Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федьков Г.С. Аннотация:В данной статье патриотическое воспитание школьников на занятиях по изобразительному искусству рассматривается как целенаправленный педагогический ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Аннотация: В данной статье патриотическое воспитание школьников на занятиях по изобразительному искусству рассматривается как целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения патриотических чувств в процессе осознания ими своей Малой Родины. Актуальность решения проблемы связана, прежде всего, с изменения, которые происходили в нашем Отечестве в 90-е годы прошлого столетия. Распад советского государства и забвение наработанного десятилетиями положительного опыта воспитания подрастающего поколения привели к деградации у некоторой части молодёжи традиционных ценностных установок. Такие понятия, как, например, «коллективизм», «патриотизм» и другие стали почти нарицательными. Распад традиционных базовых ценностей на фоне нестабильной экономической ситуации способствовал доминированию в обществе эгоизма, пренебрежения законами и общечеловеческими нормами жизни, культивированию в молодёжной среде ценностей чуждых нашему народу. Ключевые слова: младшие школьники, патриотизм, воспитание, народно-прикладное искусство, природа, восприятие искусства. Патриотизм (лат. patris – отечество) принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины. Он связан с естественной привязанностью человека к родным местам, национальным традициям, родному языку, заинтересованностью к судьбе страны (1, с. 244). В данной статье нам предстоит охарактеризовать постановку патриотического воспитания в начальной школе на уроках изобразительного искусства, разработать рекомендации патриотического воспитания школьников на занятиях по декоративно-прикладной деятельности, в процессе эстетического освоения природы и восприятия произведений искусства. Практика показывает, в начальной школе на занятиях по изобразительному искусству упускается из виду систематическая работа по: а) осмыслению школьниками важности национальных традиций, самобытности и своеобразия национальной культуры; б) пониманию эстетической ценности и уникальности родной природы; в) развитию бережного отношения к культурно-историческому наследию; г) формированию уважительного отношения к трудовым достижениям народа, его героическому прошлому. Народно-прикладное искусство в патриотическом воспитании школьников. Отечественная культура богата и разнообразна. Богаты и разнообразны традиции народа Беларуси. Свадьбы, рождение ребёнка, Рождество Христово, разнообразные народные гулянья и т.д. всегда были связаны с художественным творчеством народа. Народное искусство развивалось, прежде всего, как домашнее ремесло для собственных потребностей и в виде разных художественных промыслов. К сожалению, с появлением промышленного производства отпала необходимость в самодельных орудиях труда, посуды, мебели т и т. п. Это привело к упадку народного искусства. Не случайно в конце прошлого столетия возник вопрос о сохранении традиционных народных промыслов и поисках новых путей развития народного искусства. Педагогическая идея уроков декоративного рисования в школе в нашем опыте – осмысление своеобразия народно-прикладного искусства Беларуси. Цель – воспитание любви к отечеству в процессе восприятия произведений народно-прикладного искусства. Достижение цели предполагает решение следующих задач: 1) овладение учащихся знаниями об истоках народно-прикладного искусства (история вопроса); 2) знакомство с видами народно-прикладного искусства и традиционными художественными промыслами Беларуси; 3) ознакомление учащихся с особенностями работы в области народно-прикладного искусства (формирование практических навыков работы в доступных школьникам видах декоративно-прикладной деятельности); 4) воспитание интереса к народно-прикладному искусству. Осмысление учащимися национальной культуры мы связываем с основными этапами её становления и развития. Используя межпредметные связи, доносим до школьников информацию, что белорусская народность, а вместе с ней и культура сформировались в XVII веке – первый этап. К сожалению, большинство памятников этого периода погибло в результате войн, пожаров, народных восстаний. Следующий этап - XVII – XVIII века. В это время особенно высокого уровня достигла художественная резьба по дереву, художественная керамика, ткачество. В XVIII веке в ряде городов Беларуси возникли мануфактуры ковров, поясов и дорогой орнаментированной материи, керамические и стекольные заводы. Третий этап развития народно-прикладного искусства Беларуси – XIX – начало XX века. В это время в городах Беларуси возникают стекольные, керамические и ткацкие предприятия, на которых наряду с предметами массового потребления производились и художественные изделия. Дешёвые промышленные изделия явились серьёзным конкурентом для кустарных изделий ремесленников, что в конечном итоге привело к упадку традиционных народно-прикладных искусств. Народ создавал и предметы быта, и произведения искусства. Мастера из Беларуси украшали города, дворцы, храмы и монастыри в Польше, Литве, России. Происходил широкий обмен мастерами и изделиями декоративно-прикладного искусства, что укрепляло связи между белорусским искусством и искусством соседних стран, содействовало росту и развитию художественного творчества народа. Так, известно, например, что в создании слуцких поясов, наряду с белорусами, принимали участие русские, украинские, литовские и польские ткачи. Пояса создавались не только в Беларуси, но и в России, в Украине, Польше и Литве. Однако наиболее высокого уровня их производство достигло в Слуцке. Созданные народными мастерами Беларуси уже во второй половине XVIII века, cлуцкие пояса получили широкое признание и продавались на рынках многих стран (2). Осмысление школьниками национальной культуры полезно осуществлять на местном материале. В каждом регионе нашей страны ещё можно найти народных умельцев, занимающихся резьбой по дереву, керамикой, плетением из лозы, из соломки, кузнечным делом, вышивкой, ткачеством и т. п. Подготовка к подобным урокам начинается с оснащения их наглядным материалом. Так, например, знакомство с ткачеством будет неполным, если учитель ограничится только показом тканых полотенец, скатертей, постилок. Важно познакомить школьников и с ткацким станком, который предназначен для выполнения подобных изделий. Хорошим подспорьем здесь будет экскурсия в музей, хотя чаще всего учителю приходится использовать фотоматериал и альбомы по искусству. Некоторые учащиеся занимаются во внеучебное время в системе дополнительного образования. Можно предложить им принести в класс изделия, выполненные на подобных занятиях. Такой подход не только поощеряет авторов работ, но и популяризирует среди сверстников занятия прикладным искусством. Важный момент в патриотическом воспитании младших школьников - знакомство с национальными традициями. Уже в первом классе на уроке лепки можно рассказать о празднике, который почитался нашими предками – Сороки. 22 марта отмечаются Сороки (Саракі). Этот день весеннего равноденствия, день становился равным ночи, а затем и больше её. На смену холодной зиме приходит тёплая весна. В каждом доме хозяйки выпекали из теста «сорок жаворонков». В этом действии, как правило, активно участвовали и дети (лепили жаворонков). По народному преданию, первого выпекшегося жаворонка бросали в огонь – жертвовали его солнцу, которое согревало человека и помогало ему своим теплом вырастить хороший урожай. Современным молодым поколениям, живущим в достатке, трудно осмыслить значение этого праздника для наших предков. Поэтому учитель обращает внимание на то, что урожаи раньше были не такими высокими как сейчас. Люди часто голодали. К концу зимы заканчивались кормовые запасы, и приход весны давал им надежду на новый урожай, который спасал их от голода. Весной можно было пасти скотину, а это и молоко и мясо. Помимо того, весной появлялись разные травы, которые использовались в пищу. Иными словами – весна давала нашим далёким предкам надежду на выживание. В качестве практического задания можно предложить школьникам вылепить фигурку жаворонка. Учебные задачи: а) познакомить школьников с выразительными средствами скульптуры; б) материалами, инструментами и работой художника-скульптора. Беседу по теме урока полезно начать с расшифровки нового для детей слова – скульптура. Это вид изобразительного искусства. Своё название получило от латинского слова «скульпо», что означает в переводе – «вырезать», «высекать». В отличие от живописи, произведения которой создаются на холсте, бумаге и т. п. скульптура существует в реальном пространстве. Её обычно ставят на открытом месте – на площадях, в парках и т. д). Скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон называется круглой. В качестве материала для скульптуры используют глину, воск, пластилин, камень, бетон, металл, дерево и т. д. Показывая детям фотографии скульптур, обращаем внимание на выразительные средства (объём, силуэт, поворот, движение), материал, в котором выполнена скульптура. Полезно задать школьникам вопрос, где в городе или селе они могли видеть произведения скульптуры? Кого или что изображают те скульптуры? Чему они посвящены? Кто автор? С интересом школьники знакомятся с работой художника-скульптора, рассматривают его инструменты – резцы, стеки и т. п. По ходу урока закрепляем полученные знания о скульптуре следующим образом. Предлагаем школьникам игровую ситуацию, в которой скульпторами выступают школьники. Им необходимо выбрать материал для скульптуры, которая будет установлена на улице. Какой материал должен выбрать скульптор? Глину? Нет. Её размыет дождь. Воск? Пластилин? Нет, они расплавятся под тёплыми лучами солнца. Очевидно, необходимо взять долговечный материал – бетон, камень или металл. Вряд ли необходимо обращать внимание школьников, что выбор материала может зависеть и от создаваемого художественного образа. Впереди у школьников ещё много уроков по изобразительному искусству и мы должны так структурировать учебный материал, чтобы он усваивался школьниками постепенно, с учётом возрастных особенностей. Следующий этап урока – лепка жаворонка. Учебные задачи: познакомить учащихся с основными пластическими особенностями скульптуры – цельность формы (без резких сломов и видимых сочленений; голова, клюв, шея, хвост должны составлять с туловищем единое целое), её простота и изящность. Эти задачи достигаются в процессе работы вытягиванием формы с целого куска пластилина или плотным соединением и примазыванием частей формы без швов. Фигурка должна быть достаточно большой (используем не менее целого бруска пластилина). Задание выполняется с применением метода зрительного диктанта – все этапы работы учащиеся выполняют под диктовку учителя. Практическую работу начинаем с рассматривания формы жаворонка (используем для этой цели муляжи из кабинета биологии, фотографии, иллюстративный материал). Задача этого этапа – эстетический и конструктивный анализ формы. Подчёркиваем, что красота и изящность формы связана с пропорциями жаворонка (соотношение клюва, головы, туловища, хвоста со всей фигуркой), с силуэтом птицы. Объясняем, туловище – самая большая форма, напоминает форму яйца. Короткая шея находится под небольшим углом к туловищу, округлая форма головы с хохолком, маленький клюв, хвостик является продолжением туловища. Таким образом, познакомивши детей с особенностями формы птицы спрашиваем, кто из ребят слышал весеннюю песню жаворонка? Подчёркиваем, что без подобных песен природа была бы скучна и не так интересна. Предлагаем школьникам взять пластилин, размять его и сделать разные по величине куски для головы, клюва, шеи, туловища, хвостика (хохолок на головке выполняем вытягиванием формы). Затем лепим каждую форму по отдельности, ищем место соединения одной части к другой. Особое внимание обращаем на поиск точных соотношений частей формы, от которых зависит не только схожесть с оригиналом, но и красота лепки. Соединяем части формы изделия примазыванием, вытягиваем хохолок на головке, стекой выделяем крылья и глаза жаворонка. Работая над фигуркой жаворонка, время от времени поворачиваем оригинал (если работа ведётся по фотографии, учителю необходимо на доске выполнить рисунок птицы с разных точек зрения). В процессе лепки важно помогать детям вести поиск красивой, выразительной формы, для которой характерна цельность, простота и изящность силуэта. Показываем, как надо сравнивать свою лепку с оригиналом. Одновременно учим детей самостоятельно находить свои ошибки и не бояться их исправлять. Не следует во время работы забывать морально поощерять детей, напоминать им о бережном отношении к природе, которая является национальным богатством страны. Красота природы в патриотическом воспитании школьников. Прогрессивная педагогическая мысль всегда высоко оценивала воспитательное влияние природы на процесс формирования личности (Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др). В своих трудах они указывали на необходимость педагогического руководства процессом эмоционально-чувственного освоения детьми природы. Развитие способности к восприятию эстетического в природе рассматривали неотделимо от воспитания таких качеств личности, как доброта, забота, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю и стране, подчёркивали, что упущения в духовной жизни ребёнка, особенно в сфере эстетического воспитания, уже невозможно возместить в зрелом возрасте. Способность к восприимчивости красоты природы учёные рассматривали в педагогически управляемой деятельности: а) непосредственное восприятие природно-прекрасного; б) восприятие красоты природы в произведениях литературы; в) эстетическая практическая деятельность. Наш опыт показывает, восприятие и изображение красоты природы должно быть направлено на: 1) развитие у детей способности переживать природно-прекрасное (эмоционально-чувственно откликаться на проявления эстетического в природе, видеть красоту в обычных предметах и явлениях природы, уметь отождествлять себя с объектами природы и т. п.); 2) эстетический анализ предметов природы (учиться устанавливать, в чём их эстетическая ценность); 3) применение полученных эстетических впечатлений в художественной и других видах деятельности (умение видеть природу как источники эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении для настоящих и будущих поколений). В ходе исследования мы обратили внимание на тот факт, что несмотря на сложность для детей вербальными средствами выразить своё отношение к природно-прекрасному, внутренне они готовы к такой работе. Но особенности их мышления таковы, что в процессе восприятия нуждаются в опорах и средствах, активизирующих процесс эстетического освоения природы. Умело подобранные для восприятия и изображения (с учётом возрастных особенностей школьников) объекты и природные комплексы, наглядные пособия, направленные вопросы, проблемные ситуации, краткосрочные практические упражнения и т.п., активизируют развитие у детей органов внешних чувств со стороны способности воспринимать, переживать, ценить красоту и выразительность природно-прекрасного. В развитии способности к переживанию природно-прекрасного на начальной ступени обучение определяющая роль принадлежит слову учителя. Это связано с недостаточно развитой способностью младших школьников воспринимать красоту цветовых сочетаний, красоту формы, движений и т. п. Поэтому, на первых порах, учитель чаще должен высказывать своё отношение к воспринимаемому или изображаемому школьниками предмету природы. Это высказывание желательно подкреплять литературным и музыкальном образами. Например, в процессе восприятия красоты осенней природы можно предложить школьникам рассмотреть репродкукцию с картины В. Бялыницкого-Бирули “Задумчивые дни осени” (3, с. 115), прослушать музыкальный отрывок, изображающий осень в произведении П.Чайковского “Времена года“, стихотворение А. Плещеева. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. … (4, с.46). Для закрепления учебного материала предлагаем школьникам ответить на вопросы: какое настроение вызывает у вас музыкальное произведение? Почему художник назвал свою картину “Задумчивые дни осени? ” Какими средствами поэт передаёт тихую грусть осенней природы? Резюмируя беседу о красоте природы можно привести слова известного росийского философа: “Наша любовь к родной природе со всей её красотой есть не одно из мимолётных и побочных чуствований, а глубинный и существенный элемент духа. Это чувство столь же кровно, как любовь к матери и отцу. Не случайно Родина со всем её природно-историческим обликом и сутью именуется Отчизной, Отечеством – землёй наших предков” (5, с. 191). В качестве практического задания можно предожить школьникам выполнить рисунок по памяти любимого уголка природы. Произведения живописи в патриотическом воспитании школьников. В научно-методической литературе подчёркивается, уже в первом классе школьники элементарно осваивают выразительные средства, при помощи которых художник передаёт своё настроение в произведении (радостное, грустное, весёлое, смешное, спокойное, оживлённое). Пониманию детей этого возраста доступно, что с помощью цвета можно рассказать о настроении в природе. Во втором классе рекомендуется осваивать более тонкие оттенки “отзывчивости” – настроения и характера произведения (мечтательное, задумчивое, тревожное). В третьем и четвёртом классах развитие способности художественного восприятия может происходить на более сложном образном и конкретно-познавательном материале. Учащиеся способны освоить более широкий и тонкий диапазон оттенков “отзывчивости” – торжественное, бодрое, героическое. Развитие художественного восприятия осуществляется с решением следующих задач, направленных на: 1) развитие отзывычивости; 2) развитие способности выразить своё отношение к произведению; 3) расширение объёма знаний и представлений об искусстве, которые в учебном процессе находятся в тесной взаимосвязи.(6). Обратимся к картине В. Громыко “Красные земли Полотчины” (7, с. 87). На вопрос, бывает ли такая красная земля в природе, какой она изображена на картине, первоклассники, преимущественно, отвечают нет. Беседу необходимо построить таким образом, чтобы учащиеся сами сделали вывод об образной роли цвета в картине и что красный цвет в картине означает кровь народа Беларуси, котрую он проливал в боях с немецко-фащистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Литературный ряд урока должен содержать небольшую, доступную школьникам информацию о партизанах Полотчины, которые храбро сражались с врагами не жалея своих жизней. Такая информация позволяет осознать учащимся главную мысль произведения – чтобы Родина была свободной и счастливой её, если придётся, надо защищать так, как защищали в годы лихолетья деды – патризаны и подпольщики, воины Красной армии. Школьники должны знать, что художественный образ – специфическая для искусства художественная форма отражения действительности выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается фантазией художника, воплощается в создаваемом им произведениив той или иной художественной форме (в нашем случае – в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) и возобновляется фантазией зрителя. В отличие от других типов образов (например, фотодокументальноо или абстрактно-геометрического) художественный образ, отображая те или иные явления действительности, одновременно несёт в себе целостно-духовное содержание, в котром органическо слиты эмоциональные и интеллектуальные отношения художника к окружающему миру.Для него характерно: чувственная конкретность, обобщённость, типизация отображаемого. Основные дидактические условиями патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, в соответствие с нашей позицией предполагают: 1) ознакомление школьников с произведениями искусства, в которых выразительно отражён патриотизм белорусского народа, вкючая сюда и героизм солдат Красной армии во время Великой Отечественной войны; 2) показ значимости творчества белорусских художников, воспевающее героическое прошлое народа. Практика показывает, в начальной школе в процессе восприятия искусства традиционно распространены вопросы-шаблоны: “Что ты видишь в картине? ”, “Какие краски художник использовал при создании картины? ” “Нравится ли тебе картина? ”. Вопросы-шаблоны приводят к ответам-шаблонам: однозначные высказывания “нравится” - “не нравится”, перечисление увиденного в картине и т.д. В нашем опыте алгоритм работы восприятия произведений искусства включает: определение с учащимися темы и идеи произведения; анализ художественных средств с помощью которых раскрывается тема и идея картины (колорит – тёплый, холодный смешанный; линия горизонта – высокая, низкая; схема построения композиции – треугольник, квадрат, крест и т.д.); опора учащихся при разборе произведения на свои впечатления об окружающей жизни. Таким образом, целью патриотического воспитания в процессе восприятия искусства является наиболее полное культуроёмкое развитие ребёнка, способного к духовному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, содержанием - культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (внешний вида, общение, поведение). Духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему отношений. Первоисточником при этом являются занятия искусством и красота родной природы. Патриотическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства представляет собой специальным образом организованный педагогический процесс, направленный: а) на понимание природы как источника эстетически ценных и жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении: б) на воспитание у школьников патриотических чувств, стремления к осмыслению и сохранению духовных ценностей страны, исторического и культурного наследия народа; в) на формирование готовности молодых поколений к служению во благо своей Родины. Литература 1. Краткий словарь по философии/Под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. – 4-е изд.- М.: Политиздат, 1982.- 431 с. 2. Кацер М.С. Народно-прикладное искусство Белорусси (от первобытного общества до 1917 г). Мн., “Вышэйшая школа”, 1972. – 176 с. 3. Бялыніцкі-Біруля: Альбом- каталог творау народнага мастака РСФСР і БССР, правадзейнага члена акадэміі мастацтвау СССР Вітольда Каятанавіча Бялыніцкага-Бірулі (1872 – 1957)/ Складанне А.К. Расінай, уступ. артыкул А.В. Аладавай. Мн., “Беларусь”, 1974. – 135 с. 4. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада/Сост. Л.Н. Елисеева. -5-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с. 5. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с. 6. Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. тр. Под ред. Б.П. Юсова. – М.: изд. АПН СССР, 1981. – С. 29-48. 7. Дзяржауны мастацкі музей БССР/Складальнікі: П.М. Герасімовіч, А.К. Рэсіна. Мн., “Беларусь”, 1976. – 191 с.
Федьков Григорий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».
|