![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность мотивации как педагогической и психологической категории.
Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.Ф. Моргуна, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Психологи под мотивацией понимают: " совокупность стойких мотивов поведения и деятельности" (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, Я. Скалкова); мотивация " включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д." (В.Г. Асеев), рассматривается как свойство, качество личности (В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.), мотивация определяет " направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека..." (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.) В настоящее время в психологии выявлена сущность мотивации учения, ее состав, признаки, уровни, проведена классификация мотивов, выяснены психологические принципы, механизмы и пути ее формирования. В отечественной дидактике мотивацию в целом и ее элементы исследовали такие ученые, как М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С.Ильин, И.А. Каиров, Р.Г. Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др. В работах уделено внимание компонентам мотивации: познавательный интерес (Г.И. Щукина, В.Ф. Ба- шарин), познавательная потребность (Г.А. Бокарева, В.С. Ильин, Г.И. К и- риллова, Ю.В. Шаров), долг в учении (Л.В. Каткова, З.П. Шабалина); ис- следована мотивация в целом (В.С. Ильин), мотивация учения и труда (О.С. Гребенюк). Наиболее часто мотивацию в педагогике определяют как систему взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Она отражает но-вообразования в мотивационной сфере, связанные с ведущей деятельностью учащихся. В отличие от мотивации изучения отдельного предмета " мотивация учения в целом - это не сумма мотиваций изучения отдельных предметов, это новое, более сложное личностное образование, обладающее своими специфическими признаками..." (В.С. Ильин). 1.2 Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе. Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении. Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. Марковой рассмотрены функции и виды мотивов. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях. Все мотивы разделены на группы: 1. социальные; 2. познавательные; 3. творческие или социально-познавательные. В данной книге рассмотрена глава «Пути формирования мотивации учения». В которой указываются некоторые советы для лучшей организации мотивации на уроке. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. В данном источнике также рассмотрены этапы изучения темы учебной программы. Первым рассмотрен мотивационный этап. Следующий источник, посвященный проблеме мотивации – «Психология ведения урока», Скороходовой Н.Ю. В данной книге мотивации посвящен целый раздел: «Мотивация на уроке». Дается определения мотива и мотивации: Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса: 1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность? 2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (внутренние факторы мотивации.) 3.Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации.) Перечислены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника». В книге приведена схема влияния учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке (схема Хекхаузена), и в конце каждого раздела приводятся советы учителю. Подробно описано развитие познавательного мотива (интереса к предмету и любознательности) и социальных мотивов (организация сотрудничества). Плюсом является то, что в книгу включена тема «ошибки в мотивировании». Это позволяет на основе анализа действии учителя во время пресечь возможные ошибки. При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.
|