Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности народного костюма на юге России.




Более древний и более различный был южнорусский костюм, имевший место в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В любой с данных губерний он различался колоритом, вариациями узора и украшением единичных элементов. Большое многообразие народной одежды в южных областях объясняется частым движением жителей: в таком случае под натиском кочевников, то уже после образования Московского государства. В результате тесно переплелись среди собою и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.
В особенности огромное число локальных вариантов наблюдалось в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже в уровне села. Этнографы XIX века фиксировали, то что роль жительства приехавших в город в ярмарку, обусловливалось с первого же взгляда согласно наряду: узору рубашки, расцветке и стилю ношения понёвы, расцветке пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
В орнаментах народных отражались явления, тесно сопряженные с жизнью крестьян: смена пор годы, боодежд гатый урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины – прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила – солнышко и звездное небо. Древние простые рисунки с поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в этой территории.
Обычными в южнорусском декоре были разработки растительных и геометрических орнаментов: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, елочки, кусты, стилизованные фигуры женщины, птицы, кони, оленя, многочисленные ромбические и крестообразные фигуры, зигзаги, меандры. Наравне с отчетливыми геометрическими мотивами огромное распространение получили растительные, зооморфные и антропоморфные сюжеты и среди их - павы, кони, барсы. В костюме обитателей южных регионов России выслеживалось пристрастие русского народа к красному цвету. Сочетание белоснежного с красным появилось в украшениях, найденных в древнеславянских курганах – снизки бус из кораллов, горного хрусталя и сердолика.
Женский костюм, состоял из рубашки, юбки – поневы, передника – завесы, сложного головного убора из нескольких частей и шейных украшений – бус, или гайтана. Варианты украшений и покроя основных частей одежды существенно разнились в уездах и даже в отдельных деревнях. Незаменимой принадлежностью данного комплекса был передник (занавеска, запон). Далее следовала нагрудная одежка, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые разные названия: навершник, шушун, сукман, шушпан. Для замужних женщин обязателен был еще глухой, полностью укрывавший волосы, многосоставной головной убор.
Обычной женской обувью для южных районов России были «коты» с чулками. «Коты» – твердые туфли, на высоком каблуке с округлыми носами. Они богато орнаментировались: на каблуки набивались медные гвоздики, сзади прикреплялись кисточки или бубенчики, создаваемые при ходьбе типичный шум. В прохладное время женщины носили вязаные толстые шерстяные и нитяные чулки: однотонные, полосатые либо узорные.

С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали снизанные из бисера мониста и гайтаны. Они давали собой широкие полихромные полосы около полутора метров протяженностью с точным узором из сеток, ромбов и розеток. Дополнением работали подвешенные к ним медные кресты и застекленные образки. Огромное внимание уделялось украшению спинной доли – длинные бисерные нити, являвшиеся продолжением гайтанов – «грибатки» и «заметки» из шелкового шнура, темной тесьмы с бисером, пышными разноцветными шерстяными кисточками, вышитыми золотой нитью, блестками, бусинами. Украшения имели волшебный значение и оберегали от порчи и сглаза со спины.
Принято было не только носить украшения на шее, однако и пришивать монеты на одежду, головные уборы и в том числе и на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского волоса либо нитей – с нанизанными на них стеклярусом, бисером, пайетками, монетами. Все это шумело и звенело при ходьбе.
Тамбовский костюм включал рубашку с косыми поликами. К свадьбе шили рубашку-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была пышно украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из узкой ткани. Кроме понёвы была в обиходу юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду — шушун делали из домотканой шерстяной либо кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор — рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором либо лентами.
Воронежская понёва различается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клеточками по черному либо красному полю, со вставкой впереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубашки по оплечью и рукаву уплотненная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные декорации — «гаруси» (у парней — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло сами и туфли — «коты»).
Орловский и Курский костюм имеет те же главные черты, будто и Воронежский. Понёва в главном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передничек-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Низкую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в некоторое количество рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубашки из ситца и кумача скрашивали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.
Рязанский костюм был, наверное, наиболее ярким в южных губерниях. Различается он радостным, звонким расцветкой кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в совершенную гармонию с природой, творя празднично-радостный эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Характерной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который одевают поверх рубашки, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — тип данной одежды.
Орловские крестьянки использовали очень много видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, узоров. Разные украшающие средства, применявшиеся для создания одного художественного целого — праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.
В Тульской губернии были распространены туникообразные рубахи. Они декорировались вышивкой. Разговаривая о вышивке, нельзя упомянуть о том, что народный костюм – наверное один из более массовых видов народного творчества и декорационно-прикладного художества в целом. Сообразно понятиям народа, рубашка обладала магической силой: оберегала более уязвимые части тела: шею, ноги, руки. Поэтому и покрывалась узором конкретно на рукавах, вороте, подоле. Рубашки различались и сообразно собственному назначению: бытовали свадебные, сенокосные, праздничные рубахи. История рубахи уходит еще в языческую Русь. Это одна из элементов одежды, которая не достаточно трансформировалась во времени и дошла вплоть по 20 века практически в неизменном виде.
В одежде Белгородского края при всем ее многообразии и уникальности проявлялись черты, характерные общерусской и южнорусской культуре. Общие элементы костюма — рубаха с плечевыми вставками, набедренная одежда из клетчатой материи, рогатые головные уборы, украшения лентами. К типично южнорусским чертам относятся сложносоставные головные уборы, темный цвет понев, яркий декор чередующихся полос, вышивки, лент и аппликаций.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал