Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и особенности налогового контроля
Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, целям и задачам, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Определение налогового контроля в законодательстве в настоящее время отсутствует. В литературе предлагается несколько его вариантов. Так, А.В. Брызгалин определяет налоговый контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд. По мнению О.А. Макаровой, под налоговым контролем следует понимать деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах. [4, с. 16] В приведенных определениях существо налогового контроля сводится к проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно. К числу задач налогового контроля относятся: · неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах; · обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды); · предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
58). Основной наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка - важнейший инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Налоговым кодексом выделяются камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Камеральной проверкой должны быть охвачены только те показатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеют значение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложения и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет. Таким образом, под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого – либо специального решения руководителя налогового органа по месту нахождения налогового органа посредством проверки налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога., а так же других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения может быть принято решение о привлечении организаций, индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности Под выездной налоговой проверкой подразумевается проверка, проводимая по одному или нескольким налогам уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в отношении организации, индивидуального предпринимателя, являющихся налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом. Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения организации, индивидуального предпринимателя и, по общему правилу, не может продолжаться более двух месяцев, но ее срок может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. По результатам проведения выездной налоговой в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения налоговый орган может также принять решение о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.
|