![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие науки и ее основные функции.
Наука – общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. (Авторы как бы вернулись на привычные для них марксистско-ленинские позиции, но не верь глазам своим). Комплекс значений понятия «наука»: - система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки); - производство знаний (создание мира теоретических образов); - социальный институт (система специальных учреждений: академии наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.). Основные функции науки: - культурно-мировоззренческая; - непосредственной производительной силы; - социальной силы (направляет и организует почти все виды человеческой деятельности). ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ годится для ответа на вопрос № 33 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие науки. Наука как объект философского познания».
Генезис науки и основные этапы ее развития Сначала вся история делится на два этапа: - преднаука (освоение обыденно-практического; здесь мало системности, обоснований и объяснений, все выводы ‑ прикладные и рецептурные); - наука (наряду с индукцией действует дедукция, эмпирическое и теоретическое едины, идет поиск сущности, не совпадающей с явлением, выводы ‑ рациональны и общезначимы, есть познание ради себя самого, а не только ради пользы). Основные этапы становления науки: 1) возникновение в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.): вычленение науки и придание теоретической формы зачаткам рационально-практических знаний; 2) превращение науки в специализированную, профессиональную деятельность и социальный институт (XVI-XVII вв.), становление математического и экспериментального естествознания. Первые академии, научные сообщества и школы. Рост научных коммуникаций: книги, статьи, журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники. Далее еще 3 этапа развития науки: 1) классическая наука (XVII-XIX вв.), нацеленная на познание объективного мира; 2) неклассическая наука (конец XIX в. - первая половина XX в): познание определяется не только объектом, но методами исследования; 3) постнеклассическая наука (возникла в последней трети XX в.): приоритет социально-гуманитарным факторам (экологии, например) и научной этичности. СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: реферат «Наука традиционных, техногенных и постиндустриальных цивилизаций».
|