![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познание как деятельность. Диалектика субъекта и объекта познания.
Познание – творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Оно же в целом ‑ активное взаимодействие субъекта и объекта. Субъект здесь– человек, а объект – фрагмент реальности или она вся. Предмет познания более узок, чем объект, предмет ‑ только «конкретная проблема». Диалектика субъекта и объекта - это взаимопереходы объекта и субъекта, влияние их друг на друга. Проблема: как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний. 2 классических подхода к решению: - объективно-натуралистический (Бекон, Локк, Дидро) – познание зеркальное отражение действительности, достоверность подтверждается опытной проверкой, природа всеобща во всем, в том числе в своем образе (отражении человеком); - субъективно-рефлексивный (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) – познание неотъемлемая часть и упрощенная копия Вселенского Разума, содержащего в себе все, поэтому познание объективно и всеобще. Проверка – рефлексия над полученными знаниями (их тщательное продумывание с целью устранения несоответствий между идеями). 3 неклассических решения (во всех этих решениях объект зависим от субъекта, а субъект не беспристрастен, склонен к творчеству и практической эффективности): - социально-практическая модель (марксизм): общественно-историческая практика определяет содержание познания и изменяет его; - лингвосемантическая стратегия (аналитическая философия): связность речи (языка) становится критерием научности, заменяя собой объективность и всеобщность классики; - гуманитарно-диалогическая стратегия (феноменология, герменевтика): неустанное согласование внутреннего опыта (а не объективность и всеобщность познания) ‑ вот подлинная цель человека. Постнеклассическая философия отстаивает множественность возможных интерпретаций опыта – чем их больше, тем лучше, тем конкретнее субъект подлаживается к объекту, удерживаясь от чрезмерной и пагубной агрессии в отношении природы. Кроме того, «субъект умер» - так как объелся этой многовариантной каши, а объект, слишком игнорируемый неклассиками, начал «мстить» и теперь его приходится принимать в расчет. Вот такая тяжелая жизнь у современного (постнеклассического) философа. ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 29 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Проблема познаваемости мира. Диалектика субъекта и объекта познания». Кроме того, он частично затрагивает ответ на вопрос № 32 из того же перечня: «Понятие практики. Структура и функции практики в процессе познания». Дополним этот ответ следующим:
|