Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления. Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению. Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются: – объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины; – исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений; – содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции; – выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции. Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются: данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, ведомости № 12, 15, журналы-ордера № 10, 10/1 и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг), статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»), отчет о себестоимости товарной продукции, отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством, данные об отходах производства и потерях от брака, отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода. В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ. Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами. Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год. Задачами текущего анализа являются: – анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции, – выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции, – объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом. Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости. Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях. Задачи оперативного анализа: – определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня, – своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений. Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ. Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях: 1. анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям; 2. анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции; 3. факторный анализ отклонений по статьям калькуляции. 1. Анализ затрат по экономическим элементам Данный вид анализа осуществляется следующим образом: 1. определяется общая величина затрат по плану и факту (смета затрат). 2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (факт «минус» план). 3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ показателя в динамике за ряд лет (тренд). 4. Определяется абсолютное отклонение по каждому элементу и удельный вес каждого элемента в смете затрат. По изменению удельного веса расходов на заработную плату определяют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса заработной платы является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот. По изменению удельноговеса материальных затрат определяется изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда, и наоборот. По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства. В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Уменьшение доли зарплаты при одновременном росте амортизационных отчислений свидетельствует о повышении технического уровня производства, росте производительности труда. Снижение удельного веса зарплаты может свидетельствовать об увеличении доли покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов. А это в свою очередь свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации. Анализ себестоимости товарной продукции по статьям затрат один из важнейших вопросов аналитической работы, поскольку позволяет установить – по каким статьям затрат экономия, а по каким – перерасход. Целью данного анализа является оценка выполнения плана по статьям затрат. Анализ осуществляется аналогичным образом, как и по элементам затрат – оценивается абсолютное отклонение фактических значений статей затрат от плановых, находится плановый и фактический удельный вес каждой статьи затрат. Себестоимость товарной продукции по статьям затрат за отчетный период сравнивается с себестоимостью товарной продукции по статьям затрат за аналогичный период прошлого года, проводится трендовый анализ. В процессе проведения комплексного экономического анализа формируются базы данных о затратахна производство конкретных видов изделий, оказание услуг и т.д. для оценки возможных тенденций в их изменении, разработке оптимальных решений по управлению производственными затратами, а также для повышения эффективности их расходования. Комплексный экономический анализ затрат на производство необходим: · для разработки эффективной стратегии развития предприятия и реализации эффективного менеджмента. · для оценки привлекательности предприятия с точки зрения внешнего инвестора и определение ее позиции в национальных и мировых рейтингах. · для выявления резервов и неиспользованных возможностей, обоснования направлений адаптации ее внутреннего потенциала к изменениям условий внешней среды. 2. Анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции. Показатель себестоимости единицы продукции используется при планировании и анализе в том случае, если организация выпускает ограниченную номенклатуру продукции, либо в случаях, когда процессы производства (операции) повторяются. Но большинство организаций выпускают продукцию разнообразной номенклатуры, которая постоянно меняется. В этих условиях используется показатель затрат на рубль произведенной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции () определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:
где – объем выпуска продукции в натуральном выражении; – себестоимость; – цена; Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия и фактически является инструментом контроля за динамикой себестоимости. При помощи данного показателя можно проводить межхозяйственные сравнения. Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска, а также цен на продукцию, себестоимость объема выпуска – от объема, структуры выпуска и себестоимости одного вида изделия. Следовательно, затраты на один рубль товарной продукции снижаются при уменьшении себестоимости объема выпуска и наоборот. Снижение оптовых цен влечет за собой увеличение затрат на один рубль товарной продукции и наоборот. Данный показатель является наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, который выражает ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его широкую сопоставимость и динамичность. Для расчета этого показателя необходимо соблюдение условий: а) в плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции по оптовым ценам должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту; б) метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают влияние три основных фактора: – изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент); – изменение цен на выпускаемую продукцию; – изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции. Таким образом, затраты на рубль произведенной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что очень универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. [8, 154С.] 3. Факторный анализ себестоимости продукции. Для факторного анализа себестоимости изделия А будем использовать трехфакторную модель: , где – условно-постоянные расходы на производство изделия А, тыс. руб.; – условно-переменные расходы на производство изделия А, тыс. руб. – объем выпуска изделий А, шт. – себестоимость одного изделия А. Оценку влияния факторов на себестоимость изделия А проведем методом цепных подстановок. 1.Общее изменение себестоимости изделия А: 2.Все показатели плановые: 3.Влияние на себестоимость изделия А постоянных расходов. 4.Оценка влияния фактора «постоянные расходы»:
5.Влияние на себестоимость изделия А переменных расходов.
6.Оценка влияния фактора «переменные расходы»: 7.Влияние на себестоимость изделия А объема выпуска: 8. Оценка влияния фактора «объем выпуска изделия А»: 9.Совокупное влияние факторов:
В качестве обобщения вышесказанного, можно отметить, что анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Глава 2 Анализ формирования себестоимости продукции на примере предприятия ОАО «Кемеровохлеб»
|