![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аспирантам. Марксизм и его место в философской традиции
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв. Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки). Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют: - материалистическую диалектику (учение о всеобщем развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении); - материалистическое понимание истории (примат экономики в истории); - объяснение истории как смены общественно-экономических формаций; - понимание сущности человека как совокупности общественных отношений; - анализ отчуждения человека от результатов своего труда, собственной творческой природы и других людей; - введение понятия общественная практика. Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения. Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от него зависят взгляды людей, как личные, так и общественные (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.). Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: (первобытнообщинный строй становится азиатской деспотией и рабовладением; рабовладельческий строй переходит в феодализм; тот в свою очередь, в капитализм, из которого революционным путем должен родиться социализм, перерастающий в коммунизм). После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях: - отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский); - адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин); - развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм); - придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн). РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: книгу «Триада (размышления о марксизме)».
|