Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полярности
Можно выделить следующие полярности в работе помогающего: - эмпатия, качество, без которого невозможно работать в этой области; - умение держать личную дистанцию со своими клиентами, без которой легко «сгореть». Для эффективной работы должно соблюдаться “контролируемое равновесие” между двумя противоположностями: вовлечением в работу и отдалением от клиента после её завершения. Цикл опыта. Функции “Self” При “синдроме эмоционального сгорания” нарушение цикла опыта наступает на первой же фазе – преконтакта. Это фаза ощущений, когда “Self” функционирует в режиме “Id”. Мы уже говорили, что при синдроме сгорания сначала наступает стадия эмоционального истощения. Помогающий в своей работе ориентирован в большей степени не на себя, а на своего клиента, его чувства, потребности. Поэтому, эмоционально перегружаясь, специалист сам не замечает, что сгорает. Он часто просто не успевает осознать свои чувства, и возбуждения “Id” не происходит. Активная функция “Ego” не включает факт осознавания потребности, и соответственно, не происходит принятия ответственности за возможные действия. Единственное, что удается заметить некоторым сгорающим, – “Со мной что-то не так?! ”. Но выделения фигуры (неблагополучия) не происходит. Мы чувствуем себя виноватыми, если не можем сами защититься. Сгорающий не живёт в настоящем. Саморегуляция его организма нарушается.
Гештальт-терапевт и синдром сгорания Основные принципы гештальт-подхода предполагают, что работающие в нём более защищены от “синдрома эмоционального сгорания”. Почему? В гештальт-подходе эмоциональные отношения мы как правило восстанавливаем, а сгорающий эмоционально истощается. Гештальт-терапевт работает в реальных отношениях (“здесь-и-теперь”), что позволяет выражать свои чувства по мере их возникновения. Гештальт-терапевт простраивает свои границы, может регулировать процесс вовлечения и отдаления. Хороший профессионал способен к саморегуляции своего организма. Он замечает и осознаёт, что происходит с ним, в состоянии предпринять реальные действия. То есть гештальт-терапевт живёт во время своей работы. Очень эффективной помощью для сгорающего, с моей точки зрения, может стать арт-терапия в гештальт-подходе. Этот метод предполагает: Отреагирование эмоций через творчество (обращение к “Id”). Осознание своих потребностей (обращение к “Persona’’), причин, условий сгорания. Овладение новым опытом (обращение к “Ego”). Литература 1. История зарубежной психологии. Тексты. – М.: МГУ, 1986. С. 343. 2. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1950. С. 142. 3. Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности. // Управленческое консультирование, 1997, № 2. С. 42-50. 4. Лекции Dott A. Ravasi. The “burnout” syndrome. Италия. Миланский Католический Университет, 1996. 5. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – № 1. 1995. С. 36-47. 6. Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога. // Психологический журнал. Т. 16. – № 1. – 1995. С. 75-82. 7. Моховиков А.Н. Феномен сгорания у телефонных консультантов. // Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. С. 64-70. 8. Ребейко И.М. Формирование профессиональной культуры психологов и других специалистов, работающих с людьми. // Проблемы психологического консультирования и психотерапии. Аналитический обзор. – Новосибирск, 1995. С. 79-103. 9. Форманюк Т.В. Синдром “Эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии №6, 1994, с. 57-63.
|