Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федьков Г.С. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства. Показано, эффективность воспитательного процесса может быть достигнута на этнокультурной основе, которая предполагает практическую художественную деятельность школьников по мотивам народных сказок. В статье подчёркивается активная роль учителя в выборе литературного материала для иллюстрирования его содержания, обосновывается алгоритм работы над иллюстрацией, даются практические советы по организации художественной деятельности школьников. Ориентация учебно-воспитательных задач урока изобразительного искусства в направлении этнопедагогики помогает школьникам глубже познакомиться с бытом народа, традициями, обычаями, культурой, образом жизни наших предков. Предлагаемый подход к организации учебных занятий по изобразительному искусству способствует приобщению учащихся к духовному наследию народа, формированию нравственной культуры молодого поколения. Ключевые слова: изобразительное искусство, младшие школьники, нравственное воспитание, этнопедагогика, белорусские сказки, духовная культура. Демонтаж советской идеологической системы и забвение наработанного десятилетиями положительного опыта воспитания подрастающего поколения, попустительство со стороны государственных структур в начале 90-х годов вторжению в общественное сознание чуждых нашему обществу идеалов и ценностей привело к деградации у некоторой части молодёжи традиционных моральных норм и ценностных установок. Распад традиционных базовых нравственных принципов привёл к доминированию в обществе эгоизма, пренебрежения законами и общечеловеческими нормами жизни, которые активно пропагандируются некоторыми средствами массовой информации. Воспринятый молодёжью принцип индивидуализма, резко снижает регулятивные роли нравственного идеала и социальной справедливости. Одной из причин наблюдающегося общекультурного кризиса является огромный поток информации, обрушивающийся на молодёжь и не несущий в себе духовности, нравственности. Нередко отдельные средства массовой информации дают искажённые представления о происходящих событиях, об исторических фактах, культивируют идеи насилия, грубости, аморального поведения. В сочетании с недостаточной разработанностью вопросов духовного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства, в частности, нравственного воспитания, с недостаточным общением современной молодёжи с высоким искусством, в том числе и с литературным наследием - народными сказками, синтезирующим культурно-исторический опыт, создающим благоприятную среду для духовного обогащения личности, эти явление приводят к негативным изменениям в сознании молодёжи. В этой связи перед педагогикой и школой актуализируется задача воспитания нравственно зрелых, духовно богатых молодых поколений. Целью данной статьи является изучение возможностей уроков изобразительного искусства в нравственном воспитании школьников. «Особенностью современной социальной среды, - подчёркивает известный белорусский учёный А.П. Орлова, - является её полиэтничность, что создаёт определённые сложности и адаптации в данной среде и определяет значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке современного специалиста. … Формирование личности, как правило, осуществляется путём опоры на этнокультурную основу. Для успешного решения поставленных задач воспитательная работа во всех звеньях системы непрерывного образования должна быть ориентирована на идеал, запечатлённый в моральном кодексе народа, построена с учётом глубокого знания народной педагогики и особенностей преемственности народной и научной педагогики» (1, с. 235) Острота проблемы воспитания духовности в молодёжной среде связана с тем, что данный социальный слой общества, в силу своих возрастных особенностей, наиболее подвержен внешним воздействиям среды. К сожалению, в современном педагогическом образовании недооценивается роль подготовки будущих учителей изобразительного искусства, к воспитательной работе в школе. На художественно-графических факультетах традиционно бытует ложное мнение – главное научит будущего учителя основам изобразительной грамоты, такому положению дел способствует и содержание вузовских учебных программ. Опыт показывает, эффективность нравственного воспитания, осуществляемого учителем на уроках изобразительного искусств, заметна в том случае, если воспитательный процесс представляет собой чётко организованную систему, ориентирующую воспитанников на накопление теоретических знаний и практических умений выстраивать отношения с окружающей действительности по законам Истины, Добра и Красоты. В содержание учебных занятий по изобразительному искусству входит раздел восприятия эстетического в действительности, восприятия искусства и практическая художественная деятельность, которая включает работу с натуры, на темы, выполнение иллюстраций к литературным произведениям и т. д. Освоение школьниками на уроках практической художественной деятельности основных дидактических задач (композиция, цвет, освещение, форма, пропорции, конструкция, пространство, объём и т. д.) должно быть нацелено не только на формирование навыков реалистического изображения объектов и явлений действительности, но и на воспитание таких качества личности как доброта, отзывчивость, умение видеть, понимать и ценить эстетическое в реальной действительности и искусстве. Так, например, восприятие художественного образа помогает учащимся понять, что искусство не просто изображает действительность. Оно заставляет радоваться, грустить, ненавидеть. В процессе практической художественной деятельности, восприятия искусства и эстетического освоения действительности происходит развитие органов внешних чувств ребёнка как проводников эстетических впечатлений, понимание эстетической ценности объектов и явлений действительности, в том числе и природы и на этой создаются условия для формирования духовной культуры. Вследствие чего учебные занятия представляют собой процесс, ориентированный на усвоении школьниками добродетели, направленности к добру и открытости их к добру; воспитание позитивного отношения к окружающему миру, к людям; потребность к сопереживанию; воспитание чувства патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества; формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина. Осмысливая сущность нравственного воспитания личности, мы учитываем, что в качестве синонима этого понятия нередко употребляется термин мораль. Однако под моралью в этике принято понимать систему выработанных в обществе норм, правил и требований, предъявляемых к личности в различных сферах жизнедеятельности. Нравственность в отечественной педагогике трактуется как совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Таким образом, формирование нравственности представляет собой перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности, их неуклонное соблюдение. Принято считать, нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды убеждения, как осознанные и привычные формы поведения. Мораль общества, как известно, охватывает большое многообразие этих отношений. Сгруппировав их, можно чётко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности школьников. В целом эта работа в отечественной педагогике сориентирована на формирование следующих моральных отношений: 1) отношение к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий, происходящих в своём государстве и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, свободе народов и демократии; 2) отношение к Родине и другим государствам: любовь и преданность к Родине; неприятие расовой и национальной неприязни; культура межнациональных отношений, лояльность ко всем странам и народам; 3) отношение к трудовой деятельности: соблюдение дисциплины труда и добросовестный труд на общее и личное благо; 4) отношение к людям: взаимопомощь, гуманность, коллективизм, демократия, взаимное уважение, забота о семье, воспитание детей, уважение к старшим; 5) отношение к себе: честность и правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность и личное достоинство; 6) отношение к материальным и духовным общественным ценностям: забота о сбережении и приумножении общественного достояния, охрана природы. Надо заметить, вышеназванные позиции научной педагогики находятся в тесной взаимосвязи с народной педагогикой, в сказках белорусского народа, являющиеся хорошим подспорьем в воспитательной работе в педагогической деятельности творческого учителя. В педагогической науке воспитание как управление развитием личности, предполагает, что воспитательный процесс должен быть направлен на развитие человека, на оказание ему помощи в раскрытии потенциальных возможностей человека и достижения максимального уровня самосовершенствования. В процессе воспитания приходится разрешать различного рода противоречия: между потребностями детей и возможностями их удовлетворения; между потенциалом ребёнка и возможностями его реализации; между целями, которые ставит перед собой ребёнок и условиями их достижения. В практической педагогической деятельности учителю порой приходится сталкиваться с разными проявлениями поведения и поступков детей. В силу возрастных особенностей, отношения к воспитательной работе родителей, семейного положения и т. п. иногда они могут совершать непродуманные поступки, которые не соответствуют требованиям общепринятой морали. В целях профилактики подобных явлений, как показывает наш опыт, нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства можно эффективно осуществлять в процессе выполнения ими иллюстраций к сказкам и другим литературным произведениям. Тематику литературных произведений можно найти в школьной программе по предмету. Однако, опыт показывает, воспитательный эффект от подобной работы гораздо больше, если учитель сам, по ситуации, определяет направленность выполнения подобных заданий. Алгоритм работы включает: 1) определение цели урока; 2) выбор литературного произведения; 3) работу с содержанием сказки; 3) материальное выполнение изобразительных задач в том или ином художественном материале. Определение цели урока может быть связано с конкретной ситуацией в классе, с обсуждением с нравственных позиций тех или иных событий в детском коллективе, в обществе. Выбор сказки. Изучение литературных источников показывает, характерные черты идеала духовной жизни восточных славян формировались тысячелетием на основе уклада православной жизни. Это разумность жизненных проявлений, презрение к неразумным, животным проявлениям низшей части человеческого естества; глубокая искренность, связь доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям, таким, как служение Богу, Отечеству и ближним; эстетическое отношение к миру и стремление к красоте, гармонии во всем. Мощным средством воспитания духовности являлся фольклор, в котором нашли отражение педагогические идеалы восточных славян (сказки, песни, потешки и т. п.). Фольклор давал возможность из поколения в поколение передавать те ценности, которые признавались непреходящими, главными в жизни и воспитании. В народных сказках отражались представления славян о добре и зле, бескорыстной любви, смирении, послушании, справедливости и мудрости. Главными героями этих сказок были, как правило, предметы и явления природы. Опыт показывает, нравственное воспитание с помощью сказок, с помощью их эмоционально окрашенных образов может оказывать мощное воспитательное влияние на душу детей. При выборе сказки для выполнения иллюстраций целесообразно руководствоваться и воспитательными целями, и возрастными особенностями детей. Главное условие здесь – а) доступность материала; б) выразительность и эмоциональность художественных образов её героев. Работа с содержанием. Работа с содержанием сказки начинается с чтения. Задача этого этапа - определения темы и главной мысли сказки, обсуждение, с нравственных позиций поведения и поступков её героев, просмотр имеющегося в тексте иллюстративного материала, анализ с точки зрения художественного решения действующих лиц сказки и окружающей их обстановки, высказывание учащимися своего отношения к сказочным персонажам. Материальное выполнение изобразительных задач включает: а) выполнение школьниками словесного рисунка, в ходе которого они вербальными методами рисуют сюжет сказки, создают образы её героев такими, какими они их представляют; б) работу в том или ином художественном материале (рисунок карандашом, фломастером, акварелью, гуашью и т. п.). - Открыв сборник белорусских народных сказок «Бацькау дар» (обработка А. Якимовича, художник А. Волков) для младшего школьного возраста, познакомим учащихся второго класса со сказкой “Мядзведзь” (2, с. 170 – 171). Объём текстового материала небольшой, что позволяет и прочитать сказу, и проанализировать вместе со школьниками её содержание, и предложить учащимся алгоритм практической работы в пределах структурного компонента урока “Объяснение нового материала. Целью урока выполнения иллюстрации к сказке в нашем случае будет формирование негативного отношения к людям, которые стремятся жить за чужой счёт. В ходе ознакомления с текстовым содержанием сказки определяем её тему – отношение человека к чужому имуществу, главную мысль – сколько бы человек не воровал, рано или поздно ему придётся отвечать за свои действия. Выделяем в тексте опорные моменты, позволяющие понять содержание и смысл сказки такими её словами: “Людзі шукалі пчол у дуплах, і хто першы знаходзіу, то абвязвау тое дрэва вяроукаю, і ужо ніхто не меу права іх чапаць. Але жыу у той час адзін чалавек – гультай несусветны. Не хацелася яму самому шукаць пчол, дык ён выдірау чужыя” (там же с. 170). Продолжая литературный анализ сказки устанавливаем, что на первых порах бывет на самом деле такому человеку живётся легко. Что произошло и с главным персонажем этой сказки. Он растолстел на чужём меде так, что уже не мог лазить по деревьям и воровать мёд. Однако ему не хотелось оставлять своё воровское ремесло и он пошёл к волшебнику, чтобы тот сделал его стройным. Возле землянки волшебника увидел дупло с пчёлами и не смог удержаться, чтобы не выдрать мёд. Только он принялся драть мёд и уплетать его за абе щеки, как видит – идёт хозяин. Посмотрел волшебник на лодыря, покрутил головою и говорит: “Ну, чалавеча, за такую благую работу будзеш ты з гэтага часу толькі тое і рабіць, што драць пчол.” (там же с. 171) и превратил волшебник того лодыря в медведя. В процессе чтения дети встречаются с новым для себя выражением: «драть мёд». Чтобы оно стало им понятно, на классной доске рисуем, старое дерево и в нём дупло, в котором живут лесные пчёлы, клиновидные соты, в которые пчёлы складывают собранный с цветков нектар, а затем перерабатывают его в мёд. Вот такие соты, поясняем детям, и выдирал этот человек, несмотря на то, что пчёлы, защищая своё добро, больно жалили вора. Анализируя содержания сказки, устанавливаем отношение детей к людям, которые не хотят работать и жить за чужой счёт. Нередко школьники называют в своих высказываниях конкретных одноклассников, которые без разрешения хозяина присваивали его игрушки и прочие школьные предметы. В таких случаях важно не заострять проблему на конкретном ребёнке. Необходимо тактично сделать замечание по поводу случившегося, высказать свою позицию к подобным поступкам, которая должна включать и порицание таких действий детей и уверенность в том, что такое с их стороны больше не повториться. Рассматривая иллюстративный материал, устанавливаем, какими средствами художник рисует образ человека, не привыкшего честным трудом зарабатывать себе на пропитание. Обращаем внимание школьников на заплывшее жиром лицо. Голова сливается с туловищем, которое одинаково округлое как спереди, так и сзади. Кисти рук от безделья тоже заплыли жиром и стали такими, что пальцев почти не видно, маленькие глазки жадно смотрят на дерево, где живут пчёлы. Приоткрытый широкий рот на всё лицо уже готов к «работе». Заметим, анализируя иллюстративный материал, обязательно называем художника, который выполнил рисунки к сказке. Выполнению иллюстрации в материале предшествует работа над её сюжетом. Поскольку не все школьники в одинаковой мере могут представить свою будущую иллюстрацию, полезно предложить им выполнить словесный рисунок, задача которого заключается не только в определении сюжета для изображения, но и в активизации мыслительной деятельности школьников, для которых непросто на первых порах самостоятельно увидеть свой будущий рисунок. В отличие от художника, имеющего большой опыт в изображении объектов и явлений действительности с натуры, который он использует в работе над иллюстрацией, школьники не имеют такового. В этой связи, необходимо на классной доске предложить зрительный ряд рисунков объектов, которые могут быть использованы школьниками в работе над иллюстрацией. В данном случае это деревья с дуплами, в которых могли жить пчёлы, фигуры людей и медведя в разных движениях, в соответствии с темой сказки. Предлагая подобный иллюстративный материал (это могут быть заранее приготовленные рисунки художников и рисунки, выполненные учителем мелом на классной доске), подчёркивем, что он может быть использован как основа для иллюстрации. Сжет рисунка и художественный образ сказочных персонажей должен быть выполнен самостоятельно, и тот рисунок будет лучшим, в котором оригинально (не так как у всех) раскрыта тема и главная мысль сказки, а изображённые сказочные образы точно передают её содержание в том или ином эпизоде. Традиционно учитель предлагает школьникам конкретный художественный материал для выполнения темы урока. В работе над иллюстрацией полезно, чтобы школьники самостоятельно, исходя из собственного замысла, определили и формат рисунка, и художественные средства (акврель, гуашь, простой карандаш, фломастеры и т. д), котрые наиболее точно помогут им нарисовать тот или иной сказочный образ, передать эмоциональное отношение к событиям, происходящим в сюжете сказки. В более старших возрастных группах (третий, четвёртый класс) можно предложить сказку на тему отношения детей к родителям, скажем “Недалікатны сын” (3, с. 44 - 45) (сборник белорусских народных бытовых сказок “Людзей слухай, а свой розум май”). Посколько в будущем рисунке будут присутствовать сложные для рисовани формы (человек, телега, лошадь), полезно предложить школьникам самостоятельно прочитать её дома и продумать композицию будущего рисунка. Такой подход позволяет на уроке больше внимания уделить практической художественной деятельности. Опыт показывает, чаще всего в процессе объяснения нового материала (имеется в виду практическое выполнение задания) школьнй учитель использует вербальные методы. В лучшем случае словесный рассказ сопровождается показом наглядных пособий по теме урока. Наглядно-практические методы используют далеко не все учителя. Это связано с несколькими причинами: 1) у учителя, который не занимается регулярно практической художественной деятельностью рисование мелом на классной доске занимает много времени, что сокращает самостоятельную практическую деятельность школьников на уроке; 2) недостаточная вузовская подготовка учителя в направлении овладения умениями и навыками педагогического рисования (в большей степни характерно для учителей начальных классов). В тоже время, надо сказать, активность работы школьников на уроках практической художественной деятельности заметно повышается, если они видят процесс создания рисунка. В данном случае это может быть и работа над сюжетом будущего рисунка, и работа над образами и т. п. В таком случае можно поступить следующим образом. В ходе подготовки к уроку учитель рисует все намеченные им варианты работы над рисунком. Затем через стекло переводит рисунки на чистый лист бумаги, используя для этих целей не карандаш, а иголку. След от иглы уже на рассотянии одного метра не виден. На уроке, прикрепив к класной доске эти заготовки, учителеь мягким материалом (мягкий карандаш, уголь, сангина и т. п.) быстро и точно по следу иглы демонстрирует перед школьниками процесс создания рисунка. Учебно-воспитательные задачи урока в процессе выполнения подобных заданий должны быть тесно связаны и с определением школьниками характеристики персонажей сказки, и с посильно создаваемыми ими художественными образами. Опыт показывает, воспитательный эффект заметно повышается в том случае, когда школьникам предлагается перевоплотиться в “отрицательного” героя сказки, ощутить на себе неуважительное к такому “герою” отношение окружающих. Таким образом, одним из направлений формирования личности школьника на уроках изобразительного искусства может быть народная педагогика, народные сказки как источник мудрости и духовной культуры этноса. Систематическое и целенаправленное освоение школьниками в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы содержания сказок посредством посильного создания художественного образа может стать тем барьером, который будет противостоять проникновению в сознание молодых поколений чуждых нашему народу ценностей, размывающих границы между добром и злом, нравственным и безнравственным . Литература 1. Наука - образованию, производству, экономике: материалы XV (62) Региональной научно-пркатической коференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, посвящённой 100-летию со дня основания УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, Витебск, 3 – 5 марта 2010 г. / Вит. Гос. ун-т; редкол.: А.П. Солодков (гл. Ред.) и [др.]. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 554 с. 2. Бацькау дар. Апрацоука А. Якімовіча. Мастак А. Волкау. Мн.: “Мастацкая літаратура”, 1978. –223с. 3. Людзей слухай, а свой розум май. Беларускія народныя бытавыя казкі. Апрацоука А. Якімовіча. Мастак А. Волкау. Мн.: “Мастацкая літаратура” 1980. – 200 с.
Федьков Григорий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».
|