Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы.






 

Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.

Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.

Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:

1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это - риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;

2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;

3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.

 

Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики:

1) корпоративный;

2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);

3) деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.

 

Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.

Одно из условий успешного разрешения этических проблем - хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.

 

Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:

1. «не навреди»; вред, которого следует избегать, - это вред, причиняемый:

а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;

б) окружающей среде.

 

2. не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;

3. соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).

 

Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:

· преамбулу - вступительное слово директора фирмы;

· положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;

· общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;

· положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;

· положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;

· положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;

· положения, регламентирующие отношения с клиентами;

· положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;

· положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;

· обязательства перед акционерами и вкладчиками;

· положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.

 

В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы - это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:

· создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;

· социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;

· улучшение экологии, обеспечение жителей экологически чистой водой;

· благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;

· строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т.д.

 

Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный образ в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.

В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для поддержания своих доходов организация 'нередко повышает цены с целью покрытия издержек - средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.

Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:

1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;

3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:

· наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;

· наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;

· отдел по вопросам этики.

 

Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.

 

Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:

а) связаны с ситуациями морального выбора;

б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими - которые иногда заявляют о себе одновременно;

в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их

г) решить или смягчить;

д) имеют интернациональный характер.

 

К числу таких проблем относятся:

· противоречия между личными интересами и интересами организации;

· сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;

· выпуск некачественной продукции;

· безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;

· наличие «любимчиков» — фаворитов;

· эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;

· невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;

· воровство на рабочем месте и в коллективе;

· служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);

· несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;

· обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;

· проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.

 

Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:

· этично ли использовать ресурсы компании в личных целя;

· этично ли заниматься в рабочее время личными делами;

· этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?

 

Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.

Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, - это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов – мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал