «что вызывает что-либо», «что ведет/приводит к чему-либо», «что свидетельствует о чем-либо» и др. Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две и более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация. Независимые ситуации объединены известной информацией – данным. При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения. Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации существуют в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.
|