![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И Исполнительской ответственности Консультанта
Поскольку подбор персонала представляет собой разнообразную деятельность и включает разные типы взаимодействия Заказчика и Консультанта, напомним основные модели взаимодействия Клиента-Консультанта (10). Мы выделяем два главных вопроса для определения модели взаимодействия Клиент-Консультант: – Кто является Экспертом по проблеме Клиента? – Кто является Исполнителем в связи с решением проблемы Клиента? В зависимости от ответов на эти вопросы выделяем четыре основные модели: 1. Консультант – Эксперт, Консультант – Исполнитель Пример из сферы услуг: Ремонт обуви. Клиент лишь обозначает вначале проблему, и далее «Консультант» по ремонту обуви производит диагноз, определяет способы ремонта и сам осуществляет ремонт, возвращая Клиенту исправленную обувь. Пример из оргконсультирования: Заказ на обучение продавцов первичным навыкам продаж. Тренер сам экспертирует подготовленность продавцов, сам обучает их и «возвращает» Заказчику «улучшенных» специалистов. 2. Консультант – Со-Эксперт (вместе с Клиентом), Консультант – Исполнитель Пример из сферы услуг: Переоборудование квартиры, офиса. Консультант планирует изменения вместе с Клиентом, поскольку изменение в значительной степени зависит от вкуса и целей Клиента. Сами же изменения производятся Консультантом. Пример из оргконсультирования: Состояние «команды» сотрудников обычно экспертируется и Заказчиком, и Консультантом, интервенции по изменению команды производятся Консультантом в рамках «тренинга команды». 3. Консультант – Эксперт, Консультант – Со-Исполнитель (вместе с клиентом) Пример: Ортодоксальный врач – Пациент. За диагноз отвечает Врач, за лечение отвечает и Врач, и сам Больной, поскольку Больной является и объектом, и непроизвольным субъектом изменений («тело» больного в этом случае не может быть отчуждено от Больного). Пример из оргконсультирования: Кризисная ситуация в организации, причины которой не осознаются Организацией. Консультант – эксперт, Организация – соисполнитель по «лечению» антикризисными методами. 4. Консультант – Со-Эксперт, Клиент – Исполнитель Пример: Диалогическое консультирование с семьями. Семья участвует в диагностике проблемы семьи, Семья является главным субъектом изменений. Пример из оргконсультирования: Индивидуальное консультирование топменеджеров чаще всего относится к этой модели. Существует еще пятая модель, которая, на наш взгляд, не относится собственно к оргконсультированию, а относится к прямому управлению организацией: Консультант – Эксперт, Клиент (например, представитель системы управления) – Исполнитель. Применяется при локальных организационных ситуациях, когда уровень доверия к консультанту высок, экспертиза относится полностью к зоне компетентности консультанта, а действие по изменению – является простым и однозначным. Первые две модели, как правило, работают при возможности отчуждения Объекта Изменений от Клиента (Обувь, Квартира). 3-4 модели, когда Объект изменений – сам Клиент, или его социальная система неотъемлема от него. При этом Клиент всегда выступает Со-Исполнителем, даже если делает это бессознательно, например, находится в «коме». Подбор Персонала включает на разных стадиях все четыре модели взаимодействия. Первая модель, например, применяется при психологическом тестировании претендентов. Вторая модель, например, когда Консультант определяет вместе с Заказчиком существенные характеристики Кандидата и «отправляется» на его поиски. Третья модель – консультант определяет предположительный список кандидатов и обсуждает его с Заказчиком. Четвертая модель – адаптация нового персонала в организации. Ясно, что консультант может на этой стадии только помогать механизмам приспособления новых специалистов, а основной процесс осуществляется самим адаптантом. Пятая модель – когда, например, Консультант организует на базе Заказчика «Центр Оценки Персонала».
|