Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический контроль в процессе воспитанияСтр 1 из 12Следующая ⇒
При разработке критериального аппарата необходимо помнить утверждение психологов о том, что универсальными критериями оценки эффективности человеческой деятельности являются два мерила (понятие «критерий» в словарно-справочной литературе определяется как мерило): 1) продуктивность осуществленной деятельности; 2) удовлетворенность участников деятельности процессом и результатами деятельности. В этой связи представляется целесообразным включить в состав критериев сформированность школьного (классного) коллектива и развитость учащихся, позволяющие измерить продуктивность воспитательной деятельности, а также удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей процессом и результатами воспитания и жизнедеятельности в школе (классе). Именно по такому принципу разрабатывала победитель регионального конкурса классных руководителей Н.А. Маныгина диагностико-результативный компонент воспитательной системы класса.
В качестве еще одного примера назовем критерии и показатели, избранные педагогическим коллективом Покровской средней школы для исследования эффективности воспитательной системы образовательного учреждения.
Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным – выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в контрольно-диагностической деятельности. При изучении эффективности процесса воспитания детей целесообразно использовать следующие методики.
Подготовка диагностического инструментария. Для проведения контрольно-диагностической деятельности надо своевременно подготовить необходимый инструментарий – бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностировании. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем – время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам (например, возрастает степень демократичности осуществляемой проверки) следует признать целесообразным вовлечение большего количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный психолог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, валеолог, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники. Исследование процесса и результатов деятельности, общения и отношений в сообществе детей и взрослых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Применение каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым – детям и взрослым. Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения контрольно-диагностического изучения деятельности, общения и отношений в школьном (классном) коллективе детей и взрослых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, заместитель директора школы по воспитательной работе, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы, школьный психолог, социальный педагог, валеолог. После обработки данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. Например, в школах – экспериментальных площадках составлялись следующие таблицы.
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (становления, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии воспитательной системы и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать учащихся и родителей. В завершение описания теоретических и технологических аспектов изучения эффективности процесса воспитания детей, необходимо заметить: каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллективов классов и всего учебного заведения, других результатах воспитательного процесса, ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.
Методики изучения процесса и результатов развития учащихся
Методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. * * * Учащимся предлагается бланк с 60-ю пословицами (по 4 в группе). Возможны два варианта работы с этим бланком. Вариант 1: учащиеся должны внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале баллов: 1 – согласен в очень незначительной степени; 2 – частично согласен; 3 – в общем согласен; 4 – почти полностью согласен; 5 – совершенно согласен. Вариант 2: требуется внимательно прочитать каждую пару пословиц («а», «б» и «в», «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1) а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть.
2) а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется; в) не в деньгах счастье; г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3) а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет; г) жизнь прожить – не поле перейти. 4) а) бояться несчастья и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне; в) деньги – дело наживное; г) голым родился, гол и умру.
5) а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) береженого Бог бережет; в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду.
6) а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьется как рыба об лед; в) хочу – половина могу; г) лбом стены не прошибешь;
7) а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как поживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь.
8) а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди – все, а деньги – сор; г) деньгам все повинуются.
9) а) что в людях живет, то и нас не минет; б) живу как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать – жертвою стать; г) никто мне не указ.
10) а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, ничего не знаю; в) своя рубашка ближе к телу; г) наше дело – сторона.
11) а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12) а) не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; б) на обеде – все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет – приятели откажутся.
13) а) ученье – свет, а неученье – тьма; б) много будешь знать – скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14) а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15) а) на что и законы писать, если их не исполнять; б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет; в) где тверд закон, там всяк умен; г) закон – что дышло: куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных результатов. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений в отношении жизни, людей, самого человека, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом: 1) а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни; 2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни, б, г – материально благополучная жизнь; 3) а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь; 4) а, в – оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение к жизни; 5) а, в – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение к жизни; 6) а, в – самоопределение в жизни, б, г – отсутствие самоопределения в жизни; 7) а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни; 8) а, в – хорошее отношение к людям, б, г – плохое отношение к людям; 9) а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям; 10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям; 11) а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям; 12) а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы; 13) а, в – значимость ученья, б, г – незначимость ученья; 14) а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда; 15) а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта методики, состоящего из 30 пословиц, т. е. из 15 пар. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г». Тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н.Е. Щурковой) Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
* * * I. Для успешного проведения теста необходимы абсолютная тишина, анонимность (можно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» - девушка). II. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
III. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. IV. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. V. Учащимся предлагается выбрать 1 из 3 предложенных ответов и обозначить его в таблице знаком * (звездочка).
а) обойду не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря, какое будет настроение.
а) ничего, какое мое дело; б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду и непременно заговорю.
а) тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду; в) звоню по телефону «103», останавливаю прохожих…
а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я, конечно, помогу.
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время; б) оборачиваюсь и предлагаю половину; в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего – жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного.
а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может быть, возьму себе.
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея; б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит; в) на свои знания.
а) найду что-нибудь рядом с домом; б) поищу высокооплачиваемую работу; в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Из трех видов путешествий Вы выберете путешествие: а) по Беларуси; б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих капиталистических стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия разобраны. Ваши действия: а) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; в) присоединяюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Вы: а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование; в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Вы: а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом? Варианты: а) да, непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Вы: а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Вы: а) еду на дачу согласно плану; б) не еду, остаюсь, конечно; в) жду, что скажут товарищи.
17. Вы решили завести собаку. Из трех вариантов Вас устроит: а) бездомный щенок; б) взрослый пес с известным Вам нравом; в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). Но вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Вы: а) напомню о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Вы: а) отвечаю тем же; б) не замечаю, это не имеет значения; в) обрываю разговор.
20. Вы плоховато играете на скрипке (или на каком-либо другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Ваши действия: а) играю, конечно; б) разумеется, не играю; в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Предпочтете: а) самому (самой) приготовить все блюда; б) закупить полуфабрикаты; в) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Вы: а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, строю планы самообразования; в) я буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей? Варианты: а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Ваши действия: а) отдаю – здоровье дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет; в) подарков не отдаю.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете? Варианты: а) о новогодних подарках; б) о каникулах и свободе; в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни? Она: а) нужна мне для танцев; б) доставляет мне наслаждение духовного плана; в) мне просто не нужна.
27. Когда Вы уезжаете надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали? Варианты: а) снятся родные места; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение? Варианты: а) нет, если мои дела идут хорошо; б) да, в настоящее время довольно часто; в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Вы: а) отбираю интересное и приношу; б) ненужных мне книг у меня нет; в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли вы назвать 5 дорогих Вам мест на Земле, 5 дорогих Вам исторических событий, 5 дорогих Вам имен великих людей? Варианты: а) да, безусловно могу; б) нет, на свете много интересного; в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову? Варианты: а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Обработка полученных результатов. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является суммарное количество выборов от 13 и более при условии, что звездочкой помечаются: пункты а) при ответах на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; пункты б) при ответах на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; пункты в) при ответах на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более при условии, что звездочкой помечаются: пункты а) при ответах на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; пункты б) при ответах на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; пункты в) при ответах на вопросы 14, 15. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Методика «Акт Добровольцев» (составлена Л.В. Байбородовой)
Цель: определить активность и мотивы участия учащихся в жизнедеятельности школьного или классного сообщества. * * * Акт добровольцев как метод изучения направленности личности ребенка может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления. 1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов! Приглашаем всех желающих в школу 5 сентября в 10 часов. Совет старшеклассников». 2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной». 3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела». Началом акта добровольцев может стать и обращение руководителя или педагога школы к учащимся с целью приглашения школьников для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе. Обработка полученных результатов. Необходимо вести учет добровольного участия каждого учащегося в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки общественной активности школьников. Установление связи между активностью учеников и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, героико-патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного (классного) сообщества.
Методика «Цветик-семицветик» (составлена И.М. Витковской)
Цель: установить направленность интересов младших школьников. * * * На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям хочется больше всего. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы. Обработка полученных результатов. Для анализа результатов удобно составить таблицу:
|