![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство как политический институт. Понятие гражданского общества.
Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения к общественному согласию. Основа государства – политические институты и организации. Символы – герб, флаг, гимн. Основные признаки государства: - публичная власть; - территория с административным делением; - народ; - суверенитет на международной арене; - взимание налогов и других платежей. Функции государства: внутренние (экономика, социалка, экология и др.) и внешние (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, ведение войн и др.). Формы государства: - по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная); - по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное; - по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное. Правое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где царят верховенство закона, всеобщность права, разделение властей, гарантии прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности. Гражданское общество – внегосударственная форма общественной жизни, сфера реализации частных (индивидуальных и коллективных) инициатив, интересов и потребностей. Его наличие ‑ главный признак демократических систем. Термин употребляли еще в античности, но современный смысл сформирован просветителями вXVIII в. Гражданское общество самоорганизуется и саморазвивается. Оно не противостоит государству, а дополняет его. Его основа ‑ гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Его субъекты (элементы) – граждане, семьи, нации, организации и др. РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ: - ответы № 24-27 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии»; - ответы № 7-9 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по предмету «Основы права Республики Беларусь». ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ почти полностью охватывает ответ на вопрос № 40 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Политическая система общества и ее структура». Ибо в политическую систему входят государство, политические партии, общественные организации и движения (коротко говоря, это вся власть и все гражданское общество в совокупности).
52. Философия культуры: основные стратегии. Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма. Культура – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы. 2 базовых подхода: - универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации; - эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества. У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого). Современные стратегии (достаточно условно): - аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет; - семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку; - психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов; - деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом; - игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас; - экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов. ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 41 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие культуры, ее структура и социальные функции». Но на всякий случай дополним с частичным дублированием:
|