Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему Америка начала доминировать в Европе? America leads, Europe follows
Одними из главных факторов, оказавших влияние на нынешнее состояние европейской администрации, стали демократизация и интеграция его западноевропейского ядра. Именно эти два взаимосвязанных процесса были призваны нейтрализовать крайние проявления традиционного соперничества между западноевропейскими государствами, неизбежно приводившими к вооруженным столкновениям. Послевоенная демократизация Западной Германии, Италии, а затем Португалии, Испании создали общее поле политического взаимодействия с другими странами Западной Европы со сходными ценностями, институтами и предсказуемостью поведения. Этот процесс был дополнен формированием системы экономической интеграции в рамках, которые привели к созданию Европейского Союза в его нынешнем виде. Экономическая взаимозависимость способствовала предотвращению межгосударственных вооруженных конфликтов. В годы холодной войны наличие общего противника в лице СССР и общего союзника в лице Соединенных Штатов также содействовало нейтрализации межгосударственных конфликтов, которые могли бы перерасти в военное противостояние. Таким образом, уже в годы холодной войны в Западной Европе сформировалась подсистема межгосударственной безопасности, качественно отличавшаяся от той системы взаимных угроз, военных противостояний, гонок вооружений, открытых вооруженных конфликтов и дипломатических усилий по их урегулированию, которая существовала на протяжении веков. На этом пространстве перестала работать реалполитическая логика неизбежного межгосударственного соперничества в борьбе за национальное могущество и безопасность за счет соседних западноевропейских государств. Эти процессы имели объективный характер. Но одновременно присутствовало и осознанное стремление правящих элит и народов возвести как можно более надежные преграды, которые не позволили бы этому субрегиону снова откатиться к традиционному состоянию межгосударственного соперничества и конфликтности друг с другом. Опасения на этот счет вспыхнули с новой силой на завершающем этапе холодной войны. Исчезновение общего противника и блоковой дисциплины грозило подъемом традиционных националистических устремлений отдельных государств. Особая тревога в этом плане возникла в связи с объединением Германии, которая, как предполагали некоторые, могла вновь стать на путь национального самоутверждения и реванша, что было чревато формированием традиционных противоборствующих коалиций западноевропейских государств. Известно, что Великобритания и Франция, а также ряд других западноевропейских стран серьезно опасались поспешного, по их мнению, присоединения ГДР к ФРГ. В большой степени именно опасения такого рода явились одной из главных причин формирования консенсуса об ускоренном процессе дальнейшей интеграции и создания густой сети надгосударственных институтов Европейского Союза. Поэтому одной из движущих сил европейской безопасности является стремление стран региона гарантировать невозвращение к прошлому межгосударственному соперничеству. Ряд западноевропейских стран борется с длительными и серьезными внутренними конфликтами, которые временами достигают уровня вооруженного насилия с элементами терроризма. Речь, прежде всего, идет о проблемах Ольстера, Страны Басков, Корсики. Сохраняются и межгосударственные территориальные споры, например, между Великобританией и Испанией вокруг проблемы Гибралтара. В последнее время имеет место обострение отношений между мусульманским и коренным населением, например, во Франции, Германии. Но все эти проблемы остаются локальными и не превышают уровня напряженности, который невозможно было бы понизить с помощью политических, полицейских или дипломатических инструментов. Весьма болезненные для отдельных стран, эти конфликты не выходят на тот уровень, когда они могут представить угрозу общеевропейской безопасности. Таким образом, на рубеже 1990-х годов уже существовало оформившееся в рамках ЕС и европейского крыла НАТО ядро государств, отношения между которыми определялись алгоритмом мирного взаимодействия. Одним из главных вопросов обеспечения его внешней безопасности являлась судьба дальнейшего взаимодействия с Соединенными Штатами. При некоторой оппозиции со стороны Франции большинство государств, составляющих западноевропейское ядро, определенно выбрали курс на сохранение стратегического союза с США. Это объяснялось желанием сохранить американский военный «зонтик», компенсирующий несовершенные возможности европейцев по обеспечению безопасности в более широкой европейской зоне. Такая позиция усиливалась очевидным стремлением Соединенных Штатов сохранить свои позиции в Европе. Уделяя особое внимание неизбежным противоречиям между США и Европой в будущем, не следует забывать о существующей между ними общности либеральных ценностей, институтов и интересов, что обеспечивает сохранение довольно прочной общей политической базы даже в отсутствии общего противника. Формирование сегодняшней системы военно-политической безопасности в Европе происходило также под влиянием остаточной логики холодной войны и сохранения неуверенности относительно возможного поведения сначала СССР, а затем и Российской Федерации. Существенно повлияли на эти процессы череда вооруженных конфликтов на Балканах, представлявших серьезный вызов будущей системе европейской безопасности, а также наметившееся стремление ряда стран Восточной и Центральной Европы связать свою дальнейшую судьбу с западноевропейским ядром и Соединенными Штатами. Включение последних в западноцентричную систему безопасности создавало опасность формирования разделительной линии этой системы с Российской Федерацией, что не могло не вызвать противодействия последней. Рассматривались различные модели общеевропейской безопасности по архитектурным проектам строительства «единого европейского дома» от Атлантики до Урала или на более широком пространстве от Ванкувера до Владивостока с включением Западной и Восточной Европы, Соединенных Штатов и Российской Федерации. Движение в этом направлении было организационно и политически подкреплено учреждением инфраструктуры Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Но параллельно развиваласьзападноцентричная модель европейской безопасности, которая со временем начала оттеснять паневропейскую модель ОБСЕ на периферию. Системообразующими стержнями западноцентричной модели стали НАТО и ЕС, лидером в процессе ее создания выступили Соединенные Штаты. При расхождениях по ряду вопросов между США и западноевропейскими странами им все же удалось сформировать довольно устойчивый консенсус относительно философии будущей системы европейской безопасности. В истории европейской безопасности после окончания холодной войны можно выделить процессы, развивавшиеся вокруг четырехавтономных и в то же самое время взаимосвязанных проблемно-территориальных комплексов. Член-корреспондент РАН В.Барановский определяет их как западный «полюс стабильности», «Россия плюс» (под «плюсом» имеется в виду окружение РФ из числа стран СНГ), «промежуточную зону» Центральной и Восточной Европы с «западным вектором» и «мягкое подбрюшье Европы» в районе Балкан и Юго-Восточной Азии [1]. Становление новой системы европейской безопасности протекало во взаимодействии, а нередко и противодействии таких институтов, как НАТО, ЕС, ОБСЕ, а также двустороннего канала НАТО — Российская Федерация. Среди главных геополитических целей ОВПБ, которые были отмечены еще в «Повестке дня-2000», официально названо стремление сделать ЕС «глобальным актором», т. е. силой, действующей в мировом масштабе. Однако вопрос о глобальной роли ЕС в политической сфере, как правило, сразу же натыкается на стереотип: «Америка лидирует, а Европа следует за ней» («America leads, Europe follows»), который до сих пор определял такого рода отношения. Порой высказываются и такие суждения, что ЕС вынужденно – волей случая или под нажимом США – вовлечен во многие глобальные события, хотя объективно еще не готов к тому, чтобы взять на себя глобальную ответственность. В связи с этим выражалась надежда, что развитие ОВПБ окажет позитивное влияние на НАТО, усилив в альянсе элементы взаимодополнения, сотрудничества и синергии. Целью же ЕС, в контексте включения в Амстердамский договор Петерсбергских задач, должно стать достижение союзом способности к автономным действиям с опорой на надежные вооруженные силы. Биполярная система международных отношений - система, основанная на противостоянии двух сверхдержав - США и СССР и созданных ими военно-политических блоков - НАТО и ОВД. Основные мероприятия по оформлению биполярного мира и началу «Холодной войны» · 6 марта 1946 года. Речь Уинстона Черчилля в Фултоне («Фултонская речь) Основой объединения в противоборствующие блоки стало экономическое сближение, сотрудничестве, но политической базе и подкрепленное политическими мерами. Объединение вокруг СССР: · 44 год – договор с Чехословакией о регуляции нахождения на ее территории советских войск. Тоже самое впоследствии с Польшей и др. странами. (но сложнее с Югославией, которая освободила 2/3 своей территории сама) · Договоры о дружбе, помощи и послевоенном сотрудничестве. Оговаривалась военная помощь и принципы дальнейшего сотрудничества. С Чехословакией. С Болгарией, Румынией. Венгрией (1947). · Торговые соглашения. С Польшей (окт. 1944, СССР поставляет продукты питания и промышленные товары). 1945. Договор о принципах благоприятствования. Окт. 1947. Договор о торговом и научно-техническом сотрудничестве с Чехословакией (добывали уран в обмен на поставки промышленных товаров). Экономическое сотрудничество с Венгрией и Болгарией. · Процесс экономического сотрудничества параллельно с политической унификацией. (особенность Польши двух партийная система. Польская рабочая партия и польская крестьянская партия). К к. 40х гг процесс в целом завершился. · 9 января 1949 года создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Главное условие вступления – общественная собственность. СССР, Болгария, Чехословакия, Румыния, Польша. С 50х – еще Албания и ГДР. 60е – Монголия. 72 – Куба. Условия членства: 1. Отказ от западных кредитов. 2. Плановая экономика. 3. Рабочий контроль за производством. Хозяйственная специализация по странам. · 14 мая 1955 года – Варшавское соглашение. Как ответ на вступление ФРГ в НАТО. Объединенный штаб (Глава – фельдмаршал Конев). Вокруг США: · Необходимость не восстановления хозяйства в Европе, но его обновления. · Нов брит премьер Клемент Этли попросил взять под опеку британские военные базы. · Доктрина Трумэна – экономическая помощь возможна в случае контроля со стороны США расходования этих средств и предоставления им места для военных баз. · Июнь 1947 г. План Маршалла. Конгрессом принят закон о помощи иностранному государству. Условие помощи – отсутствие коммунистов в правительстве. При проходе в правительство коммунистов – конец помощи. 13 млрд долларов. Но на эти деньги закупалась продукция в США и уже она отправлялась в Европу. Плус Америке двойной. Во-первых, подспорье – рынок сбыта своей продукции. А во-вторых, поставлялись товары народного потребления, а не оборудование или транспорт – то что может помочь возродиться европейской экономике. Америке это не надо – сохранение их экономической доминанты. С 50х. гг. денежная помощь в основном шла на содержание американских баз в этих странах. В Плане Маршала участвовали 16 государств (в том числе Англия, Франция, Италия, Португалия, Ирландия, Турция, ФРГ). · Идея создания военного союза. Английская инициатива с целью возращения себе политической самостоятельности (От США). 17 марта 1948 года – Западный союз Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Франция и Англия. О военной помощи. Но нет Ядерного оружия и средств на его строительство. Лето 48 – переговоры м/д Англией и США о замене ЗС другой организацией. Две концепции относительно участников. Англия – только ЗС, США – чем больше тем лучше. Победила американская концепция. Авг. 49 ратификация соглашения НАТО. Военная доктрина – сдерживание агрессии, но признавалась и возможность превентивного удара (напасть первыми). Нападение на любого члена альянса = нападению на всех членов. Но США самостоятельно определяет характер и объем помощи. Май 1955. Входит ФРГ. · 1947 – доктрина сдерживания коммунизма. 1952 доктрина отбрасывания коммунизма. Сдерживать тенденцию распространения влияния СССР с помощью военных баз. Локальные небольшие войны против социалистических стран. Подготовка к большой войне. Доктрина 5842 Госдепа США от 1950г. Свержение социалистических режимов военным путем. Ослабление связей СССР с восточноевропейским государствами. Ограничение торговли с вост европой или даже торговая блокада. Строительство пояса баз вокруг вост Европы. Международные кризисы. · Первый берлинский кризис. (21 июня 1948 — 11 мая 1949) Блокада Советским союзом Западного Берлина. Формальная причина – денежная реформа в ФРГ и поток обесцененных денег в ГДР. Установление воздушного моста. Снятие блокады. · Корейский кризис. (корейская война 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года). Борьба про западной Южной Кореи, при технической поддержке США и коммунистической Сев. Кореи при поддержке КНР и СССР (вступленеи Кит армии при пересечении 38 параллели) · Второй берлинский кризис 1961 г. Требование Советским Союзом демилитаризации Западного Берлина. Стягивание войск. Стояние на границе Зап. Берлина. Возведение берлинской стены. Ослабление напряженности. · Карибский кризис. Окт 62. В ответ на размещение США в Турции ракет средней дальности СССР отвез таке же, начаиненые ядерной боеголовкой на Кубу. Сша блокирует Кубу. Напряженность. Телефонный разговор. Хрущева и Кеннеди. Демонтаж ракет. Итак, к началу 50-х гг. мировое сообщество оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Каждая из двух «сверхдержав», возглавивших биполярный мировой порядок, считала себя выразительницей подлинных интересов всех народов. В ходе их идеологического и военно-политического противоборства конфликты и локальные войны в любом регионе земного шара начали восприниматься как составная часть глобальной борьбы Запада и Востока. При этом в действиях обеих «сверхдержав» отчетливо проявлялся страх перед соперником и озабоченность собственной безопасностью. Огромные ресурсы начали использоваться для поддержания гонки вооружений, что в свою очередь лишь усиливало международную напряженность.
|