Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с научной литературой
Вначале необходимо предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к ее чтению. В ходе работы над литературными источниками студенту целесообразно конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего исследования. Прежде чем приступить к чтению монографии, необходимо с ней ознакомиться: а) прочитать введение (предисловие) к книге, аннотацию автора (если она имеется), где раскрываются основное содержание книги, ее цели, границы исследования; б) просмотреть оглавление работы, раскрывающее ее содержание, что в определенной степени облегчит процесс нахождения ответа на интересующий студента вопрос; в) обратить внимание на год издания книги, а иногда даже дату подписания ее в печать, имея в виду возможные изменения в законодательстве, не освещенные автором; г) составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа. После предварительного ознакомления с книгой можно перейти к ее чтению. Процесс чтения состоит из: а) уяснения и усвоения прочитанного материала; б) обдумывания прочитанного; в) конспектирования источника. При чтении научной литературы по избранной теме студент составляет конспект. В начале конспекта необходимо записать название конспектируемой работы и фамилию, ее автора. При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. Не следует полагаться на те ссылки, которые имеются в монографии или статье. В них возможны опечатки, неточности. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить ее содержание и нагрузку, соотнести ее значение с содержанием своего текста, затем уже использовать. Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и заметки. 1. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата подкрепляет мысли автора-студента, дает им большую силу, убедительность. Она должна быть по возможности краткой и точной. Выписывать цитату следует на отдельный листок бумаги на одной стороне. Это позволяет студенту в процессе написания дипломной работы вклеить цитату в нужное место без повторного переписывания. При пользовании цитатами нужно соблюдать определенные правила: а) цитаты должны быть точными, неискаженными. Критикуя то или иное теоретическое положение, студент должен проявлять определенный такт и уважение к авторам этих работ; б) желая усилить некоторые места в цитатах, их можно выделить изменением шрифта - подчеркиванием или разрядкой, и это изменение первоисточника нужно оговорить в скобках в виде примечания, указав первые буквы своего имени и фамилии; в) нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, не посмотрев, в связи, с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относится и т.д. 2. Заметки, или свободное цитирование. Этот вид работы над книгой преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли автора книги и, во-вторых, высказать к ним свое отношение. В этом случае следует разделить чистый лист бумаги пополам, в первой половине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать свое отношение. Конспект должен быть сжатым пересказом мыслей автора. При конспектировании прежде всего следует обдумать и уяснить прочитанное, в последующем произвести соответствующую запись. Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического исследования, а также для подтверждения выводов автора дипломной работы какими-либо конкретными примерами. Наконец, возможны как результат курсового исследования продуманные, взвешенные практические рекомендации по повышению качества юридической деятельности, предложения по совершенствованию законодательства. Весьма ценным источником теоретических суждений и выводом являются материалы конкретных социологических исследований, проведенных, но собственной программе автора. ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА, ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Составление плана курсовой работы представляет собой длительный процесс, переплетающийся с другими этапами работы. Приступая к курсовой работе, студент вместе с научным руководителем определяет сроки завершения основных этапов своей работы: а) составление библиографии, завершение работы над источниками и литературой; б) сбор эмпирического материала; в) представление руководителю отдельных глав и работы в целом. В конце семестра кафедра проводит специальное заседание совместно со студентами и их научными руководителями, на котором устанавливает точные сроки защиты курсовых работ. Этот график защиты является обязательным для студента и его научного руководителя. Работу, не представленную в срок, кафедра имеет право снять с зашиты. Курсовая работа в законченном виде должна содержать в указанной последовательности следующие структурные части: · титульный лист; · оглавление; · введение; · основной текст (главы, параграфы, пункты); · заключение; · список источников использованной литературы и материалов практики; · приложения (например, текст использованных анкет, опросников, таблиц, диаграммы и т.п.). В конце основного текста студент должен обозначить дату сдачи окончательного варианта курсовой работы научному руководителю и поставить свою подпись. Оглавление - это перечень разделов, подразделов курсовой работы, составленный в определенной последовательности с указанием номеров страниц, на которых размешается начало материала научной статьи. Введение должно содержать размышления автора об актуальности исследования, новизне отдельных его частей или оригинальности подходов к объяснению того или иного явления правовой действительности, позиций по отношению к конкретным вопросам законодательства, правоприменительной практике. Во введении даются оценка современного состояния решаемой научной проблемы, основание и исходные данные для написания курсовой работы, обоснование ее цели, научно-практической значимости выводов, связь с научным направлением работы соответствующей кафедры. Рекомендуемый объем этого раздела, как правило, 2-3 страницы. Основную часть курсовой работы составляют две главы, разбитые на параграфы. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы, параграф - отдельную часть этого вопроса. При написании основных глав следует обратить внимание на сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одной части к другой. Содержание и объем основной части курсовой работы зависят от многих предпосылок, относящихся как к объективным данным состояния разработанности избранной темы исследования, так и к субъективным факторам: а) способности, склонности автора к научной работе; б) умение студента качественно, всесторонне, убедительно и лаконично, без механического повторения известных положений раскрыть основные проблемы исследуемой темы; в) умение четко обобщать богатый материал юридической практики; г) способность доказательно и кратко излагать свою позицию по любому изучаемому им вопросу курсовой работы. Каждая глава и каждый параграф курсовой работы должны закапчиваться краткими выводами. Средний объем основной части курсовой работы должен составлять 25 - 30 страниц машинописного текста. В заключении формулируются общие выводы по исследованию, предложения о путях и методах решения спорных в науке и практике проблем, предложения законодателю, практические рекомендации, относящиеся к возможности внедрения каких-либо разработанных студентом положений в практическую деятельность государственных органон и общественных объединений, должностных лиц и граждан. Заключение занимает по объему обычно 1-3 страницы машинописного текста. Список источников использованной литературы и материалов практики помещается непосредственно после основного текста курсовой работы. Иногда встает вопрос о количестве источников для качественного написания работы. Полагаем, что в каждом конкретном случае студент и его научный руководитель должны решать индивидуально. Вместе с тем общий подход определяет, что таких источников должно быть не менее 30. Приложения к основному тексту' должны быть составлены в соответствии с техническими стандартами, аккуратно и компактно присоединены к работе и пронумерованы в порядке использования их в основном тексте. Черновик следует писать аккуратно, разборчиво, через определенные интервалы, необходимо оставлять поля, причем крайне важно, чтобы они были достаточно широкими, занимали до 1/3 ширины страницы. Это нужно для того, чтобы руководитель мог сделать исправления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера. Опыт показывает, что писать следует только на одной стороне листа. Такая форма письма освобождает автора от многочисленных переписываний текста. В научной литературе принято писать от первого лица множественного числа – «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица – «автор», как «считают», «утверждают», «полагают» и т.п. В работе допустимы лишь общепринятые сокращения. Например, в место «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.», «и прочее» - «и пр.». Приводимые примеры должны подтверждать высказанные тезисы и быть по возможности краткими. Желательно приводить не только опубликованные примеры, но и взятые из местной практики, например, из архивов, судов и др. Приведенный тезис может быть подтвержден и обобщающими данными.
|