Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (2 часа).
1. Понятие и основные черты конституционного строя РФ. 2. Российское государство и его конституционные характеристики. 3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе РФ. - общая характеристика непосредственной и представительной демократии; - референдум; - общий обзор институтов непосредственной демократии (выборы, отзыв депутатов и выборов должностных лиц, опрос населения, публичное слушания, обращения граждан, наказы избирателей, массовые мероприятия). Нормативно- правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации 1993г.(в ред. 21.07.2014г) 2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014г) " О Правительстве Российской Федерации" 3.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 12.12.1014г.) " О референдуме Российской Федерации". 5.. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.1013г) " Об особых экономических зонах в Российской Федерации". 6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в ред. от 21.07.2014г.) " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". 7. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". 8. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ (в ред. от 14.11.2014г) " О политических партиях". 9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 01.12.2014г.) " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 10. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ (в ред. 18.12.2013г) " О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами". 11 Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (в ред. от 12.03.1014г.) " О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". 12. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (в ред. от 24.12.2014г.) " О средствах массовой информации". Дополнительная литература к занятию:
1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с. 2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. " Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с. .3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. " Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с. 4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) " Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327 5.Васильев, А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации / Васильев А. А. // Финансовое право. – 2004. - С. 10-14. Методические рекомендации: Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: государственный строй, общественный строй, конституционный строй. Необходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отражает базовые характеристики государства и общества, которые и фиксируются в конституции страны в качестве его основ. Важно понимать значение, которое имеют основы конституционного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федерации с аналогичным названием, для системы российского права в целом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыблемыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Российской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоречить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон. Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя. Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ (ст. ст. 1-3.5, 7, 8, 10, 14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик. Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, экономической, социальной, духовной. Однако предварительно необходимо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, являющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, и установление обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ. Последовательность освещения политических основ конституционного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, именующей Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характеризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демократия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освещаются с учетом федеративного устройства России, и отделения местного самоуправления от государственной власти. Далее надо раскрыть особенности федеративной формы территориального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от формы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимоотношений между федерацией и ее субъектами. Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип правового государства. Он связывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России). При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено. В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федерации и политического многообразия. Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; равное закрепление и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Немаловажно здесь определиться, какой объем конституционного регулирования вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максимально самоустраниться от этой сферы. Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафиксированное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституционного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отношение по поводу проблем поиска государственной идеологии, определения взаимоотношений государства и религиозных объединений. Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.
|