![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции защиты и синдром сгорания
В гештальт-подходе выделяют четыре функции защиты. Слияние чаще наблюдается у начинающих, молодых специалистов. Типичные ошибки при слиянии – это присоединение к клиенту на эмоциональном уровне, неумение держать дистанцию, вовремя закончить беседу и отсоединяться от клиента после встречи. Недостаточный профессиональный опыт приводит к тому, что помогающий начинает задавать вопросы своему клиенту: ”Что же мы будем делать с вами? ” Молодые специалисты иногда оказывают профессиональную помощь друзьям, родственникам, ведут прием дома, где уровень эмоционального вовлечения часто выше обычного. Происходит стирание границ между клиентом и помогающим, уменьшение интенсивности self. Не получая качественной помощи, клиент может уйти. Специалист, не понимая, почему клиент ушел, испытывает чувство вины или негодования: “Я ему помогал, а он?! ” При ретрофлексивном способе контакта сгорающий, переживая чувства, не выражает их. Например, испытывая раздражение на клиента, обращает его на себя: “Я плохой специалист! ” Помогающий мало обращает внимания на свои чувства, потребности, он не живет во время своей работы. Это проявляется в застывших позах, замедленном поведении, низкой спонтанности. Последнее очень важно в психотерапии, при проведении операции. Задавая себе вопрос: “Что же с ним (клиентом) делать? – специалист встает перед проблемой выбора. Это может вызвать стресс, но не проявляться в действиях. Проекция. “Я знаю, как вас лечить! ” – могло бы стать лозунгом проективного специалиста. И вновь наблюдается нарушение границы контакта. Проективный помогающий, направляя свою энергию вовне, легко находит в клиенте проблему, похожую на свою. И проблема клиента становится проблемой терапевта. Но тогда возникает вопрос, кто кому помогает. Ведь профессионал должен уметь замечать индивидуальное в клиенте, отказаться от собственных пристрастий и дать время и место другой личности. Интроекция. При подготовке к своей будущей профессии специалист вынужден прибегать к интроекции. С одной стороны, это хороший способ обучения, а с другой – можно “наглотаться” плохо сочетаемых между собой подходов, методов и стилей работы, просто не успевая переработать и усвоить их. С детства нам твердят: ”Ты должен быть послушным ребенком, способным учеником, хорошим профессионалом”. А помогающий “должен” помогать, не обижаться на своих клиентов, не испытывать к ним агрессивных чувств и т.д. Эти интроецированные ценности поддерживаются энергией самого сгорающего.
|