Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свободомыслие в истории духовной культуры 5 страница
простор, смотрите на ее биографию, на историю ее развития - тоща только раскроется.она в связи. История мышления - продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития" 28. Важной чертой философских воззрений русских просветителей-де- мократов явилось их обращение к проблеме человека. Осмысливая учение о природе человека и его сущности, Н. Г. Чернышевский выступил объяснения его с религиозных позиций, считая ненаучным бо- гословское учение о дуалистическом разделении человека на душу и тело: " Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека" 29. Сфор- мулированный Н. Г. Чернышевским антропологический принцип противостоял богословию: кроме данного нам в ощущении материального мира, нет никакого другого, особого, духовного. Возникновение человеческого сознания просветители-демократы объясняли внутренней активностью материи, ее способностью к само- развитию, указывая на зависимость явлений психической жизни от состояния материальных органов человека. Внимательно следя за достижениями естествознания, русские мыслители пропагандировали новейшие научные открытия, выступали за распространение знаний в народе. Н. П. Огарев считал, что религия " не может совершенствоваться, потому что ее сущность в сохранении законченной суммы верований", что постоянно совершенствоваться и получатъ новые знания может только наука, что ее сущность " в на- коплении суммы опытов и познаний" 30. В то же время просветители- демократы видели и трудности в развитии науки; для. преодоления этих трудностей, по мнению А. И. Герцена, необходим тесный союз философии и естествознания, поскольку " философия без естествове- дения так же невозможна, как естествоведение без философии" 31. При объяснении происхождения и сущности религии русские де- мократы исходили из принципа исторического подхода к ней, Н. А. Добролюбов, в частности, неоднократно подчеркивал, что религия - феномен, подготовленный обстоятельствами исторического развития. Генезис религии, по его мнению, относится к давним временам: когда человек первобытного общества встречал на своем пути непреодолимые препятствия, ему начинало казаться, что в природе существуют какие- то враждебные силы. Размышляя о происхождении религии, Д. И. Писарев замечал, что " будущий властелин природы" в своевре-
мя был самым жалким рабом всех окружающих его предметов. В мучительной борьбе многих поколении " с напряжением и с болью вы- рабатывались первые начатки языка и первые очерки религиозных представлений" 32. По словам М. В. Петрашевского, религия не есть случайное явление, не выдумка чьего-либо досужего воображения, но " выра- жение действительного требования определения причинности явлений; она есть не что иное, как миросозерцание, соответствующее различным степеням умственного развития различных народов" 33. Во взаимоотношении с окружающим, еще неведомым ему миром человек прибегал к религии и стремился с ее помощью облегчить свое существование - к такому выводу пришли просветители-демократы, осмысливая вопрос о происхождении религии и ее сущности, ак- центируя внимание на реальных, конкретных людях и их зависимости от существующих внешних сил. По мнению А. И. Герцена, одной из причин религиозности угнетенных масс является то, что крестьянин " слишком задавлен, слишком несчастен, чтоб не быть суеверным" 34. Утешая иллюзией загробного блаженства, религия примиряет угнетен- ных с их тяжелой участью. " Чем безропотнее выносили люди вре- менные несчастья земной жизни, - отмечал А. И. Герцен, - тем полнее было небесное примирение, и притом не на короткий срок, а во веки веков" 35. Церковь являлась одним из институтов, используемых властью для реализации политических принципов. " Известно, - писал Н. А. До- бролюбов, - что православная церковь и деспотизм взаимно под- держивают друг друга; эта круговая порука очень понятна" 36. Источник бедственного положения народа просветители-демократы видели в существующем строе, поэтому и направляли свои усилия на борьбу за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и установление новых социальных отношений. Революция была для них желанной, и они призывали к ней народ. Наряду с социальными преобразованиями, улучшением материаль- ных условий жизни людей и их просвещением русские демократы большое значение придавали обеспечению политических свобод для народа: свободы слова, печати, собрании, свободы вероисповедания и т. д. Так, Н. П. Огарев проводил мысль о том, что для осуществления свободы совести необходимо невмешательство государства в дела церкви, необходимо, чтобы церковь перестала быть политическим уч- реждением. В одной из своих прокламаций " Что надо делать народу" Н. П. Огарев выдвинул программу действии, направленных на осу- ществление принципа свободы совести, предлагая специальным пос- тановлением земского собора запретить гонения за веру. Эти идеи развивали петрашевцы, которые были сторонниками свободы вероиспо- ведания; они осуждали преследования людей, не принадлежащих к
официальной православной церкви. Осуждая борьбу между протестан- тами и католиками, призывая к веротерпимости, петрашевцы считали возможным заключение соглашения между атеистами и верующими с целью организации определенных совместных действии. По мнению Н. А. Спешнева, при всем различии миросозерцания и систем атеистов и христиан некоторые результаты и выводы из них могут быть идентичными. Это значит, что они могут служить основанием для фор- мулировки некоторых общих требований37. Свободомыслие народников Продолжателями традиции свободомыслия были народники - М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1823 - 1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лав- ров стремился " найти в истории общества те обстоятельства, которые породили... ложное верование" 38, противопоставить теологическому объяснению истории " вмешательством богов" рационалистический анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от пронизывающих " быт" противоречий. М. А. Бакунин писал: " Мы дол- жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре- емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании людей" 39. По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые им всякий день, являются теми социальными причинами, которые спо- собствуют проникновению религии во все сферы общественной и личной жизни. Религиозные представления - явление.еще более практическое, чем теоретическое, а именно не столько заблуждение ума, сколько протест самой жизни, воли и страсти против невыносимой жизненной тесноты40. И человек стремится найти выход из этого поло- жения. " Но для этого, - отмечал М. А. Бакунин, - у него есть лишь три средства, из коих два мнимых и одно действительное. Два первых это - кабак и церковь... Третье - социальная революция" 41. Как в церкви, так и в кабаке народ забывает хоть на минуту свой голод, свой гнет, свое унижение, старается успокоить память о своей.ежед- невной беде один раз в безумной вере, а в другой раз - в вине. Одно опьянение стоит другого42. Социальную функцию религии М. А. Ба- кунин видел в возможности ее использования социальными верхами. Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с воп- росом о революции, тем самым критика религией пропаганда атеизма становились у них отраслями политической деятельности. Правда, са- мо понимание " религиозного вопроса" в его соотношении с конкрет- ными задачами политической борьбы было у них различным. П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что
главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение церкви как союзника государства. Атеизм в произведениях Деятельность В. И. Ленина (1870-1924) В. И. Ленина проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и его принципы отношения к религии. Этот процесс оказался весьма противоречивым и неоднозначным. В такой стране, как Россия тех лет, в условиях тесного союза самодержавия и церковной пра- вославной иерархии, религиозный вопрос приобретал особое политиче- ское значение для партии, ставящей своей целью разрушение старого уклада жизни и строительство нового. В. И. Ленин неоднократно под- черкивал теснейшую связь политической линии марксизма в религиозном вопросе " с его философскими основами" 43, как он их понимал. По его мнению, марксизм как материализм " беспощадно враждебен религии". Эта позиция, установка на " антирелигиозность" проясняет многие характеристики и оценки религии В. И. Лениным типа: " религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть крае- угольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии" 44 или же: " религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ..." 45, а также призывы придать " воинствующий" характер пролетарскому атеизму46 и пр. Некоторое высказывания В. И. Ленина на данные темы позволяли впоследствии трактовать их в духе идей " радикального" атеизма, со свойственными ему проявлениями антиклерикализма и огульной критики религии. Однако сам В. И. Ленин недвусмысленно критикует " чисто просветительский", " от головы" атеизм и традиции " самого поверхностного" и " буржуазно-лживого" антиклерикализма, пускаю- щегося в авантюры " войны с религией" 47. Он отрицал нигилистические идеи пролеткультовцев в отношении наследия прошлых формаций, призывая " брать все самое ценное из буржуазной культуры". Но эта мысль В. И. Ленина многими его соратниками воспринималась таким образом, что - в плане подхода к религии - " самым ценным" у бур- жуазии казался ее " радикальный" атеизм, со всеми вытекающими отсюда выводами. В. И. Ленин стремился конкретизировать марксовское и энгельсов- ское понимание социального источника (" социальных корней") религии в современном ему обществе. По его мнению, " социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон вы- ходящие события вроде войн, землетрясении и т. д., - вот в чем самый глубокий современный корень религии" 48. Освобождение от этой
зависимости, от " господства капитала во всех формах" 49, подчеркивал В. И. Ленин, открывает и возможности для преодоления социальных корней религии в целом. В. И. Ленин выдвинул ряд принципов отношения рабочей партии к религии, церкви и верующим. Он неоднократно и настойчиво под- черкивал, что критика религии, атеистическая пропаганда не должна рассматриваться как самоцель, как нечто самодостаточное. Она подчинена основным задачам партии: развитию классовой борьбы против эксплуатации угнетенных масс, строительству нового общества, социалистическим преобразованиям. " Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе" 50, - отмечал В. И. Ленин в 1905 г. Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отно- шению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения свободы совести: " государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла- стью"; " всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом..." 52. Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести - отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем В. И. Ленин подчеркивал, что принцип " религия - частное дело по отношению к государству" не означает, что она является " частным делом" по " отношению к партии социалистического пролетариата" 52. " Наша пропаганда, - считал В. И. Ленин, - необходимо включает и пропаганду атеизма" 53. При всей резкости многих своих выступлений против " религиозного тумана", " религиозного одурачения" рабочих и т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что " борьба с религиозным туманом" может вестись " чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом" 54, что " мы безусловно против малей- шего оскорбления... религиозных убеждений" трудящихся, " чувств ве- рующих" 55, что " социал-демократия... относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры..." 56. Эти установки, однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе строительства " нового мира". § 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке Основные союзы Свободомыслие за рубежом в XX в. представ- и направления лено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо- демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гуманизма опираются на традиции просветительства, рационализма, натурализма, характерные для философии XVIII -
10 Зак. 536 289
XIX вв. В настоящее время в их мировоззрении прослеживается плю- рализм философских и социально-политических идей; в то же время свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, ко- торые имеют свои периодические издания. Так, в США действует " Американская гуманистическая ассоциация" (журнал " Гуманист"), в Великобритании с конца XIX в. и до сих пор существует общество " Свободомыслящий" (журнал с тем же названием), в Италии - " Национальная ассоциация им. Дж. Бруно" (журнал " Раджоне"), в Индии - " Индийская рационалистическая ассоциация" (журнал " Сво- бодомыслящий"). Эти и другие национальные союзы являются членами двух международных организаций: Всемирного Союза Свободомыс- лящих (образован в 1888 г.) и Международного Гуманистического и Этического Союза (создан в 1952 г.). В работе союзов принимают участие ученые-естествоиспытатели, философы, преподаватели и творческая интеллигенция. В своей де- ятельности союзы руководствуются следующими принципами: рациональный, научный подход к проблемам человеческого сущест- вования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом и природой; неуклонная поддержка демократических принципов обще- ственной жизни. Среди наиболее распространенных направлений в современном за- падном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское, фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое, течения атеистического экзистенциализма, секулярного гуманизма и эволюционного гуманизма. Неопозитивистская Основоположником неопозитивистского на- ориенгация правления в современном западном свободо- мыслии можно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рас- села (1872-1970). В своих работах " История западной философии", " Почему я не христианин" и других Б. Рассел показывает, что наиболее плодотвор- ной традицией в истории философии является стремление поставить теоретико-познавательное исследование на почву логики. Ученый считает, что утверждения теологии не поддаются сопоставлению с чув- ственными данными. Вследствие этого они не могут быть верифицированы на формальном языке науки. Основываясь на этих положениях, Б. Рассел опровергает доказательства бытия Бога. Философ выделяет три аспекта религии: церковь, вероучение, кодекс личной морали, которые со временем меняются. Он отрицательно относится к христианской морали, противопоставляя ей мораль " науки свободного разума". Выступая против теории личного бессмертия, он отрицает дуализм души и тела. Ученый на основе данных естественных
наук замечает, что представляется маловероятным, что сознание про- должает существовать после полного разрушения мозговых структур. Он определяет сущность христианства как утешение тех, кто потерял национальную и личную свободу. Бороться за свободу Б. Рассел пред- лагает путем реформ в области образования, просвещения, воспитания. Фрейдистское направление Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт 3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии, но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Если религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво- бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че- ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в самостоятельную, сознательную личность. 3. Фрейд не считает религию основой нравственности. Человек дол- жен положиться на свои собственные силы. Только человек, осво- бодившийся от власти авторитетов, может правильно употребить разум, объективно понять мир и свою роль в нем, не впадая в иллюзии. 3. Фрейд выступает против религиозного воспитания, считая, что оно препятствует умственному развитию индивида. Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво- бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии - религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу- манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве- чает за свою судьбу. Атеистический Позиция атеистического экзистенциализма экзистенциализм наиболее отчетливо прослеживается у фран- цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 - 1980) в его работах " Экзистенциализм- это гуманизм", " Бытие и ничто" и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо- гом, " нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал" 57. В его работах постоянно прослеживается идея об абсолют- ной свободе человека, которая противопоставляется идее божествен- ного провидения. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, несовместима с активностью Бога. Но в то же время, по Ж.-П. Сартру, свобода
- тягчайший груз, который человек постоянно несет до самой смерти. Человек осужден быть свободным. По его мнению, " даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило... суть дела не в том, су- ществует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога" 58. Нигилизм Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844-1900) - автора " Так говорил Заратустра", " По ту сторону добра и зла", " Антихристианин" и т.д. Ницшеанство сложилось в 70 - 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество последователей. Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как " нигилизм", считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше различает два типа нигилизма - пассивный и активный: пассивный - знамение слабости, регресса воли и духа; активный является " зна- ком повышенной мощи воли и разума". Все прежние цели и ценности, идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего дня, необходима " свобода воли" и " творческая интуиция", с помощью которых произойдет прорыв в будущее. " Бог умер", говорит Ф. Ницше, отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности христианских. Философ считает, что христианство расслабляет чело- века, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую " религию религий", основу которой составляет идея вечного возвра- щения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек, который является единственной целью всего человечества. Основная ценность сверхчеловека - воля к власти: " Господствовать -и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить человека" 59. Секулярный гуманизм Среди современных свободомыслящих боль- шое влияние имеет теория секулярного гу- манизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925). В своих трудах " Трансцендентальное иску- шение", " Критика религии и паранормальное", " Полнота жизни" и других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях, обусловленных социальными и культурными условиями, в которых живут народы. Одну из причин существования религии ученый видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий продукт идеализированного воображения, в котором люди топят свои мечты и слезы.
Эволюционный гуманизм Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международ- ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 - 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является органом психосоциальной организации человека, касается проблем че- ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и общества. В труде " Религия без откровения" Дж. Хаксли подчеркивает, что появление религиозных воззрений обусловлено определенными обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на более высокой ступени - с обществом. В своих трудах он проводит сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в же- лании понять психологические механизмы, которые лежат в основе религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между человеческим единством и единством религиозных систем. По его мнению, в современном обществе необходимо создать " новую религию", которая должна иметь дело с реальным миром и основы- ваться на общечеловеческих ценностях. В " новой религии" не будет элементов сверхъественного, она будет связана с " чистой" силой интел- лекта и логикой. Такую религию он называет " эволюционным гу- манизмом", имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической этики и теория эволюции. Натуралистический гуманизм Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ла- монтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ- естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт, рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой природы. В трудах " Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма", " Свобода положительного выбора" в противоположность религиозной доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте- ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное, как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес- смертие души - это продолжительная жизнь человека в памяти лю- дей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает бессмертие человечества. Защита свободы мысли Хотя " в зарубежных странах существует раз- и совести ное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем сво- боды совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво-
бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно действует " Американский союз борьбы за отделение церкви от госу- дарства". Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко мораль- ным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать луч- шую жизнь.
|