![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гносеология как учение о познании.
Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности. Термин якобы появился в 1832 г., но день и точное время не указаны. В античности уже была оппозиция (противопоставление) знания (эпистемы) и мнения (доксы), а также представление о подчиненности знания объективному порядку космоса. (Гносеология подчинена онтологии.) В средневековье познание в рамках веры, но разум иногда признавался самостоятельным источником Божественных истин. (Гносеология подчинена теологии.) В новое время познание – это соотношение объекта и субъекта. Представление об истине наукообразно: она универсальна, неизменна и абсолютна. Единство всей природы – гарантия познаваемости мира и достоверности познания. Достаточно освободиться от пристрастий, чтобы все познать точно. (Здесь якобы гносеология свободна, но истина попала в зависимость от научных открытий.) Неклассическая гносеология признает познание совместным продуктом объекта и субъекта. Здесь: знания исторически изменчивы, относительны (релятивные) и ангажированы; абсолютное никому не доступно. Центральные проблемы гносеологии: познаваемость мира, соотношение субъект-объект, структура познавательного процесса, истина и ее критерии. (ПОМНИТЕ: «Гнусеология» авторов признает: мир - познаваемым не до конца, объект и субъект - сношающимися в бесконечном многообразии поз, а истину – недостижимой целью.) По мнению авторов, познание (переход от незнания к знанию) некий синтез объективного с субъективным, точнее ‑ творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Предпосылки познания: 1) познаваемое - природные закономерности, наличие в мире устойчивых связей и 2) познающий. (КОММЕНТАРИЙ: кто б мог подумать, что «любовью к мудрости» достойны считаться подобные пустые тривиальности, повторяемые многократно с использованием всевозможных синонимов). Познание позволяет человеку преобразовывать природу, проектировать свои действия. Что якобы уникально, то есть прочему зверью недоступно! Алгоритм познания таков: постановка проблемы – ее анализ – новое знание – новые проблемы (ЗАМЕТЬТЕ, сколько «полезной» и «совершенно новой» информации дает Вам подобная «философия»). Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление собственного духовного опыта (самосознание). Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. (Надеемся, и этот перечень может считаться неполным!)
36. Проблема познаваемости мира: основные гносеологические стратегии. Проблема: как субъективно-ограниченные знания соотносятся с объективным порядком вещей. Есть 3 стратегии: - познавательный оптимизм, основанный на вере, что истина существует, и знания соответствуют действительности (большинство философов от Платона до Маркса); - агностицизм – мир непознаваем (Юм, Кант); - скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с иронией и самоиронией (Пиррон, Секст Эмпирик, Ротри). РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: заметку «Бесконечно ли познание?» ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 29 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Проблема познаваемости мира. Диалектика субъекта и объекта познания».
|