Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
Международное воздушное право (МВП) – отрасль МПП, содержащая принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов. В последние годы наряду с обеспечением технико-эксплуатационных аспектов безопасности полетов МВП обращается к регламентированию экологических сторон деятельности гражданской авиации (установление требований по снижению уровня шумности работы двигателей и сокращению воздействия на природу и людей подобных негативных факторов) В перспективе нельзя исключать возможность распространения положений МВП на деятельность военной авиации (подобно международному морскому праву). Статус воздушного пространства базируется на основных принципах МП, включая принципы суверенного равенства государств, их территориальной целостности, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров. В рамках МВП существуют также специальные принципы, более четко определяющие положение различных категорий воздушного пространства, общие требования, предъявляемые к их пользователям. Специальные принципы МВП: 1) Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством (право каждого государства самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования этой частью земной атмосферы, расположенной над территорией страны). Реализация данного принципа (исключительное право государства устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном пространстве). Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции (Конвенция о международной гражданской авиации 1944). При осуществлении своего суверенитета государство вправе требовать посадки в указанном аэропорту гражданского воздушного судна (если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются основания полагать, сто оно используется в целях, не совместимых с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944). Государство должно в указанной области учитывать интересы других государств: а) в пределах своей воздушной территории обязано обеспечивать возможность реализации другими государствами их прав: – в пользовании традиционными воздушными маршрутами;
– осуществлении разрешенной коммерческой деятельности; – получении льгот, привилегий и иммунитетов, предусматриваемых международными и внутригосударственными актами; б) недопустимо закрытие в одностороннем порядке международных трасс полетов, вредоносное использование авиационной техники. 2) Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ (летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строго соблюдения предписаний, установленных МП): а) Свобода открытого моря, включающая свободу полетов над открытым морем должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств в пользовании свободой открытого моря. Экипаж и пассажиры частных летательных аппаратов не должны совершать против иностранных морских и воздушных судов, находящихся на их борту лиц и имущества неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях. б) Для осуществления полетов в воздушном пространстве над большинством проливов, используемых в целях международного судоходства, установлено право транзитного пролета, представляющее собой свободу воздушной навигации при условии быстрого и непрерывного перемещения через указанное пространство. Во время транзитного пролета летательные аппараты обязаны (соблюдать принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) Правила полетов и предусматриваемые ими меры безопасности; контролировать использование выделенных радиочастот; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливами). Над Черноморскими проливами Конвенцией 1936 установлен режим свободы полетов, которые однако не должны осуществляться вопреки аэронавигационным предписаниям властей Турции (аналогичный режим установлен для Балтийский проливов). 3) Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации: а) Принятие государством, в котором зарегистрировано воздушное судно, предусматриваемых НА мер (по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплуатационной надежности летательных аппаратов, авиационной техники, оборудования, четкой работы управляющих и вспомогательных (диспетчерских, метеорологических, радиолокационных) наземных служб, оснащения воздушных трасс необходимым аэронавигационным сопровождением). б) Организация на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиационной деятельности (нормативная основа – двусторонние и многосторонние соглашения, имеющие целью предотвращение, профилактику и пресечение подобных эксцессов). Принятие практических мер административного, уголовного и гражданско-правового характера в этом направлении относится к компетенции государств – участников соответствующих международных договоров.
Специальные принципы МВП – основа для формирования и применения системы юридических норм, институтов или процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользователей воздушным пространством. Источники МВП: 1) Международный договор: а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929; б) Конвенция о международной гражданской авиации 1944 (Чикагская конвенция) (важнейший источник МВП – подтвердила принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством; урегулировала комплекс отношений в данной сфере (регламентировала осуществление регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов; установила международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики); учредила ИКАО); в) Конвенция об ущербе, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952; г) Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963; д) Конвенция о борьбе с незаконных захватом воздушных судов 1970; е) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971; ж) Конвенция для унификации некоторых правовых Международных воздушных перевозок 1999. 2) Международный обычай (пример: долгое время была обычаем практика предоставления самолетам, оказывающим помощь в исключительных ситуациях, права на несанкционированное вхождение в пределы иностранной воздушной территории). Система МВП: 1) Институт права международных полетов (принципы и нормы, определяющие правовой статус воздушного пространства и регулирующие деятельность гражданской авиации над государственной территорией и за ее пределами). 2) Институт права международных воздушных сообщений и перевозок (принципы и нормы, касающиеся установления и эксплуатации международных воздушных сообщений). 52. Виды воздушного пространства и их правовой режим Концепция «открытого неба» Виды воздушного пространства: 1) национальное (суверенное) воздушное пространство (располагается в пределах государственных границ каждой страны – над сухопутными и водными частями ее территории); 2) международное (открытое) воздушное пространство (находится за пределами государственных границ, вне территории государств). Правовой режим использования воздушного пространства – регулирование практической деятельности пользователей воздушным пространством и связанного с нею поведения соответствующих субъектов права применительно к определенным проблемам и ситуациям: 1) определение процедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна; 2) вопросы их национальной принадлежности; 3) вопросы профессиональной квалификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипажей. Наиболее существенный элемент правового режима – регулирование пользования суверенным и международными воздушными пространствами (порядок совершения внутренних и международных полетов, включающий правовые и целевые основания и условия выполнения полетов, требования таможенного, налогового, иммиграционного, санитарного и иного характера). Особое место в МВП занимают юридические нормы, регулирующие ГрПО, возникающие в процессе использования воздушного пространства в интересах воздушных сообщений и перевозок. Правовой режим полетов в суверенном воздушном пространстве. Международные воздушные сообщения (МВС) – воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более одной страны (осуществляемая в их процессе транспортировка пассажиров и других объектов – международная перевозка). Пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы может осуществляться только по получении от ее компетентных властей разрешения (в основе правового режима воздушной навигации лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над их территорией). Разрешительный порядок (пересечение летательным аппаратов воздушной границы иностранного государства в нарушение установленных процедур может служить основанием для использования в его отношении мер, применяемых к нарушителям государственной границы). Категории международных полетов: 1) Регулярные (осуществляются специально назначенными государственными авиапредприятиями по воздушным линиям, установленным в международных договорах) (требуется разрешение). 2) Нерегулярные (все остальные полеты, не отвечающие условиям, предъявляемым к регулярным полетам) (упрощенный разрешительный порядок – в форме диспетчерского уведомления).
После влета в пределы государственной территории иностранного государства воздушное судно (ВС) в течение всего времени нахождения в ее пределах должно соблюдать условия, установленные законами данной страны (требования, относящиеся к воздушному судну, его экипажу, пассажирам, перевозимым грузам, багажу и почте): 1) определяются порядок прибытия, пребывания и отправления ВС, паспортного, таможенного, иммиграционного, валютного, санитарного, карантинного контроля; 2) осуществляется регулирование полетов иностранных ВС над определенными зонами данной страны (например, пограничной зоной); 3) указываются точные маршруты следования, места посадки, высота полета; 4) закрепляются требования об обязательном наличии на прибывающем ВС официальных и действительных документов (свидетельство о регистрации ВС в государстве флага; удостоверение о годности ВС к полетам; свидетельство о наличии у каждого члена экипажа необходимой профессиональной подготовки). Устанавливается уголовная, административная и гражданская ответственность за нарушение перечисленных требований и за ущерб, причиненный во время нахождения ВС на территории страны. В части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами может признаваться одна из возможностей полета (свобод воздуха), фиксируемых двусторонними соглашениями государств: 1) право на беспосадочный (транзитный) полет над территорией данного государства; 2) право транзитного полета с посадкой на территории данного государства исключительно в технических и иных некоммерческих целях; 3) право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, взятых на борт в аэропорту государства регистрации данного ВС; 4) право принимать на борт на территории данного государства пассажиров, их багаж, иные грузы и почту (если указанные объекты имеют местом назначения государство регистрации ВС); 5) право принимать на борт и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории (если они имеют пунктом назначения территорию третьего государства); 6) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации ВС; 7) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации ВС; 8) право осуществлять все виды воздушных перевозок между аэропортами одного и того же государства, иного чем страна регистрации ВС (каботаж). Наделение иностранных ВС свободами воздуха производится на основе принципа взаимности и детализируется в двусторонних соглашениях, заключаемых по проформе, включенной в Чикагскую конвенцию 1944.
Правовой режим полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ (летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строго соблюдения предписаний, установленных МП): а) Свобода открытого моря, включающая свободу полетов над открытым морем должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств в пользовании свободой открытого моря. Экипаж и пассажиры частных летательных аппаратов не должны совершать против иностранных морских и воздушных судов, находящихся на их борту лиц и имущества неправомерных актов насилия, задержания или грабежа в личных целях. б) Для осуществления полетов в воздушном пространстве над большинством проливов, используемых в целях международного судоходства, установлено право транзитного пролета, представляющее собой свободу воздушной навигации при условии быстрого и непрерывного перемещения через указанное пространство. Во время транзитного пролета летательные аппараты обязаны (соблюдать принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) Правила полетов и предусматриваемые ими меры безопасности; контролировать использование выделенных радиочастот; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливами). Над Черноморскими проливами Конвенцией 1936 установлен режим свободы полетов, которые однако не должны осуществляться вопреки аэронавигационным предписаниям властей Турции (аналогичный режим установлен для Балтийский проливов). Концепция «открытого неба» (термин употребляется в трех значениях): 1) Впервые выдвинутая Президентом США Эйзенхауэром в 1955 г. и закрепленная в Договоре по открытому небу 1992 концепция, подразумевающая право каждого государства – участника проводить наблюдательные полеты над территорией любого государства – участника для контроля над вооружениями и военной деятельностью. 2) Концепция, подразумевающая отмену ограничений на полеты, совершаемые ВС различных авиакомпаний различных государств (создание конкуренции на внутренних рынках авиаперевозок). 3) Концепция, подразумевающая реорганизацию трасс движения ВС (трасса полета прокладывается не по разрешенным коридорам, а по кратчайшему пути между двумя пунктами; может быть реализована в Западной Европе и США, где имеются сплошные поля наблюдения, связи и управления воздушным движением). Договор по открытому небу 1992 (устанавливает режим открытого неба для проведения наблюдательных полетов государствами – участниками над территориями других государств – участников и излагает права и обязательства государств в отношении этого режима) (позволяет государствам – участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга в сфере безопасности). Договор устанавливает (технические требования к проведению наблюдательных полетов; требования к планированию миссии; запрет наблюдательных полетов, не соответствующих положениям Договора; порядок доступа к данным, полученным с аппаратуры наблюдения; квоты и максимальные дальности полета). Консультативная комиссия по открытому небу учреждается для достижения целей и осуществления положений Договора (принимает решения и выносит рекомендации по вопросам, относящимся к Договору).
|