![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика определения общественной активности учащихся
(составлена Е.Н. Степановым)
Цель: определить общественную активность учащихся.
Оборудование. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание ориентиров для оценки общественной активности школьников. Предлагается 5 ориентиров. 1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива. 2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает. 3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя. 4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других. 5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
* * * Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на усвоение испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят в таблицу на листке бумаги (напротив порядковых номеров) самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую очередь – тех, кто соответствует требованиям второго ориентира и так далее до тех пор, пока не будут занесены все учащиеся по всем пяти ориентирам. Один из пяти ориентиров учащийся присваивает и себе, тем самым осуществляет самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю. Обработка полученных результатов. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью матрицы.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся в матрицу его оценки общественной активности своих товарищей. Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. как 1-й ориентир, соответственно в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца; цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца, если тот же испытуемый желает обозначить фамилию Леонова В. 5-м ориентиром. Внизу матрицы подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку учащегося. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося. По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на 5 групп:
На основании приведенных нами данных можно классифицировать испытуемых следующим образом: 1. группа – Демченкова В., Ладзина Н.; 2. группа – Лаптев В.; 3. группа – Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.; 4. группа – Иванов П.; 5. группа – Леонов В. Сопоставление самооценки (в матрице выделена шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.
|