Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Введение к основам






 

1. Настоящий раздел посвящен исследованию вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, иначе говоря, о соотношении международного права и национальных правопорядков. Национальный правопорядок - это система правовых норм, которые государства принимают самостоятельно, не взаимодействуя с другими независимыми государствами или другими субъектами международного права. Отдельные составные части национального правопорядка могут брать свое начало в международном праве и даже могут быть императивными нормами международного права; однако они остаются (по меньшей мере также) " национальным" правом. Кроме того, они могут распространяться на правоотношения, возникающие за пределами собственной территории соответствующего государства. Одна часть таких положений, так называемое коллизионное право, иногда обозначается как " международное" (например, " международное частное право"), однако это не должно скрывать их принадлежность к национальному праву < 1>. При этом " международными" - в силу применимости к правоотношениям с иностранным элементом - уже давно являются не только определенные положения гражданского и уголовного права, но и отдельные сегменты административного права (в том числе, например, экологического права) < 2>. Основные права, установленные Конституцией, то есть конституционно-правовые нормы, могут также влиять на юридическую оценку правоотношений с иностранным элементом < 3>. Даже если положения об основных правах адресованы указанным в Основном законе органам государственной власти, это не означает, что они в любом случае имеют равный статус с актами власти иностранных государств: такие акты могут быть определяющими для юридической оценки внутригосударственного акта власти. Выдача преступника, которому грозит смертная казнь, является ярким тому примером < 4>.

--------------------------------

< 1> Об этом и последующем разграничении см.: Раздел 1, Граф Витцтум. Абзац 4 и след., 33 и след.; Neuhaus. Der Beitrag des zum Internationalen Privatrecht, GYIL 21 (1978) 60ff.

< 2> Из судебной практики см.: об оценке допустимости установки оборудования, которое может потенциально оказывать влияние на окружающую среду в трансграничном масштабе (OVG Saarlouis, NVwZ 1995, 97); см. также: Brandt. Nachbarschutz im deutschen Umweltrecht, DVBl 1995, 779ff. К вопросу о международно-правовой классификации см.: Kunig. Nachbarrechtliche Staatenverpflichtungen bei und der Umwelt, BerDGVR 32 (1992) 9, 35ff; Rest. International Environmental Law in German Courts, EPL 27 (1997) 409ff; Epiney. Nachbarrechtliche Pflichten im internationalen Wasserrecht und Implikationen von Drittstaaten, AVR 39 (2001) 1ff.

< 3> О теоретических основах более раннего периода см.: Bernstein. Ein Kollisionsrecht die Verfassung, NJW 1965, 2273ff (здесь приводится понятие " конституционное коллизионное право", подтверждающее близость к догматическим взглядам в части международного частного права). См. также: Kronke. Rechtstatsachen, kollisionsrechtliche Methodenentfaltung und Arbeitnehmerschutz im internationalen Arbeitsrecht, 1980, 228ff; с точки зрения догмы об основных правах см.: . Zur Wirkkraft der Grundrechte bei Sachverhalten mit Elementen, FS Schlochauer. 1981, 137ff; Oppermann. Transnationale Ausstrahlungen deutscher Grundrechte? FS Grewe, 1981, 521ff. Дополнительно см.: Kunig. // v. (Hrsg), Grundgesetzkommentar, Bd I, 5. Aufl 2000, Art 1 Rn 52ff; из судебной практики см. решение ФКС Германии (BVerfGE 100, 313, 362f).

< 4> Kunig // v. (Fn 3). Bd III, 5. Aufl 2003, Art 102 Rn 13ff mwN; о противоположной позиции см.: Vogler. Auslieferung bei drohender Todesstrafe und Menschenrechtskonvention, GS K. Meyer, 1990, 477ff; в целом см.: . Die Auslieferung - Rechtsinstitut zwischen und Grundrechten, Der Staat 36 (1997) 1 ff; о вмешательстве в основные права см.: Heintzen. Das grundrechtliche Eingriffskriterium bei Sachverhalten mit , DVBl 1988, 621ff. Из судебной практики см. решение ФКС (BVerfG, NJW 1997, 3013ff); о случаях угрозы пожизненного заключения в отсутствие возможности условного заключения см. решение ФКС (BVerfGE 113, 154). См. также предл. 2 абз. 2 ст. 16 ОЗ и решение ФКС Германии относительно европейского ордера на арест (BVerfGE 113, 273); об этом см., например: Tomuschat. Ungereimtes - Zum Urteil des Bundesverfassungsgerichts vom 18. Juli 2005 den Haftbefehl, EuGRZ 2005, 453ff.

 

2. При разграничении международного и внутригосударственного права решающим является вопрос: кто создает нормы права. Национальное право государство создает единолично. Международное право как действительно " международное" или " межнациональное" создается субъектами международного права. Это происходит традиционно и регулярно путем межгосударственного взаимодействия, иными словами, совместно или в силу одностороннего решения, принятого на основе полномочия как результата предшествующего сотрудничества. Лишь (некоторые) международные организации из числа субъектов международного права в состоянии создавать нормы международного права посредством одностороннего акта. Односторонние действия государств (или иных субъектов международного права), хотя и должны соответствовать нормам международного права, могут также способствовать созданию норм либо их изменению или отмене. Сама по себе норма международного права не возникает.

3. О государственном или национальном (или внутригосударственном) праве речь идет в случае применения общепризнанной терминологии, даже если дело не касается создания права " нациями". Нации частично сформированы в рамках государства, будь они единственной нацией или сосуществуют с другими нациями, или разделены на несколько государств. Вне зависимости от этого " как" нации они рассматриваются в качестве субъектов международного права постольку, поскольку обладают правом на самоопределение, которое служит образованию собственной государственности и в рамках такой государственности проявляет свое действие, например, в качестве защиты прав меньшинств. Нации как таковые право не создают. Напротив, " национальным" называется также право таких государств, в отношении которых может возникнуть сомнение, существует ли вообще нация (либо " только" население государства). По существу, речь идет о праве отдельного государства, именно о " внутригосударственном" праве.

4. Вопрос принадлежности той или иной правовой нормы к праву международному или внутригосударственному определяется достаточно легко: в зависимости от того, кто ввел эту норму в действие. Положения международного и внутригосударственного права могут касаться одних и тех же обстоятельств. Они могут регулировать указанные обстоятельства одинаково или по-разному, не учитывая и без того различные юридические последствия, предусмотренные ими. Поскольку международное право адресовано государствам как субъектам международного права и затрагивает, по крайней мере потенциально, их совместное поведение, рассматривая их также в качестве создателей права, постольку необходимо выяснить соотношение внутригосударственного и международного права. Указанное соотношение определить труднее, чем установить грань между обоими правовыми блоками. От разграничения решающим образом зависит значение и место международного права как правопорядка. Это проявляется, например, в случае международной защиты прав человека, последствия которой можно установить лишь внутри каждого из государств, но одновременно действует в областях, которые напрямую относятся к взаимоотношениям государств: например, в дипломатическом праве (которое содержит правила поведения и защиты отдельных должностных лиц, реакции внутригосударственного права). Именно в силу структурных особенностей международного правопорядка, в котором по-прежнему отсутствуют не зависящие от субъектов права механизмы его реализации, его (международный правопорядок) необходимо считать правопорядком постольку, поскольку внутригосударственное право придает ему значение.

5. Это ведет к взаимному влиянию международного и внутригосударственного права. В результате к настоящему времени образовалось множество областей права, причем право хозяйственной деятельности приобретает преимущественное значение < 5>, а европейский процесс интеграции, базирующийся на международно-правовой основе, привел даже к (регионально ограниченной) интернационализации (" европеизации") общего правопорядка участвующих государств. Чем больше международное право исходя из своей задачи внутригосударственного обеспечения прав и свобод человека и последовательного применения этого принципа уделяет внимания цели развития внутригосударственных структур (например, требованиям к уровню развития демократии, укреплению механизмов международной защиты прав человека), тем больше конституционное право государств втягивается в орбиту международного правопорядка < 6>.

--------------------------------

< 5> О систематизации " экономического права" в данном контексте см.: . Wirtschaftsrecht, RabelsZ 54 (1990) 409ff; о преобразовании системы международной торговли см.: Petersmann. The Transformation of the World Trading System through the 1994 Agreement Establishing the World Trade Organization, EJIL 6 (1995) 161ff. О попытке всесторонней оценки общего положения, возникшего в результате создания европейских и универсальных институциональных структур, см.: Langer. Grundlagen einer internationalen Wirtschaftsverfassung, 1995. См. также: Gramlich. Die Wirkung von Entscheidungen des Dispute Settlement Body der WTO, in: Geiger (Hrsg), Vertrag und staatliches Recht vor dem Hintergrund zunehmender Verdichtung der internationalen Beziehungen, 2000, 187ff; Jackson. Changing Fundamentals of International Law and International Economic Law in the Face of Current Economic and Geo-Political Challenges, AVR 41 (2003) 435ff; . Welthandelsrecht, 2003; см. также: Раздел 6. Дольцер. Абзац 1 и след., 9 и след.

< 6> Об этом в целом см.: Uerpmann. Internationales Verfassungsrecht, JZ 2001, 565ff; Kunig. Das als Recht der , AVR 41 (2003) 327ff; Tietje. Die Staatsrechtslehre und die ihres Gegenstandes: Konsequenzen von und Internationalisierung, DVBl 2003, 1081 ff; Bryde. Konstitutionalisierung des und Internationalisierung des Verfassungsrechts, Der Staat 42 (2003) 61ff.

 

6. Можно утверждать, что международное право и внутригосударственный правопорядок образуют отдельные (самостоятельные) правовые системы и что международно-правовая и внутригосударственная системы " пересекаются". Однако этим еще не все сказано. Очевидно, международное и внутригосударственное право не абстрагируются и не могут абстрагироваться друг от друга. Ясно, что национальное и международное право могут вступать в противоречие. Государство как субъект международного права связано его нормами, таким образом, внутригосударственное правотворчество может сталкиваться с ограничениями международного права. Напротив, внутригосударственное право заинтересовано в познании международного процесса нормотворчества, поскольку в нем участвует заинтересованное государство. Национальное право должно при этом упорядочивать компетенцию, например, по заключению международных договоров. Кроме того, обычно нормы международного права практически и теоретически однозначно могут действовать в отношении отдельных субъектов внутригосударственного права только опосредованно и в определенных им рамках.

Таким образом, соотношение международного и внутригосударственного права невозможно рассматривать без проверки норм соответствующего национального правопорядка с позиций прямого регулирования его соотношения с международным правом. Это не исключает возможности существования или отсутствия (теоретически) обобщенного суждения о том, что международное право само требует определенного урегулирования указанного соотношения на внутригосударственном уровне. Международное договорное право не дает исчерпывающего ответа на вопрос: в каком принципиальном соотношении должны находиться нормы внутригосударственного права и соответствующие нормы международного права. Ответ на этот вопрос вытекает из международного обычного права, то есть из практики государств, сложившейся по правовому убеждению, формированию которой способствует конституционно-правовое законодательство. Названное обстоятельство позволяет дифференцированно рассматривать отдельные правопорядки.

Настоящее учебное пособие, дающее наглядное представление об универсальном международном праве и предназначенное прежде всего для немецкого читателя, ставит своей задачей (краткий) обзор правового положения в некоторых странах в целях выявления соотношения международного и внутригосударственного права и детального исследования соотношения международного и германского права (см. абз. 46 и след.). Данное исследование подразделяется по источникам международного права и иным актам международного характера, имеющим значение для германского права. Право, представленное с внутригосударственных позиций, в итоге будет рассмотрено в плоскости его применимости к деятельности трех ветвей государственной власти (см. абз. 171 и след.). Предлагаемый читателю раздел излагается с учетом известных науке международного права теоретических споров по проблемам " международного и внутригосударственного права", с использованием пояснений некоторых понятий, основополагающих для определения соотношения указанных категорий; наконец (предвосхищая анализ нарушений международного права в седьмом разделе), приводится краткое описание международно-правовых последствий, которые наступают, если международное право не трансформировано в национальное право (см. абз. 28 и след.). В первую очередь рассмотрены положения конституционного права, определяющие место германского государства в системе международного права и внешней политики (см. абз. 29 и след.). Таким образом, устанавливаются границы исследования всех последующих проблем. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права затрагивает не только техническую координацию; Основной закон в любом случае дает также ответы материального характера.

 

II. ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВОПОРЯДКЕ:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал