Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире 4 страница
Особенности религиозной Содержание религиозной морали задасоморали ется ответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает рад аспек- тов. Существенная особенность религиозной морали - " удвоение" нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: " земные" и " небесные", человеческие и сверхчеловеческие. При этом земные реалии человеческого существования, нравственные обязанности людей друг.перед другом и обществом оказываются подчинены задачам религиозного служения. Библейское десятисловие (десять заповедей, открытых Моисею на горе Синай), например, состоит как бы из двух частей. Первые четыре заповеди касаются отношений человека с Богом. В них отстаиваются принципы единобожия, запрещается поклонение другим богам (" не делай себе кумиров", " не поклоняйся им") и " напрасное" (" всуе") произнесение имени Бога, указывается на необходимость соблюдения
такого ритуально-культового предписания, как почитание дня субботы, " чтобы святить его" (Исх. 20: 8). Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные.обязанности перед Богом считаются ве- дущими, основными. Отсюда вытекает еще одно отличие религиозной морали, связанное со своеобразием критерия нравственного поведения. С религиозной точки зрения фундаментальным требованием истинно нравственного поведения является его принципиальное соответствие религиозным императивам и догматам. Важное место в системе религиозной морали занимают социаль- но-корпоративные (сословные и пр.) идеи и представления, отража- ющие и выражающие позиции различных общественных слоев и групп. Религиозная мораль не " надсоциальна", социально-корпоративное со- держание и наполнение религиозно-нравственных требований в различные исторические эпохи оказываются совершенно неоднород- ными. Одни и те же императивы религиозной морали способны вы- ражать самые различные общественные позиции. В религиозно-этических учениях обнаруживаются материалы, фрагмен- ты, высказывания, представляющие трудно соединяемые, трудно со- четаемые, на первый взгляд, позиции. Сравним, например, императив библейского текста перековать " мечи свои на орала, и копья свои - на серпы" (Исх. 2: 4) с другим библейским требованием - " перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши -на копья" (Иоил. 3: 10). Разумеется, проблему нельзя свести лишь к сопоставлению цитат. Библия соединила, собрала в себе многочисленные идеи, отражающие взгляды самых различных слоев населения, проявившиеся в разные периоды истории. Необходимо учитывать конкретно-исторические ус- ловия формирования тех или иных религиозно-нравственных поло- жений, принимая во внимание, что в них своеобразным, специфическим способом получили освящение некоторые реальные стороны бытия людей. Известный евангельский призыв " не заботьтесь о завтрашнем дне", наблюдая " птиц небесных: они не сеют, ни жнут..." и " полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут" (Мф. 6: 26, 28, 34) выражал, с одной стороны, неприятие угнетенными (в первую очередь рабами) своего незавидного состояния и необ- ходимости работать на угнетателей. С другой - в этом лозунге про- явилось и презрительное, пренебрежительное отношение к труду как таковому, бытовавшее среди римского плебса той эпохи (требовавшего " хлеба и зрелищ"). В другом, не менее известном новозаветном изре- чении - " кто не работает, пусть не ест" - нашло выражение критиче- ское отношение к праздному образу существования высших слоев рабовладельческого государства. Библия соединила и как бы " урав-
няла" эти разнородные по своему содержанию и духу фрагменты, отра- жающие различные социально-этические настроения и ориентации. В иных уже исторических условиях старые религиозные формы способны наполниться новым социально-нравственным смыслом и быть выдвинуты на передний план, оказываясь центральными и значимыми в глазах приверженцев тех или иных социальных движений. Так, в контркультурных молодежных поисках 60-х - начала 70-х годов XX в. активно воспроизводились раннехристианские положения о " птицах небесных" и " лилиях полевых". В этом, в частности, проявлялось неприятие контркультурой прагматической морали " отцов", на- целивавших на " успех" в предпринимательской деятельности. В самой же протестантской версии христианства с начала ее появления освя- щение приобретала именно капиталистическая практика накопления богатства. Подобное осмысление труда как первого закона Бога сов- мещалось в протестантской этике (особенно в пуританстве) с не- гативным отношением к " нищим". Они объявлялись бездельниками и недостойными в этическом плане людьми. В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм нравственности, выработанные поколениями людей этические цен- ности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения над вечными моральными проблемами, правила отношении с природ- ным окружением и т. д., а главное - решение таких вопросов, как " зачем человек живет на свете? ", " в чем смысл жизни? ", " что есть добро и зло? ". В религиозных формах человечество тысячелетиями на- капливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании, воздаянии, долге и других существеннейших нравственных импе- ративах и принципах человеческой жизни. Эти императивы, нормы, ценности, наблюдения в системе религиозной морали получают специфическую интерпретацию, приобретают значение богоданных. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического соз- нания людей. Сильной стороной религиозной морали выглядит и пос- тановка проблемы нравственной ответственности человека за совершенные деяния (перед всевидящим Богом прежде всего). Но, с другой стороны, эти же стороны религиозной морали в со- стоянии придать сознанию верующих такие ориентации, как нравст- венный буквализм и догматизм, пассивность, отказ от дальнейшего углубленного постижения существа поставленных этических вопросов, нетерпимость и даже фанатизм - ведь в священных писаниях, как предполагается, все моральные истины уже представлены. Неоднознач-
но и решение проблемы нравственной ответственности человека. Рас- плачивается за свои дела он вроде бы перед Богом, однако на практике от имени Бога говорили церковь, духовенство, различного рода про- роки и харизматические лидеры, причем зачастую высказывали взаимоисключающие в моральном отношении положения. Иными сло- вами, критерии и гарантии религиозных нравственных истин не вполне надежны: в реальной жизни людей " абсолютные истины" религиозной морали интерпретируются и применяются по-разному. Религиозная мораль сберегает, сохраняет некоторые культурные, национально-бытовые и прочие традиции. Религия, освящая некоторые достигнутые на определенном этапе развития человечества нравствен- ные нормы, ценности, запреты и повеления, придавая им ореол свя- тости и абсолютности, оформляет этот довольно противоречивый и разнородный, " многоукладный" этический комплекс в виде монолитно- го, единого, неоспоримого, годного на все времена, вечного богоуста- новленного свода правил, несоблюдение которых влечет трагичные последствия для общества и отдельных его членов. При этом под- черкивается особая моралеобразующая функция религии в генезисе и упрочении нравственности. Возможна ли Однако вопрос остается открытым: разве безрелигиозная религия делает мораль моралью? Подобное нравственность мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности существования общества, граждане ко- торого были бы свободны от религиозных воззрений (французским мыслителем П. Бейлем). В таком обществе, доказывал философ, люди вполне могли бы вести нравственный образ жизни, не встали бы на стезю преступлении и пороков. П. Бейль показал, что и неверующий может быть почтенным человеком, что унижает людей не отказ от религиозной веры, а идолопоклонство, суеверие и предрассудки. В наши дни безрелигиозность - массовое явление; подобная ситу- ация, которую в религиозных кругах часто характеризуют как " вызов атеизма", серьезно беспокоит богословов различных конфессий. Они нередко называют эту ситуацию " самым поразительным феноменом XX века". Более того, часть теологов утверждает, что нынешние уг- рожающие самому существованию человечества явления, такие, как глобальные проблемы современности, опасность мировой военной ка- тастрофы, различные теневые стороны социального бытия, духовно- нравственный кризис общества, напрямую связаны с отходом людей от религии и церкви, с переориентацией их сознания и морали на ценности " материального порядка", потребительство, приобретатель- ство, вещизм. Характерна в этом плане ватиканская энциклика " Dominuem et vivificantem" (" Господа животворящего", 1986). В ней папа Иоанн Па-
вел II утверждает, что современная цивилизация " окрашена в мрачные тона материализма", в результате чего в ней вырисовывается " общая картина смерти", появляется все больше ее (смерти) вестников. К ним папа относит и гонку вооружений, чреватую опасностью ядерного самоистребления человечества, и разгул международного терроризма, и нищету и голод в слаборазвитых странах. Системой же, которая ответствена за все отмеченные ужасающие явления, оказывается, помысли папы, атеизм. Логика доказательства данного тезиса такова. Атеизм по своей природе - это " идеология смерти", поскольку он непринимает концепцию загробной жизни и считает, что если отдельный человек смертен, то точно так же дело обстоит и с человечеством в целом. Материализм неизменно отдает предпочтение материальному, отводя духовным, нравственным ценностям второстепенное место либо вообще игнорируя и третируя их1. Конечно, проблема вещизма и консюмеризма вполне реальна. Представители религий справедливо критикуют эти явления. В такой этической критике верующие и неверующие, в том числе и многие атеисты и материалисты, могут занимать и занимают общие позиции. История показывает, что материалисты - в философском значении этого понятия - в большинстве своем не отвергали и не отвергают духовные ценности (которые и называют " высшими"), духовность и мораль, не ставили над всем этим " материальные" блага. Все дело в том, какое содержание, какую интерпретацию приобретают высшие духовные, моральные ценности: в нерелигиозных концепциях они наполняются иным смыслом, чем в богословии. Схематично мировоззренческие различия в вопросе об источнике морали можно изобразить так. Верующие, как уже было отмечено, считают, что в основе и начале нравственности лежит религия, религиозные причины (трактуемые в каждой конкретной конфессии по-своему). Эта причины, по их мнению, и вызывают к жизни то, что принято называть общезначимыми ценностями морали, которым практически следуют и неверующие люди, ведущие нравственный образ жизни. Точка зрения неверующих людей такова: общезначимые нравственные ценности, выработанные человечеством, являются первичными по отношению к собственно религиозным моральным нор- мам; этические ценности приобретают религиозные формы в системетого или иного вероучения. При отмеченной разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же нравственные взгляды и позиции, быть близкими и даже едиными в понимании того, что есть добро и зло, хорошо и плохо и т. д. В любом случае глубоко несчастен человек, не имеющий твердых духовно-нравственных оснований существования,
объективных (свободных от произвола и субъективного толкования) ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные. Безрелигиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно за- думаться о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Остается ли он в положении одиночества и незащищенности, отрицая реаль- ность помощи свыше, заступничество Бога? На кого он должен рассчитывать? Только ли на себя, на свои ограниченные возможности? Действительно, многие безрелигаозные концепции предполагают наличие у человека большого мужества и интеллектуально-волевых ресурсов, зрелой духовности и нравственного здоровья для того, чтобы его существование было наполнено значением и смыслом. Эти кон- цепции утверждают достоинство и уникальную ценность человека, не- смотря на многочисленные факты отступления людей от выполнения своего назначения, нарушения императивов порядочности и чести, не- слышания в себе голоса совести. Человеческое, гуманистическое изме- рение всегда присутствовало в людях, звало на поступки, возвеличивающие само имя Человека. Быть честным с самим собор, оценивать себя и окружающий мир в полном выражении, реалистично - все это часто требует мучительных усилий, подчас героизма. Но без такой установки на жизнь трудно обрести себя, самореализоваться, построить свою судьбу. Иными словами, данные концепции призывают человека " не по- терять", а обрести себя, наполнить свое земное существование нрав- ственным смыслом, так расширить свое бытие в отпущенный ему срок, чтобы дни и часы не прошли даром, не утекли, как вода в песок, бесполезно растраченные. Эти концепции подчеркивают, что человек живет в обществе не один. Окружающие, близкие и далекие от него люди - вот его реальный шанс, истинная надежда. В их кругу дано человеку самоосуществиться, обрести признание, благодарность люд- ской памяти, бессмертие. Разве ушли из нашей жизни, указывают приверженцы данных позиций, великие гении литературы, науки, бор- цы за свободу и счастье человечества? Но память о себе оставляют не только великие. Все хорошее, доброе, нравственное, что сделал че- ловек, остается с его ближними, не пропадает. Иногда это происходит очень неприметно, продолжают сторонники отмеченных концепций, но это так. Нас окружает, настаивают они, целый мир, который во многом сделан, создан руками, разумом и гением Человека. В этом мире много плохого, но много и хорошего. Во всем проявились различные стороны человеческой сущности. По этим " плодам" и происходит высший моральный суд людской совести и памяти. Философы часто рассуждают о " мужестве быть", о " тайне" суще- ствования человека, его жизни, его нравственности. И религиозные, и нерелигиозные люди по-своему отвечают на эти " проклятые"
этические вопросы (в философии их называют экзистенциальными). В этом плане верующие и неверующие могут взаимно обогащать свои моральные взгляды и убеждения, вести плодотворный гуманистический диалог о феномене Человека, его предназначении, опорах его морали. Глава XXVII ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОЗНОМ И НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий в мировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н.Заболоц- кого: "..Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде? " 1 Эстетическое волнует сменяющие друг друга поколения людей своей значительностью. " Жизнь коротка, искусство вечно", - го- ворили древние греки. " Все прекрасное умирает в человеке. Но не в искусстве", - вторил им Леонардо да Винчи. " Страшная ошибка ду- мать, что прекрасное может быть бессмысленным", - размышлял Л.Н. Толстой (1828 - 1910). Общественная природа Сходство и взаимодействие искусства и искусства религии обусловлено их аксиологической направленностью, соединением в них рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен- тов. Эстетическое и религиозное переживание - глубинная сторона этих форм деятельности, включающая сокровенные проявления духов- ной жизни неповторимой конкретной личности. Представители теологии обосновывают приоритет фантазии религиозной над художественной, объясняют достижения художествен- ного творчества свойственным ему религиозным началом, а неудачи - уклонением от религиозного предназначения искусства; с их точки зрения, культ - высшая концентрация эстетического содержания. Религиозные авторы объясняют природу искусства и религии, выводя ее из потустороннего, трансцендентного источника. П. А. Флоренский писал: " В художественном творчестве душа исторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созер- цанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний.
И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее ду- ховное стяжение облекается в символические образы, те самые, ко- торые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибо художество есть оплотневшее сновидение" 2. Положение о том, что искусство учит рассматривать преходящее как символ " иного, непре- ходящего бытия", развивал и Н. А. Бердяев. Сходные оценки природы искусства содержатся в религиозных публикациях последних де- сятилетий, например: " Искусство - путь к обожению, путь от образа к Первообразу. Истоки искусства не в подражательной способности человека, но в Боге" 3. Современные католические объяснения искусства широко обраща- ются к неотомистским и неоавгустиновским идеям. Если первые трак- туют художественно-эстетическую деятельность как последовательное воплощение церковно-христианского идеала, истоки которого, с их точки зрения, потусторонни, то вторые уделяют больше внимания интуитивным сторонам творческого процесса, художественному проз- рению и вдохновению, связанным с непосредственным переживанием присутствия Бога в мире. В протестантизме концентрацией высшей красоты выступает, как правило, нравственная ценность жизни Иисуса Христа; проявления в искусстве личной веры и ее абсолютное значение - свидетельства нравственных достижений, запечатленные в образно- художественной форме. Концепции искусства в иудаистской, буддийской, индуистской, исламской, синтоистской религиозной мысли также акцентируют внимание на центральных смысловых моментах соответствующих вероучений и связанных с ними художественно- мифологических традициях. Искусство возникает в обществе, истоки красоты связаны с достижениями в освоении человеком окружающего мира, отношений между людьми и внутреннего духовного мира самого человека. На основе анализа обширного археологического и этнографического ма- териала современные исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой синкретичность первобытного сознания лишает смыс- ла попытки выведения религиозного сознания из эстетического или эстетического - из религиозного4. После становления искусства и религии как относительно самостоятельных областей деятельности ха- рактер их взаимодействия определяется как историческим уровнем дифференцированности, так и степенью " суверенности" их по отно- шению друг к другу; своеобразием соотношения эстетических и религиозных задач в творческой деятельности художника; уровнем религиозности населения, воспринимающего то или иное художествен- ное решение. Поэтому нет и не может быть формулы, однозначно и исчерпывающе раскрывающей соотношение религиозного и художест- венного начала для всех времен и народов, для всех религий или для всех видов и жанров искусств. Для каждого общества такое соотно- шение носит конкретно-исторический характер в каждую эпоху. Ис-
кусство Древнего Египта и Древней Греции, европейского и восточного средневековья, эпохи Возрождения, нового времени, равно как и развитие национальных школ в архитектуре, изобразительном искус- стве, в музыке и литературе, подтверждает этот тезис. Соотношение искусства и религии определяется их связями с обще- ственной жизнью. Речь идет о глубинных, устойчивых, сущностных тенденциях объективных общественных процессов; эти тенденции име- ют место в разных цивилизациях, реализуясь в конкретно-историче- ской деятельности сменяющих друг друга поколений разных народов и эпох. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру (скон- центрированного прежде всего в искусстве) - проявление власти, ут- верждение победы мастера над материалом. Материал может быть дан природой, общественными отношениями, предыдущим этапом художе- ственной деятельности, представлять собой как бы сплав природного дара и последующей работы над его развитием. В многочисленных про- бах, ошибках и переоценках художественной деятельности познается власть человека над своими собственными садами, соперничество с природой, с другими людьми, с наследием, оставленным прошлыми поколениями. Многофакторное взаимодействие этих явлений создает неисчерпаемость эстетического мира, утверждающего полноту, утон- ченность и взаимодополняемость сущностных сил человека. В " зер- кале" эстетического человек получает представление о своих сущностных силах: сознание человеком богатства своих возможностей и целесообразная активность (умение) неразрывно сплавлены в эс- тетическом освоении действительности. Оно является универсальным, имеет всемирно-исторический характер. Религиозное и культовое Сказанное относится и к искусству, искусство посвященному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского искусства религиозное усматривает в них чудо божественного провидения, направляющего мысль, руку, глаз, слух художника. Прежние достижения искусства на пути воплощения религиозной проблематики, религиозные тексты, наставления религиозных пропо- ведников, т. е. материализованный опыт предыдущей религиозной де- ятельности (в том числе и в сфере искусства), становится преимущественным источником религиозного искусства. Различают религиозное искусство в широком смысле слова - как имеющее религиозную направленность, но не связанное непосредст- венно с культом, и в узком смысле - как включенное в систему куль- та5. Включенность в систему культа - свидетельство признания, одобрения того или иного художественного решения священнослужителями и, в конечном счете, верующими, т. е. путь обретения им
церковного статуса. Последний, как правило, закрепляется в официальном признании этого решения высшими авторитетами данной церкви: в постановлениях соборов, рекомендациях церковного руководства, одобрении от его имени и т. д. Прямое отношение к системе культа того или иного художественного решения (иконы, стихиры, распевы и т. д.) повышало его значимость в глазах как верующего художника, так и прихожанина храма. Евангельские и иные религиозные сюжеты служили и служат основой образов христианского религиозного искус- ства. Наряду с общечеловеческими нормами эти сюжеты закрепили такие стороны бытия, как ограниченность, неравномерность, противо- речивость (по характеру развития и результатам) преобразовательной деятельности человека. Аналогичные процессы протекали и протекают в художественном творчестве, связанном с системой индуистских, буддийских, синтоистских религиозных образов, имеющих, как изве- стно, многоплановые национально-региональные и историко-вре- менные видоизменения, множественность прочтений. Сложнее обстояло дело в религиозных системах, запрещавших изображения лю- дей и животных (иудаизм, ислам и др.). Изобразительное искусство специализировалось здесь на художественном воплощении мно- гочисленных религиозных символов, сложных геометрических орна- ментов, а также орнаментов, построенных на сочетаниях листьев, цветов, плодов и т. д. Во внерелигиозном искусстве встречается множество примеров подобного эстетического осмысливания действительности. Но в отличие от религиозного оно не ориентируется на требования культа и не прилагает к проблемам человеческого бытия критерии, освященные ав- торитетом трансцендентного начала. Религиозное же искусство оценивает проявления человеческой активности по их отношению к этому началу. Религия, с одной стороны, располагает системой идей, образов и действий, способной стимулировать психологическое " про- странство" личности, где приостановлено всевластие бездушия и бес- сердечия, возможны высшая справедливость, доброта и милосердие. С другой стороны, она обеспечивает и конформное отношение к миру (как к творению Бога). Культ, насыщенный образами искусства, призван создать впечатление присутствия " неземного" мира в посюстороннем, земном. Как и в любом искусстве, в религиозном искусстве смысловым цен- тром является эстетический идеал. В отличие от нерелигиозного он направлен к выявлению божественного начала, вдохновляется религиозным сюжетом. Поскольку в традиционных религиях его кон- центрированным выражением выступает богослужение, соответствие его требованиям и составляет основу оценок прекрасного с ортодок-
ззз
сально-религиозных позиций. Тип мифа предопределяет эстетические оценки в той или иной религиозной системе. Так, искусство, связанное с буддийским культом (например, буддийские иконы или маски), оценивается христианином в русле вероучения его собственной религии; правоверный мусульманин отвергает ренессансную живопись на религиозные темы; для старообрядца православные иконы, написан- ные в XVIII - XX вв., неприемлемы в силу их несоответствия канонам древнерусской живописи, сложившимся к середине XVII столетия. Канон в Каноном (греч. -- норма, правило) в церковном искусстве церковном искусстве является свод твоческие возможности обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы- вает тип архитектурного решения храма (как его внешние формы, так и организацию внутреннего пространства), порядок расположения сю- жетов изобразительного искусства (стенописи и икон), содержание, последовательность песнопений и театрализованных действий священ- нослужителей и паствы и т. д. Например, в искусстве иконописания русской православной церкви с XVI столетия существуют " Лицевые и толковые подлинники", определяющие основные приемы написания того или иного образа святого, равно как и икон на иные христианские сюжеты (" двунадесятые праздники" и т. д.). Свои канонические нормы имеет искусство, связанное с иудаистским, исламским, индуистким и буддийским богослужениями; эти нормы имеют национально- региональные особенности. Канон выступает мерой в оценке эстетического по критериям, вы- работанным религиозными организациями в конкретно-исторических
|