Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По направлениям А и Б
2.1.Цели и уровни подготовки кадров СТ по направлению «А» приведены на рис.2 и в Таблице 1.
Рис.2. Уровни подготовки кадров спортивного туризма по направлениям «А» и «Б»
Таблица 1 Цели и уровни подготовки кадров СТ по направлениям «А» и «Б» (утв в 2011 г)
Окончание Таблицы 1
2.2. Подготовка кадров СТ по направлению «А» базируется на следующих основных принципах: а) по видам подготовки - шестиуровневая система (начальный, базовый, специализированный, высший, повышения квалификации и высшая категория) блочного обучения (участники и руководители СП – инструкторы (тренеры) СТ – инструкторы-проводники СТ) с учетом опыта и желания слушателей, а также квалификации инструкторско-преподавательского состава (далее ИПС). Перечень категорий кадров, которые могут быть подготовлены на каждом из этих уровней, представлен на рис.2. На уровнях СУ и ВУ программа обучения включает отдельные блоки инструкторской (тренерской) подготовки. Подготовка кадров на каждом уровне, включает обучение и контроль полученных знаний (в форме зачетов и экзаменов). На пятом уровне – «Переподготовка» (Повышение квалификации), обучение проводится в виде сокращённого семинара с УТП. Его цель - повышение спортивного мастерства и поддержания спортивного уровня участников и руководителей походов, ранее окончивших школы СУ (или ВУ) с УТП минимальной категории сложности для данного уровня подготовки или же если они более трёх лет не участвовали в спортивных походах, сложность которых соответствует ранее имевшемуся у них опыту. Например, слушатель закончил школу СУ и ходил участником (руководителем) в походы не выше 3 к.с. или пропустил 2-3 сезона или больше. В этом случае ему рекомендуется пройти обучение на таком семинаре, и он может при этом участвовать в УТП 4 к.с. Переподготовка кадров СТ может проводиться и в виде раздельных семинаров по «блокам» с набором общего объема за 3 года (с участием за это время минимум в двух СП или УТП соответствующей категории сложности) и сдачей экзаменов за весь курс переподготовки; Шестой уровень – «Высшая категория» даёт возможность старшим инструкторам СТ и инструкторам-проводникам 5 категории самостоятельно повышать свой уровень путём неоднократной организацией и руководства как учебных мероприятий, так и туров высшей категории сложности для выполнения нормативов инструктора СТ международного класса (тренера СТ высшей категории) или инструктора-проводника СТ международного класса. Эти звания присваиваются ЦКПК ФСТР по совокупности. Каждый слушатель, заканчивающий 3-4 уровни обучения, имеет возможность (в зависимости от желания, способностей и опыта) аттестоваться на инструктора (тренера) СТ или инструктора-проводника соответствующей категории. Перед аттестацией необходимо, согласно требованиям табл. 3, повысить свою спортивную подготовку до нормативного уровня и пройти стажировку. б) по содержанию учебных программ - это единый, дифференцированный по виду туризма и уровню обучения объем знаний, навыков и умений, необходимый для качественной подготовки кадров СТ и дальнейшей работы, включая профессиональную; в) по механизму выпуска слушателей всех уровней обучения - это дифференцированный принцип аттестации кадров, в основе которого заложен учет их способностей, спортивного опыта и уровня усвоенных знаний; г) по непрерывности обучения - обеспечение совместимости программ различных уровней и возможности продолжения обучения по программам более высокого уровня. 2.3. Подготовку кадров СТ осуществляет ФСТР и уполномоченная им территориальная (ведомственная) ТСО республиканского, краевого, областного и другого уровня, являющаяся коллективным членом ФСТР. Подготовка кадров осуществляется в рамках проведения учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п.). Непосредственную подготовку и учет кадров в ТСО осуществляет маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) совместно с видовой комиссией. При большом объёме работ по подготовке туристских кадров ТСО может создать свою кадровую комиссию или сектор КПК (см. Положение о комиссиях по подготовке кадров ФСТР и ТСО). Планирование проведения, рассмотрение и утверждение учебных мероприятий, выпуск в учебно-тренировочный поход (УТП), аттестация и переаттестация кадров, выработка единых подходов при разработке методических разделов учебных планов и программ, подготовка судей соревнований СП (направление «Б») находится в компетенции КПК (кадровой подкомиссии, сектора или комиссии – далее КПК). 2.4. Обучение на начальном уровне по видам туризма не разделяется. На базовом, специализированном и высшем уровнях обучение, как правило, проводится по видам туризма (одному или нескольким). В зависимости от туристского опыта слушателей, особенностей района проведения УТП, выбранного маршрута и других причин, допускается объединение в одну школу НУ+БУ. Начиная с БУ, обучение может производиться по двум и более видам туризма одновременно (комбинированная подготовка). Обучение в комбинированных по видам школах, проводится по скорректированным программам, утверждаемым полномочной кадровой комиссией с учётом программ спецподготовки каждого из видов. На уровнях СУ и ВУ, в зависимости от опыта и квалификации слушателей, а также квалификации инструкторско-преподавательского состава (ИПС), обучение может проводиться, как с включением блока инструкторско-тренерской подготовки, так и без него, о чём делается запись в дипломе об окончании школы. 2.5. Категория выпускаемых ТСО кадров СТ должна соответствовать квалификации руководящего и инструкторского состава школы, а право на их утверждение - полномочиям вышестоящей кадровой комиссии по подготовке кадров – далее КПК (см. Положение о комиссиях по подготовке кадров ФСТР и ТСО). Полномочия МКК по выпуску туристских групп на УТП определяются в соответствии с «Положением о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях», т.е. МКК регионального ТСО не имеющая полномочий 4 к.с., не может самостоятельно выпустить в УТП свою, региональную школу СУ с УТП 4 к.с. Проведение семинаров повышения квалификации находится в компетенции ФСТР и уполномоченныхим ТСО. По ходатайству региональной ТСО, комиссия по подготовке кадров ЦКПК ФСТР может утверждать и проводить школы, организуемые региональными ТСО, уровень которых не позволяет их утверждать и проводить имеющимися у них полномочиями. 2.6. Учебные мероприятия могут проводиться по одной из следующих форм: - очные выездные (сборы), где слушатели проходят экспресс-подготовку по теории (с обязательным заданием по домашней самоподготовке и сдачей зачёта перед началом сборов) и совершают зачетный УТП в том же районе; - очные стационарно-выездные (школы, семинары), где слушатели регулярно посещают занятия, например, в турклубе, а затем, выезжают в зачетный УТП; - очно-заочные, где слушатели выполняют и отправляют организаторам контрольные работы по теоретическому курсу и, при зачете их, вызываются в зачетный УТП; - целевые специализированные семинары по блочным программам повышения квалификации - программы утверждаются ЦКПК ФСТР или полномочной региональной КПК, например: лавинная подготовка и её особенности для различных видов туризма, первая медицинская помощь в походных условиях, скальная техника, особенности преодоление различных препятствий в разное время года и различных погодных условиях, на удостоверение " Спасатель" и жетон " Спасение в природной среде", переподготовка инструкторов СТ на инструкторов-проводников, проведение мастер-классов высококвалифицированными туристами (такие программы должны включать не только лекции, но и практические занятия, зачёты и экзамены) и т.п. Проведение подобных семинаров носит уведомительный характер (сообщение за 1-2 месяца в региональную КПК) и не требует специального разрешения, но справки ПС и слушателям выдаются только с записью в виде: - слушателям – прослушали лекции с участием в практических занятиях (столько-то часов); - ПС – читал такие-то лекции и вёл практические занятия (столько-то часов). - дистанционное обучение, где обучение проводится по через Интернет по методике предложенной Александром Злобиным, с рассылкой методических материалов и заданий, а проверка знаний, сдача зачетов и экзамена проводится с использованием возможностей Интернета (Скайп и т.п.), при этом школа вправе направить слушателя в УТП, проводимый региональной постоянно действующей школой, которая может проводить аттестацию слушателя, после завершения УТП. 2.7. Формами учебных занятий являются: лекции, семинары, практические занятия, УТП, консультации, самостоятельные и контрольные работы слушателей, диалоги по Интернету в режиме Скап. 2.8. Требования к слушателям и инструкторско - преподавательскому составу школ подготовки кадров СТ представлены в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2. Требования к слушателям и ИПС в школах и семинарах подготовки кадров СТ ШКОЛА НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ
|