Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свободомыслие в истории духовной культуры 2 страница
предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует пред- ставлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологиче- ского доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют, то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое; в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог.6 Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра- вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун (27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция, но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла- дает сознанием и может высказывать порицание правителю, " сбивше- муся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок? 7 Ло- каятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь воз- родиться? " Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное", полагали они, " не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы" 8. О причинах В сочинениях целого ряда философов древ- возникновения религии ности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, ха- рактер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.). Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов чер- ными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубогла- зыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также изображают их по собственному образу" 9. Философы античности создали широкий спектр самых разных идей о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.) полагал, что боги - олицетворение полезного: " Солнце, Луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наиме- новали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил" 10. Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обма- на со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, ко- торое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены
(IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических времен, которые выделялись умом и силой п. Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его фило- софским учением. В его учении нет веры в божественное провидение, во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал, что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че- ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер- жать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков, посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего. Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными человеку силами природы, непониманием этих сил: люди " пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как, например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги" 12. О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в богов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вера основывается и на страхе перед смертью. Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные учения о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и против бытия богов он заключает: " Порой начинает казаться, будто вовсе нет никаких богов" 13. Основные положения античной философии о религии обобщил пос- ледователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его поэмы " О природе вещей" - освободить людей от гнета религиозных суеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества. Лукреций пишет о " лике ужасном религии", которая повергает смер- тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре- ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном свете. Религия - это вымысел; " все это вымыслы, Меммий" - и то, что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не- лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их " ужасающим вещаньям", " бредням". Основа религии - страх перед грозными силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он полагает, что душа погибает со смертью, " значит, нам смерть - ничто и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью не
9 З.к. 536 257
будет, " ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновь одни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную бездну" 14. Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах, научиться мужественно воспринимать смерть. Глава XX СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА § 1. Свободомыслие в средние века Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима началась уже во II - III вв. Лукиан из Самосаты (120 г. - дата смерти неизвестна) усматривал причину религии в фантастическом отражении небесных явлений, христианство считал результатом обмана невеже- ственных людей шарлатанами. Ко II в. относится и сочинение Цельса " Правдивое слово", в котором он показал, что истоки христианства, в частности идея воскресающего Бога, - в восточных религиях. В пер- вые века новой эры христианство критиковалось открыто. После того как христианство превратилось в государственную религию, открытая его критика надолго умолкает. Определенный характер свободомыслие приобретает начиная с IX в. Развитие свободомыслия связано с ростом городов, ремесленного производства. Как правило, вольнодумцы - вы- ходцы из городских слоев, а также из крестьянства. Факты наличия в обществе неверующих людей зафиксированы в документах того вре- мени. В испанском своде законов " Семь партид" (частей) говорится о еретиках. Среди них те, кто верует, но расходится с истинной верой, и те, кто вообще не верует, думает, что душа умирает вместе с телом и что ни за добро, ни за зло, которое человек сделает в этом мире, он не получит ни награды, ни наказания1. Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) полемизировал с неверу- ющими, " которые издеваются над христианской простотой, называя ее глупой", и задают теологам вопросы, например, такие: откуда изве- стно, что Бог стал человеком? почему Бог дал миру вновь жизнь своей смертью, хотя он мог сделать это простым волевым актом? Они воз- ражают, говорит Ансельм, против учения о спасительной смерти Христа, о его борьбе против дьявола. " Неверующие принимают за фан- тазии факты, в которые мы верим" 2, - пишет он. О наличии вольнодумцев на Востоке свидетельствует мусуль-
майский философ аль-Газали, указывавший на " неверие и безбожие", распространенные в среде образованных людей: математиков, естест- воиспытателей, философов (" метафизиков")3. Свидетельства неверия или, во всяком случае, достаточно прох- ладного отношения к вере и исполнению обрядов заключены и в обличительной церковной литературе Древней Руси начиная уже с XII в. В многочисленных " Поучениях", " Словах" церковные авторы призывают посещать храмы и соблюдать обряды. В духовной культуре средневековья можно обнаружить самые различные проявления свободомыслия, кроме атеизма. Еретические движения Ереси - это учения, вступавшие в противо- в Западной Европе речие с господствующим вероучением. Как и на Руси правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодаль- ного учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, поз- волявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом независимо от церкви и даже возможность становления человека Бо- гом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он исключает его участие в творении мира и в делах человека. В противо- положность теистическому истолкованию Бога как личности, про- мыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом же, еще дальше отходящем от теизма, - Бог растворялся в мире, пред- ставляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой. Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Все- ленной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и мира. Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви - в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви и церковных обрядов. В конце XII - начале XIII в. в Европе появилась секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире едино, ибо все - Бог; творец и тварь - одно и то же. Амальрикане не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу- " антихриста", католические обряды, аскетизм; они понимали под адом невежество, а под раем - обладание их учением. Церковь публично сожгла руководителей ереси (1210). В начале XIII в. философ-пантеист Давид Динантский радикально расходился с теистической доктриной. " Мир есть сам бог... - писал
9* 259
Давид, - материя мира есть сам бог", " существует только одна суб- станция не только всех тел, но также и всех душ, и она есть не что иное, как сам бог" 4. Пантеистические взгляды были тесно связаны с идеей достоинства человека, приходили в противоречие с христианским учением об изначальной греховности человеческого рода. Сторонники ереси бегардов и бегинок, возникшей в XIII в. и распространившейся в Германии в XIV в. среди части сельского на- селения и плебейских слоев города, полагали, что человек может в этом мире достичь высокой степени совершенства - такой, что не бу- дет нужды ни в молитве, ни в посте, и можно будет превзойти даже заслуги Христа. Антиклерикализм был существенной чертой еретических движений и учений на Руси, отражавших настроения крестьян, посадских людей, части рядового духовенства. В первые века после принятия христиан- ства на Руси антицерковные движения выступали в форме защиты дохристианских верований. Во главе восстаний на Руси (в Суздале в 1024 г., в Киеве в 1068 г.), целью которых был захват имущества богатых, стояли волхвы. Первая влиятельная ересь на Руси - стригольничество, основателем которого был псковский диакон Карп. Ересь вскоре распространилась и в Новгороде, и это не случайно: Псков и Новгород - города с развитым ремеслом и торговлей, с ат- мосферой вольности и свободы. В 1375 г. ересь была разгромлена, а ее руководители казнены. Стригольники отвергали церковную иерархию, выявляли пороки церкви, отказывались от обрядов, связан- ных со смертью, выступали за непосредственную связь с Богом, а пото- му отвергали храмы, молясь под небом и совершая обряд исповеди земле. Некоторые из них сомневались в воскресении мертвых. Ссы- лаясь на апостола Павла, еретики доказывали, что учить вере может и простой человек, обладающий " чистым житьем". В конце XV в. появилась новгородско-московская ересь " жидо- вствующих" - антитринитариев, опиравшихся на Ветхий Завет для доказательства единственности Бога, не имеющего никакого сына. Христос для них - простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Еретики выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, апостолов, отцов церкви. Ересь распространилась и среди московского духовенства. Еретики занимались астрологией, математикой, логикой, изучали " Шесток- рыл" - астрономические таблицы XIV в., доказывали, что назначен- ный богословами в 1492 г. конец мира не состоится. В их сочинении " Написание о грамоте" доказывалось, что Бог наделил человека " самовластием ума" и человечество спасется знанием. По указанию архиепископа Геннадия (ум. 1505) еретики были сожжены. В 1553 г. церковь осудила за ересь боярского сына Матвея Башкина. Мучимый страданиями подневольных русских людей, Матвей " изодрал кабальные бумаги" на своих " рабов", предоставив им свободу. При этом он ссылался на евангельское " возлюби
ближнего". Матвей тоже доказывал, что Христос - простой человек, но при этом опирался на Новый Завет. Он отвергал авторитет отцов церкви и вселенских соборов, храмы и иконы, евхаристию и покаяние, недоумевал по поводу несоответствия учения и практики церкви, считал жития святых " баснословиями". Особенно большое влияние на развитие свободомыслия в Древней Руси оказала ересь Феодосия Косого - холопа, одного из слуг Ивана Грозного (1530- 1584). Он был осужден на соборе 1554 г. и бежал в Литву. Феодосии провозгласил " Новое учение", имевшее открытую антифеодальную направленность: оно выступало против господства человека над человеком. Будучи антитринитарием, Феодосии призна- вал одного Бога, для которого " сынами божьими" являются " внутренние" люди, а те, кто покорен господам, - это " рабы". Еретик призывал не повиноваться " властям и попам". Антиклерикализм Феодосия вел к сомнениям в истинах христианства. Феодосии считал, что бытие не сотворено, самобытийный мир состоит из четырех стихий. Самобытиен и человек, и его разум. Поэтому никто, кроме самого человека, не спасет его, он собственный спаситель и искупитель. Вольнодумные трактовки ве- Свободомыслие проявлялось и в своеобразной, роучительных книг нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозного вероучения. В XIV в. итальянские крестьяне и городской плебс восстали против феодального строя. Их предводитель Дольчино проповедовал возможность Нового Иерусалима на земле; осуждая католическую церковь, называл ее " престолом са- таны". Он пытался воплотить на земле для бедняков то, что обещает своему народу Бог в книге пророка Иезекииля: безопасную жизнь, освобождение от рук поработителей, благоденствие. Франциск Ассизский (XIII в.), демонстрировавший презрение к богатству, про- возгласил королевой нищету; образ жизни Франциска и его последо- вателей соответствовал идеалу Нищеты. Вместе с тем Франциск выступал против церковного аскетизма: вериг, власяниц, постов, умер- щвления плоти. Природа в его трактовке выступает не как дьявольское искушение, а как источник творческого вдохновения. Идеи и жизнь Франциска способствовали возникновению такого направления в евро- пейской культуре, как францисканская поэзия. Религиозные сюжеты в ней нередко трактовались как земные, подчеркивалось человеческое начало в Богоматери, в Христе и других религиозных персонажах. Свободомыслие в народной Существовал целый пласт народной культу- культуре средневековья pы, противостоявшей официальной церковной культуре. Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произведениях и даже в фамильярно-площадной речи5. На-
родная смеховая культура позволяла увидеть мир по-новому, вне предписаний системы теологических идей и образов. Народное мироощущение было противоречивым: суеверия и косность уживались в нем со стремлением к обновлению мира и человеческих отношений. Смеховая культура выражала победу над страхом перед ав- торитаризмом и властью. Область смеховой культуры обширна: пос- ловицы и поговорки, пародии на библейские сюжеты и церковные службы, сатирические представления, выступления скоморохов, рисунки миниатюристов и т. д. В Древней Руси свободомыслие проявлялось и в былинах, в ко- торых выражались стремление к свободе, поэтизация крестьянского труда, понимание народом своей исторической роли, силы и способ- ности отстоять родную страну от захватчиков. В былинах высказы- валось вольномыслие по отношению к православию, например в былине о Василии Буслаеве6. В фольклоре нередко выявляется более резкая критика религии и церкви, чем в произведениях древнерусской литературы, содержавшей еретические идеи: устное творчество было менее подвластно церков- ному контролю. Критика пороков духовенства - обычный сюжет на- родных сказок как в средневековой Европе, так и в Древней Руси. Религиозный индифферентизм В течение всего средневековья в странах Ев- и гуманизм в литературных ропы и на Востоке идеи свободомыслия про- и исторических сочинениях являлись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах - исторических, любовных, приключенческих - участие Бога сводится к минимуму, а ответственность за свои поступки несут сами люди. Религиозные темы в ряде произведений вообще не за- трагиваются, а если затрагиваются, то освещаются критически. Че- ловек действует, руководствуясь чисто земными мотивами, он не ставит своей целью достижение христианского благочестия и ради зем- ных радостей готов пожертвовать райскими благами. Мир и человек предстают в каждый момент жизни не как нечто тленное, бренное, но как исполненное ценности. Воспевание любви, красоты природы, достоинства человека, прекрасного женского тела - характерная черта и поэзии вагантов, и византийской любовной прозы, и куртуазного романа, и лирики трубадуров. Художники этого времени обнаруживают всю сложность и противо- речивость человеческой души, образы их героев становятся более жизненными, правдивыми. Безрелигиозными, исполненными живого чувства были многие стихотворения странствующих клириков XII - XIII вв., не нашедших своего места в церковной структуре, - ваган- тов. Их лирические стихи о весне, о любви, о свидании отдалены от христианских созерцаний, церковно-догматических норм морали, обращены к интимной стороне человеческой души. " Что любовью ве-
лено - выше описанья! " - говорил французский поэт Вальтер Шатильонский (XII в.). Герой его стихотворения " Песня о свидании", решивший отдохнуть под сенью дерева, неравнодушен к красоте природы: " Гнулись ветки пышные, пели струйки слышные, и тенистой сеткою над волной студеной кров шумел зеленый, каждой длинной веткою к влаге наклоненный". И как часть этой прекрасной природы - возлюбленная, " лилия младая": " лба ее белее нет, губ ее нежнее нет". Индифферентность в религиозных вопросах была характерна для целого ряда историков средневековья. Необходимость фиксации реаль- ных событий приводила историков к поискам причин и смысла тех или иных событий в самой жизни. Такого рода исторические писатели были и в Европе, и на Востоке. Например, в хронике Э. Эйнгарда (ок. 770 - 840) " Жизнь Карла Великого" Карл (742 - 814) изображен человеком вполне светским. Историки воссоздавали богатую событиями, многообразную жизнь своего времени, правдиво описывали характеры людей, мотивы их действий. Идеи провиденциализма с течением времени вытесняются даже из хроник, посвященных крестовым походам, особенно это ха- рактерно для арабских авторов, объяснявших крестовые походы не- религиозными факторами. В древнерусской летописи нередки элементы реалистического подхода к миру. Наиболее светскими были новгородские летописи раннего периода. Содержание летописей сос- тавляли внутриполитические события, записи о стихийных бедствиях, об урожайных годах и т. д. Автор " Слова о полку Игореве" (XII в.) свободен от христианских идей провиденциализма, смирения, упо- вания на Бога, покаяния и видит свою цель в защите родной земли, установлении мира между русскими князьями, изображения которых в поэме лишены христианских черт. Роль опытного знания Рост научных знании в Европе особенно за- в развитии свободомыслия метен в XI - XII вв. Расширяется область ма- тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрской школы (XII в.). Деятельность переводчиков ведет к открытию не только греческой, но и арабской науки. Появляются университеты, в которых осуществляется система образования, обо- собившаяся от церкви 7. Значительным шагом вперед была концепция опытного познания природы, разработанная английским философом XIII в. Р. Бэконом (ок. 1214 - 1292), методом познания природы он провозгласил опыт и наблюдение. Этот метод отличался от теологиче- ского познания, связанного с поиском символических сверхчувствен- ных значений в явлениях природы. Бэкон был уверен в способности человека не только познать природу, но и создать немыслимые для
того времени вещи: колесницы без коней, летательные аппараты, суда, управляемые одним человеком, микроскоп и телескоп. Свободомыслие В средние века теология и философия тесно в философии переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по сравнению с античностью уровень: соотношение общего и единичного (что выразилось в спорах реалистов и номиналистов), веры и знания, теологии и философии, проблема че- ловека, его духовного развития. Не всякая философия удовлетворялась ролью служанки теологии: в сочинениях неортодоксальных схо- ластиков содержались выступления против претензий теологии на не- раздельное господство в интеллектуальной жизни. Свободомыслящие философы искали пути освобождения философии от безраздельной власти теологии, это проявилось в теории двойственной истины. Суть ее наиболее отчетливо выражена в тезисе: существуют две не- зависимые друг от друга истины - божественная и человеческая, религиозная и философская, которые могут не только не совпадать друг с другом, но и противоречить друг другу. Философская истина признавалась равноправной с теологической. Эта теория восходит еще к Ибн Сине (980- 1037), затем через Ибн Рушда (1126- 1198) в разных формах распространяется в Европе. О препятствиях на пути этой теории свидетельствует тот факт, что в 1270 г. в Парижском университете был открыт артистический факультет (от ars - искус- ство), но философии было запрещено оспаривать теологические поло- жения. Свободомыслие Арабский Восток в это время был неоднород- на средневековом ным в этническом, конфессиональном и куль- Востоке турном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские знания; мечеть выполняла нередко светские функции: здесь помеща- лась библиотека, проводились дискуссии. В государственных и частных библиотеках было немало книг из разных областей знаний. Уже через несколько десятилетий после возникновения ислама развернулась острая дискуссия вокруг его основных догм: о несотворенности Корана, о божественном предопределении, о личности Бога и т. д. Появились еретические учения, в частности суфизм и мутазилизм. Первые про- поведники суфизма (VIII - IX вв.) выступали против социального не- равенства, проповедовали аскетизм, отказ от богатства, отрицали обряды ислама. В теологию суфизма вошли элементы неоплатонизма и буддизма, а также пантеистические представления. Многие суфии считали, что человек в состоянии мистического экстаза может слиться с Абсолютом. Идеи суфизма были восприняты целым рядом восточных поэтов. В VIII в. возникло и рационалистическое направление в му-
сульманской теологии; мутазилиты считали, что человеческое мыш- ление должно быть свободным, что Коран не вечен, что единственный источник и критерий познания - разум и т. д. Именно в странах арабского Востока появилась, а затем распро- странилась в Европе идея о " трех обманщиках", У истоков этой идеи стоит Ибн ар-Раванди (ум. 910), усиливший мутазилитскую критику ислама чуть ли не до открытого атеизма8. Он выступал с критикой идей чуда и пророчества, заявлял, что чудеса, которые являли Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, представляют собой фокусы и что Коран содержит в себе противоречия, ошибки и нелепости. Эти идеи были развиты сирийцем аль-Маарри (973-1057), он отверг положения ортодоксального ислама, критиковал и Сунну, и Ко- ран, не выполнял мусульманских обрядов, за что был прозван " зиндиком" (еретиком). " Хадисы вымыслил обманщик в старину, чтоб ради выгоды умы держать в плену" 9, - писал он. Свободомыслие философских учений мусульманского Востока во многом было обусловлено принятием и разработкой античной фило- софской традиции, в частности Аристотеля. Философы-рационалисты, опиравшиеся на Аристотеля, весьма скептически относились к орто- доксальному исламу и конструировали деистическую модель бытия. Деистические тенденции в учении одного и того же философа иногда сочетались с пантеизмом. Присуще это было и некоторым восточным мыслителям. Одним из них был уроженец Бухары Абу Али Ибн Сина, написавший огромное количество медицинских, естественнонаучных, философских сочинений. Его знаменитый " Канон медицины", пере- веденный на латинский язык в XII в., оказал сильное влияние на развитие не только европейской медицины, но и философии, особенно
|