Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Введение к основам
1. Настоящий раздел посвящен исследованию вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, иначе говоря, о соотношении международного права и национальных правопорядков. Национальный правопорядок - это система правовых норм, которые государства принимают самостоятельно, не взаимодействуя с другими независимыми государствами или другими субъектами международного права. Отдельные составные части национального правопорядка могут брать свое начало в международном праве и даже могут быть императивными нормами международного права; однако они остаются (по меньшей мере также) " национальным" правом. Кроме того, они могут распространяться на правоотношения, возникающие за пределами собственной территории соответствующего государства. Одна часть таких положений, так называемое коллизионное право, иногда обозначается как " международное" (например, " международное частное право"), однако это не должно скрывать их принадлежность к национальному праву < 1>. При этом " международными" - в силу применимости к правоотношениям с иностранным элементом - уже давно являются не только определенные положения гражданского и уголовного права, но и отдельные сегменты административного права (в том числе, например, экологического права) < 2>. Основные права, установленные Конституцией, то есть конституционно-правовые нормы, могут также влиять на юридическую оценку правоотношений с иностранным элементом < 3>. Даже если положения об основных правах адресованы указанным в Основном законе органам государственной власти, это не означает, что они в любом случае имеют равный статус с актами власти иностранных государств: такие акты могут быть определяющими для юридической оценки внутригосударственного акта власти. Выдача преступника, которому грозит смертная казнь, является ярким тому примером < 4>. -------------------------------- < 1> Об этом и последующем разграничении см.: Раздел 1, Граф Витцтум. Абзац 4 и след., 33 и след.; Neuhaus. Der Beitrag des < 2> Из судебной практики см.: об оценке допустимости установки оборудования, которое может потенциально оказывать влияние на окружающую среду в трансграничном масштабе (OVG Saarlouis, NVwZ 1995, 97); см. также: Brandt. < 3> О теоретических основах более раннего периода см.: Bernstein. Ein Kollisionsrecht < 4> Kunig // v.
2. При разграничении международного и внутригосударственного права решающим является вопрос: кто создает нормы права. Национальное право государство создает единолично. Международное право как действительно " международное" или " межнациональное" создается субъектами международного права. Это происходит традиционно и регулярно путем межгосударственного взаимодействия, иными словами, совместно или в силу одностороннего решения, принятого на основе полномочия как результата предшествующего сотрудничества. Лишь (некоторые) международные организации из числа субъектов международного права в состоянии создавать нормы международного права посредством одностороннего акта. Односторонние действия государств (или иных субъектов международного права), хотя и должны соответствовать нормам международного права, могут также способствовать созданию норм либо их изменению или отмене. Сама по себе норма международного права не возникает. 3. О государственном или национальном (или внутригосударственном) праве речь идет в случае применения общепризнанной терминологии, даже если дело не касается создания права " нациями". Нации частично сформированы в рамках государства, будь они единственной нацией или сосуществуют с другими нациями, или разделены на несколько государств. Вне зависимости от этого " как" нации они рассматриваются в качестве субъектов международного права постольку, поскольку обладают правом на самоопределение, которое служит образованию собственной государственности и в рамках такой государственности проявляет свое действие, например, в качестве защиты прав меньшинств. Нации как таковые право не создают. Напротив, " национальным" называется также право таких государств, в отношении которых может возникнуть сомнение, существует ли вообще нация (либо " только" население государства). По существу, речь идет о праве отдельного государства, именно о " внутригосударственном" праве. 4. Вопрос принадлежности той или иной правовой нормы к праву международному или внутригосударственному определяется достаточно легко: в зависимости от того, кто ввел эту норму в действие. Положения международного и внутригосударственного права могут касаться одних и тех же обстоятельств. Они могут регулировать указанные обстоятельства одинаково или по-разному, не учитывая и без того различные юридические последствия, предусмотренные ими. Поскольку международное право адресовано государствам как субъектам международного права и затрагивает, по крайней мере потенциально, их совместное поведение, рассматривая их также в качестве создателей права, постольку необходимо выяснить соотношение внутригосударственного и международного права. Указанное соотношение определить труднее, чем установить грань между обоими правовыми блоками. От разграничения решающим образом зависит значение и место международного права как правопорядка. Это проявляется, например, в случае международной защиты прав человека, последствия которой можно установить лишь внутри каждого из государств, но одновременно действует в областях, которые напрямую относятся к взаимоотношениям государств: например, в дипломатическом праве (которое содержит правила поведения и защиты отдельных должностных лиц, реакции внутригосударственного права). Именно в силу структурных особенностей международного правопорядка, в котором по-прежнему отсутствуют не зависящие от субъектов права механизмы его реализации, его (международный правопорядок) необходимо считать правопорядком постольку, поскольку внутригосударственное право придает ему значение. 5. Это ведет к взаимному влиянию международного и внутригосударственного права. В результате к настоящему времени образовалось множество областей права, причем право хозяйственной деятельности приобретает преимущественное значение < 5>, а европейский процесс интеграции, базирующийся на международно-правовой основе, привел даже к (регионально ограниченной) интернационализации (" европеизации") общего правопорядка участвующих государств. Чем больше международное право исходя из своей задачи внутригосударственного обеспечения прав и свобод человека и последовательного применения этого принципа уделяет внимания цели развития внутригосударственных структур (например, требованиям к уровню развития демократии, укреплению механизмов международной защиты прав человека), тем больше конституционное право государств втягивается в орбиту международного правопорядка < 6>. -------------------------------- < 5> О систематизации " экономического права" в данном контексте см.: < 6> Об этом в целом см.: Uerpmann. Internationales Verfassungsrecht, JZ 2001, 565ff; Kunig. Das
6. Можно утверждать, что международное право и внутригосударственный правопорядок образуют отдельные (самостоятельные) правовые системы и что международно-правовая и внутригосударственная системы " пересекаются". Однако этим еще не все сказано. Очевидно, международное и внутригосударственное право не абстрагируются и не могут абстрагироваться друг от друга. Ясно, что национальное и международное право могут вступать в противоречие. Государство как субъект международного права связано его нормами, таким образом, внутригосударственное правотворчество может сталкиваться с ограничениями международного права. Напротив, внутригосударственное право заинтересовано в познании международного процесса нормотворчества, поскольку в нем участвует заинтересованное государство. Национальное право должно при этом упорядочивать компетенцию, например, по заключению международных договоров. Кроме того, обычно нормы международного права практически и теоретически однозначно могут действовать в отношении отдельных субъектов внутригосударственного права только опосредованно и в определенных им рамках. Таким образом, соотношение международного и внутригосударственного права невозможно рассматривать без проверки норм соответствующего национального правопорядка с позиций прямого регулирования его соотношения с международным правом. Это не исключает возможности существования или отсутствия (теоретически) обобщенного суждения о том, что международное право само требует определенного урегулирования указанного соотношения на внутригосударственном уровне. Международное договорное право не дает исчерпывающего ответа на вопрос: в каком принципиальном соотношении должны находиться нормы внутригосударственного права и соответствующие нормы международного права. Ответ на этот вопрос вытекает из международного обычного права, то есть из практики государств, сложившейся по правовому убеждению, формированию которой способствует конституционно-правовое законодательство. Названное обстоятельство позволяет дифференцированно рассматривать отдельные правопорядки. Настоящее учебное пособие, дающее наглядное представление об универсальном международном праве и предназначенное прежде всего для немецкого читателя, ставит своей задачей (краткий) обзор правового положения в некоторых странах в целях выявления соотношения международного и внутригосударственного права и детального исследования соотношения международного и германского права (см. абз. 46 и след.). Данное исследование подразделяется по источникам международного права и иным актам международного характера, имеющим значение для германского права. Право, представленное с внутригосударственных позиций, в итоге будет рассмотрено в плоскости его применимости к деятельности трех ветвей государственной власти (см. абз. 171 и след.). Предлагаемый читателю раздел излагается с учетом известных науке международного права теоретических споров по проблемам " международного и внутригосударственного права", с использованием пояснений некоторых понятий, основополагающих для определения соотношения указанных категорий; наконец (предвосхищая анализ нарушений международного права в седьмом разделе), приводится краткое описание международно-правовых последствий, которые наступают, если международное право не трансформировано в национальное право (см. абз. 28 и след.). В первую очередь рассмотрены положения конституционного права, определяющие место германского государства в системе международного права и внешней политики (см. абз. 29 и след.). Таким образом, устанавливаются границы исследования всех последующих проблем. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права затрагивает не только техническую координацию; Основной закон в любом случае дает также ответы материального характера.
II. ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВОПОРЯДКЕ:
|