Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии.






Авторы полагают, что история философии продолжается 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Осевое время Ясперса (якобы VIII-II века до н.э.) авторы рассматривают как эпоху формирования философии.

Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство с писанным безличным (применяемым к любым лицам) правом, формирование элит.

По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Оно же «психологический источник» философствования. А духовный источник – переход от мифа к логосу (рациональному познанию).

Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 2 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис и специфика философского мировоззрения».

КОММЕНТАРИЙ: Неизъяснимо в своей загадочности Ясперсово «осевое время», породившее философию сразу во многих местах. Исторический фатум какой-то! Подробности этих беспрецедентных родов – сокрыты во тьме веков, что позволяет рядовому экзистенциалисту ограничиться фразой «Пробил час!»

Однако от себя заметим, что все это происходило за пару веков до Александра Великого да еще и в пределах-окрестностях его будущей империи. Здесь и разгадка: это был не массовый наплыв философов из космоса, а подвиг одного Героя, оставившего после себя цивилизацию, способную сохранять философское наследие более двух веков.

Но наши авторы знают не только теорию Ясперса, но и некоторые другие объяснения зарождения философии, особенно традиционно-марксистские, то есть социально-экономические. Поэтому заучивать надо в комплексе и про осевое время, и про обожаемое марксизмом «свободное время», образовавшееся в результате разделения труда, а также про античное удивление и про мифы с обыденными знаниями, подвергшиеся внезапному философскому осмыслению, и т.д., и т.п.

 

6. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.

В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (ВНИМАНИЕ: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация – то есть вымышленность), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша = освобождение от бренного через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: разговор Александра с Каланом в главе 32 книги «Бесконечность».

 

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 4 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Становление и основные школы древнеиндийской философии».

КОММЕНТАРИЙ: Поразительно, как похожа индийская философия на то, что называют философией сегодня (особенно в Беларуси). Тот же мутный поток сознания, заваленный пестрым крошевом терминов, имен и названий. Все путается и расплывается… Но, видимо, нашим философам хватает собственного мусора, поэтому тысячелетиям индийского затуманивания мозгов посвящен только этот малюсенький вопросик.

 

7. Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры ‑ учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое».

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 5 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Философские учения древнего Китая».

 

8. Древнегреческая философия: сущность и специфика проблемного поля

Это общепризнанная у нас высшая форма древней философии.

Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии суть прекрасного, справедливого и истинного.

Особенности: онтологизм (все учения ‑ интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.

Три основных этапа:

- ранняя философия (досократики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э.;

- античная или классическая философия (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э.;

- эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Темы: первоначала (физические, математические или атомистические); соотношение бытия и –небытия; человек мера вещей; всеобщее благо Сократа; идеи Платона; материя и форма Аристотеля; наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).

Вышеизложенное, естественно, лишь тезисы ответа, которые не трудно заполнить банальной эрудицией.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:

- реферат «Религиозные традиции и философская мысль Древней Греции»;

- доклад «Избранные вопросы Античной литературы»;

- главу 3 книги «Бесконечность»;

- ответ № 5 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии».

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 6 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Древнегреческая философия: специфика и основные проблемы».

КОММЕНТАРИЙ: Стоит обратить внимание на софистов (продажных лицемеров, не признающих объективной истины). Авторы вопреки общепринятым стандартам переместили их из досократиков (тех, кто был до Сократа) в античные классики к Сократу, Платону и Аристотелю. Думается, что это не случайно ‑ слишком много общего у наших философов именно с софистами. Вот только красноречие похуже и заработки пожиже.

Кроме того, глядя на столь неадекватный пересказ античной классики, хочется рыдать от горя сильнее, чем в других местах. Хоть и там авторы в полном соответствии с собственным мировоззрением не стремятся к истине и оказываются на недосягаемом расстоянии от нее – точнее выхолащивают до неузнаваемости все, что говорили и писали соответствующие философы на самом деле.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал