Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное и муниципальное кредитование
Совокупность отношений, в которых государство или муниципалитет выступают в качестве кредитора, можно разделить на несколько видов. Санкционированное кредитование — задолженность образовалась по решению государственных или муниципальных органов (или учреждений). · Бюджетные кредиты. · Бюджетные ссуды. · Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам. · Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. · Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты. · Инвестиционные налоговые кредиты. · Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам. · Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам. · Дебиторская задолженность бюджетных учреждений. Несанкционированное кредитование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств пред государством или муниципалитетом (или бюджетными учреждениями). · Просроченная задолженность по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды. · Не погашенные в срок санкционированные кредиты и неустойка по ним. · Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государству или муниципалитету. · Просроченная дебиторская задолженность бюджетных учреждений. Бюджетные кредиты — предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, другим юридическим лицам путем зачисления средств на их бюджетные счета в банке (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 76—77). Для юридических лиц, не являющихся унитарными предприятиями, существует строгий порядок получения бюджетных кредитов: проводится проверка финансового состояния заемщика, обязательно предоставление залога или поручительства на всю сумму кредита, обязателен целевой характер использования кредита, платежи по погашению кредита и уплате процентов приравниваются к платежам в бюджет. При утверждении бюджета обязательно определяются: цели бюджетного кредитования, условия и порядок, лимиты (на срок в пределах бюджетного года и за его пределами), ограничения по получателям бюджетного кредитования для юридических лиц (неунитарных предприятий). Бюджетные ссуды — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 6). Предоставляются, как правило, для покрытия кассового разрыва между доходами бюджета, поступившими в данный период, и необходимыми в данный период расходами. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам — взнос государства или муниципалитета в уставный капитал, приобретение долей (акций) юридических лиц, не являющихся унитарными предприятиями (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 80). К кредитованию этот метод можно отнести, так как часто его используют как заменитель бюджетного кредита, поскольку процедура получения инвестиций более простая. Для включения инвестиций в проект бюджета необходимы: проект договора на внесение инвестиций, технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проектно-сметная документация. Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям — предоставление этих кредитов регулирует глава 15 Бюджетного кодекса РФ. Такое кредитование осуществляет почти исключительно федеральный бюджет. В бюджете обязательно утверждается предельный объем кредитов в текущем году (отдельно по государствам-участникам СНГ и другим заемщикам), программа предоставления таких кредитов в текущем году. Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты — изменение срока уплаты налоговых платежей в сторону его увеличения на срок от одного до шести месяцев (отсрочка, рассрочка) или от трех месяцев до года (налоговый кредит) при определенных условиях, связанных с неблагоприятной ситуацией для налогоплательщика (см. Налоговый кодекс РФ (часть первая), ст. 64—65). Требуется залог или поручительство. Инвестиционные налоговые кредиты — изменение срока уплаты налоговых платежей, при котором налогоплательщик при наступлении указанных обстоятельств, связанных с социально значимым инвестированием, имеет право уменьшать свои налоговые платежи в определенных пределах до достижения суммой кредита определенного уровня, предоставляется на срок от одного до пяти лет (см. Налоговый кодекс РФ (часть первая), ст. 66—67). Требуется залог или поручительство. Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам — законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пеням, штрафам, в порядке, определяемом Правительством РФ. Также происходит реструктуризация в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам — законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам, государственным кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в порядке, определяемом Правительством РФ. Также происходит реструктуризация в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Дебиторская задолженность бюджетных учреждений (в т.ч. просроченная) — часть государственного и муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (может быть изъята по решению собственника), представляет собой задолженность третьих лиц перед бюджетными учреждениями. 62).
Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы. Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности. Цели деятельности Банка России: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля; 2. развитие и укрепление банковской системы России; 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Правовой статус Банка России (ЦБ РФ): 1. Банк России является юридическим лицом. 2. Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти. 3. ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. 4. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. 5. Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. 6. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств. 7. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.
|