Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спецподготовка. Лыжный туризм
Базовый уровень – особенности вида
2.1. Организации, подготовка и проведение путешествий (СП, СПТ и П) 1 - 2 к.с. Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта. Стратегическая задача походов 1-2 к.сл. – правильная организация быта, взаимное уважение участников маршрута друг к другу. Формула: хорошо организованный отдых, питание и психологический микроклимат в группе – залог успешного прохождения маршрута. 2.2. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (на примере маршрутов 1-2 к.сл.). Понятие стратегии и тактика похода. Планирование похода: выбор вида маршрута (его относительные преимущества и недостатки, зависимость веса рюкзака от вида маршрута); протяженность маршрута: продолжительность похода, количество дневок и резервных дней; распределение по маршруту технически сложных участков; протяженность дневных переходов; запасные участки маршрута. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния участников. Планирование и уточнение плана преодоления сложного участка (крутой нелавиноопасный с глубоким снегом, настовый или обледенелый склон и др.): оценка обстановки и характера препятствий, выбор безопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также действий в экстремальных ситуациях. Цель - дать слушателям понятие о " стратегии и тактике похода" и научить их планировать поход и дневные переходы.
2.3. Снаряжение. Снаряжение групповое и личное, основные требования к нему: малый вес и объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, надежность в эксплуатации. Различные типы зимних палаток. Спальные принадлежности (коврики, мешки, накидки). Костровой инвентарь (тросик, сетка, варочная посуда, топоры и пилы). Нагревательные и осветительные приборы. Ремонтный набор и ремонт снаряжения на маршруте. Личное снаряжение и требования к нему. Нижняя и верхняя одежда, рукавицы. Обувь и бахилы, подбор обуви, способы её утепления. Лыжи, лыжные палки и крепления. Рюкзаки. Транспортировка снаряжения. 2.4. Питание. Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат и основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность и усвояемость; состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода (основные понятия). Режим питания и его калорийность в зависимости от температурных условий и сложности маршрута. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Различные способы фасовки и транспортировки продуктов, их преимущества и недостатки. Использование сублимированных продуктов и продуктов собственного изготовления, высоко калорийных питательных смесей. Приемы приготовления пищи из сублиматов. " НЗ" продуктов и " карманное питание". 2.5.Топография. Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографическской сети, наличие и характер переправ, растительность, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рек. 2.6. Ориентирование на местности, особенности ориентирования в зимних условиях. Компас. Подготовка данных для движения по азимуту. Истинный (географический) и магнитный меридианы, истинный и магнитный азимут. Склонение. Упрощенная формула определения магнитного азимута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы и схемы. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по нему. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководителя группы или участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий. Действия при потере ориентировки. 2.7. Общая и специальная физическая подготовка туриста-лыжника. Значение и особенности физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Индивидуальные и групповые тренировки. Утренняя гимнастика. Рекомендуемые комплексы упражнений для подготовки к лыжному походу. Сопутствующие виды спорта. Организация и проведение подготовительных тренировок. Закаливание организма. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль и самоконтроль. Тесты для оценки уровня физического развития и тренированности. 2.8. Гигиена туриста-лыжника. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с. и первая медицинская помощь. Личная гигиена в зимнем походе. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Основные травмы и их предупреждение; заболевания, их симптомы и предупреждения, лечение в походных условиях. Предупреждение переохлаждений и обморожений, контроль и самоконтроль, оказание первой помощи. Медицинская аптечка (групповая и личная) и задачи «медика». Своевременная диагностика и основные навыки оказания первой медицинской помощи в лыжном походе при: травматическом шоке, ожогах, снежной слепоте, закрытых и открытых переломах конечностей и рёбер, ранениях внутренних органов, растяжениях и вывихах, колото-резаных ранах, острой сердечно-сосудистой недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, кишечных расстройствах. Проведение искусственного дыхания " рот в рот". Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания лекарственных препаратов (инъекции). Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния. 2.9. Техника движения, естественные препятствия и способы их преодоления. Наиболее рациональные способы движения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности. Тропление лыжни в зависимости от характера рельефа, погоды, снежного покрове физического состояния участника. Отработка основных приёмов и совершенствования навыков подъемов (обычным шагом, полу-ёлочкой, елочкой, лесенкой, " зигзагом") и спусков (с высокой, средней и низкой стойка, лесенкой и соскальзыванием), поворотов (переступанием, из положения плуга и полу-плуга, на параллельных лыжах) и торможений (поворотом к склону, плугом, полу-плугом) на лыжах с рюкзаком на средних и крутых склонах. Разворот стоя на склоне. Использование тормозящих приспособлений. Меры безопасности: контроль и управление скоростью спуска, остановка падением и самозадержание при падении. Движение с нартами (санками). Характеристика естественных препятствий в таежной местности и среднегорье. Техника их преодоления и меры безопасности. Движение по замерзшим рекам и водоемам. Опасные места и их признаки. Меры самостраховки и страховки. Оказание помощи провалившемуся в воду. Цель - научить слушателей четко владеть лыжной техникой и способами преодоления естественных препятствий. 2.10. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Обеденный привал в лесу и на открытой местности. Факторы, влияющие на выбор места ночлега (бивака). Различные методы организации работ при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Ночлег в лесу в палатке с печкой. Внешний вид бивака. Сохранение природы: запрещение порубки живых деревьев и устройство настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. д. Снятие с бивака. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре и др. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром " нодья". Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием полиэтилена или полотнища. Различные виды костра " нодья" и поддержание его равномерного горения. Цель - ознакомить слушателей с видами привалов и научить организации привалов и ночлегов в лесной зоне, в палатке и без нее. 2.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых лыжных путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). Анализ данных о случаях травматизма и несчастных случаях в походах 1-2 к.с. Основные причины: плохая физическая, тактическая, техническая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя, слабое знание района и условий проведения похода, переоценка своих возможностей, неправильные действия при резком изменение погодных условий, недостаточный контроль и самоконтроль при низких температурах и сильном ветре, плохо подготовленное снаряжение, незнание приемов оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. Планирование безопасного прохождения маршрута. 2.12. Действия в экстремальных условиях. Основы выживания. Наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в походах 1-2 к.с. и их характеристики: болезнь участника, потеря участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата (выход из строя) важного общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, спешка при отставании от запланированного графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и др. Простейшие пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Тактические приемы и различные варианты действия группы, в зависимости от характера ситуации. Ответственность руководителя (ситуативного лидера) и участников, решительность и настойчивость их действий в борьбе за сохранение жизни всех членов группы. Условия, в которых участник может остаться один. Действие участника, отставшего от группы. Умение преодолеть чувства безысходности и отчаяния. Действия с целью поиска группы. Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра. Действия при ограниченном наборе снаряжения и продуктов питания. 2.13. Взаимоотношения в туристской группе. Мотивация и поведение человека.Терпимость, коммуникабельность. Роль руководителя. Оценка ситуации. Методы комплектования туристской группы. Выбор руководителя. Лидер и «козёл отпущения». 2.14. Руководитель похода, его ответственность, права и обязанности. Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю - основа отношений в туристской группе. " Правила проведения соревнований туристских спортивных походов" как основной закон, регламентирующий аспекты руководства в туризме. Роль руководителя группы на всех этапах подготовки и проведения похода. Принципы управления группой, зависимость метода управления от опыта участников и руководителя. Моральная, административная и юридическая ответственность руководителя и участников группы. Специализированный уровень – углублённая специализация вида
2.1. Организация, подготовка и проведение СП, СПТ и П 3-4 к.с. (краткий обзор и повторение темы 2.1 БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей). Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта. 2.2. Снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.2.БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Особенности индивидуального и группового снаряжения применяемого в безлесных зонах (среднегорье и тундровые районы). Характеристика специального, индивидуального и группового снаряжения, применяемого в лыжных походах 3 - 4 к.с. для преодоления препятствий по 2А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке. Особенности применения вышеуказанного снаряжения в зимних условиях. 2.3. Питание. Краткий обзор и повторение темы 2.4. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. «Горячие» и «холодные» обеды. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для готовок в безлесных участках и районах. Применение «облегчённых» рационов. Роль и задачи завхоза. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. 2.4. Топография и ориентирование на местности, особенности вида. Краткий обзор и повторение темы 2.5 и 2.6. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Глазомерная съёмка. Возможности определения перевалов и прокладывание маршрутов по фотографическим материалам, картам, картосхемам, без карты. Развитие навыков чтения, запоминания и привязки к местности картосхем, зарисовок и фотоснимков. Выбор тактики ориентирования и ограничивающих ориентиров. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам. Выбор ориентиров по карте и местности. Надежные и вероятные привязки, ориентирование по совокупности признаков. Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Ориентирование на сложном горном рельефе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюдения. Особая роль разведки и восхождений на обзорные точки. Особенности ориентирования зимой в тундровой местности, а также в ледовых районах. Работа с приборами глобального позиционирования (GPS): принцип, методика и техника работы, подготовка реперных точек маршрута, на маршруте. 2.5. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (3 - 4 к.с.). Варианты построения маршрутов 3-4 к.с. (в среднегорье и тундровых районах), их содержание и отличие от маршрутов 1-2 к.с. Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный - их возможности, преимущества и недостатки. Важнейшая задача стратегии и тактики - безопасное проведение похода. Зависимость стратегии прохождения маршрута от целей путешествия, района, времени года, сложности маршрута, подготовленности и схоженности группы, материального обеспечения, условий и возможности обеспечения безопасности. Выбор снаряжения и состава набора продуктов. Тактика движения группы на маршруте и преодоления препятствий, встречающихся в лыжных походах 3 - 4 к.с. (по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады). Роль и особенности тактики и стратегии на маршруте при наличии лавинной опасности и резком ухудшении погодных условий. 2.6. Техника движения и преодоления характерных препятствий. Характеристика препятствий, встречающихся в лыжных походах 3 - 4 к.с. по 2А категорию трудности включительно: перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады. Горная техника в лыжном путешествии: движение на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальная и групповая, приёмы страховки и самостраховки. Особенности техники прохождения вышеуказанных препятствий в зимних условиях. 2.7. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.10. БУ-2 с учётом тестирования слушателей. Обеденный привал на открытой местности. Установка палатки в неудобных местах (в стесненных условиях: на скальной полке, в каньоне, на льду, при малом количестве или полном отсутствии снега). Особенности палаток и группового снаряжения для ночлегов в безлесной зоне. Ночлег в палатке в безлесной зоне: выбор места, ветрозащитная стенка и штормовые оттяжки. Устройство пещер в снегу и сооружение иглу. Выбор места для установки иглу или рытья пещеры. Определение пригодности снега для строительства иглу и рытья пещеры. Ночлег в снежной пещере или иглу. Приготовление пищи на примусах. Меры предосторожности при пользовании примусами в палатке. Сушка и хранение одежды и обуви. Вынужденная холодная ночевка. Максимально полезное использование имеющегося снаряжения, естественных укрытий. 2.8. Анализ несчастных случаев, причины травматизма на маршрутах 3-4 к.с. Данные о случаях травматизма и несчастных случаях в лыжных походах 1-4 к.с., их причины и анализ, объективные и субъективные причины. Случаи гибели в лавинах. Их соотношение по остальным несчастным случаям. Анализ причин: неумение правильно оценить лавинную опасность склона и выбрать безопасный путь движения, неправильная тактика преодоления лавиноопасного участка, отсутствие самостраховки, четкого руководства при прохождении сложных и лавиноопасных мест, стандартных или самодельных средств обнаружения и откапывания засыпанных лавиной, неумение быстро организовать и провести поисковые работы силами участников группы, изменение состава группы без ведома и согласия МКК. 2.9. Обеспечение безопасности. Безопасность — основное и важнейшее требование к походам. Опасности явные и мнимые. Планирование безопасного прохождения маршрута. Меры предупреждения опасности и обеспечение безопасности при: движении на маршруте и на привалах, преодолении естественных препятствий. Возрастание роли ряда неблагоприятных факторов с увеличением сложности похода. Причины возникновения несчастного случая: а) зависящие от самого человека, его промахов и заблуждений (недостаточная дисциплина, пренебрежение правилами путешествий, низкое общественное сознание, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, границ применения этих приемов, тактические ошибки и недостаточный тактический опыт, индивидуальная предрасположенность к авариям в зависимости от уровня психологической, физической подготовки и состояния здоровья участников); б) непосредственно не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения). Анализ аварийных случаев. Реальная авария — следствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при решающей роли некоторых из них. Примеры. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение. Примеры накопленного опыта обеспечения безопасности в походах. Значение страховки и самостраховки в походе. Страховочное снаряжение и требование к нему. Комплектование страховочного и лавинного снаряжения в зависимости от нитки маршрута, сезона и района путешествия. Самостраховка на месте и в движении. Выбор и подготовка мест страховки и самостраховки. Необходимость учета направления рывка и взаимного расположения точек страховки и самостраховки. Верхняя и нижняя страховка. Область применения и пределы эффективности приемов и средств страховки на различных формах горного рельефа и видах снежного покрова. Особенности страховки при движении на осыпных, скальных и ледовых склонах. Работа связок. Двойки и тройки. Порядок передвижения. Перильная страховка. Цель: научить слушателей до автоматизма выполнению основных технических приемов при движении по снегу и фирну, льду и скалам.
2.10. Медицинское обеспечение похода 3 - 4 к.с., первая медицинская помощь в походе. Краткий обзор и повторение темы 2.8. БУ-2 с учётом тестирования участников. Комплекс мер и особенности медицинского обеспечения лыжного похода. Необходимость и недостаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным походам и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Организация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Обучение ответственного и всех участников группы методам диагностики травм и болезней. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в походах. Массаж и самомассаж, их значение при больших физических и психических нагрузках. Основные приемы массажа и самомассажа. Подготовка к сеансу. Порядок массирования конечностей, спины, поясницы, груди и живота, шеи и головы. Физиологические особенности организма в высокогорье. Гипоксия, как определяющая особенность воздействия горного комплекса. Горная болезнь, особенность ее проявления, средства предупреждения. Механизм воздействия многоступенчатой активной акклиматизации. Механизм воздействия витаминизации, пищевого фактора, фармакологических препаратов. Психотерапия. Организация индивидуального медицинского наблюдения, контроля и самоконтроля в период акклиматизации и похода. Комплектование медицинской аптечки с учетом особенностей конкретного маршрута. Применение специальных медикаментозных средств. Меры против обморожения и переохлаждения организма, их признаки. Первая медицинская доврачебная помощь в походе, значение своевременного оказания. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Причины, признаки, первая помощь и лечение при (повторение и углубление навыков): кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, переохлаждениях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, переломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внутренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах, горной болезни, острой сердечно-сосудистой недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, желудочных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Проведение искусственного дыхания способами " рот-рот". Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания (инъекции) лекарственных препаратов. 2.11. Действия в экстремальных ситуациях. Действия группыпри: ухудшении погодных условий, потере продуктов или снаряжения, потере участника и в лавиноопасной местности. Факторы определяющие формирование снежного покрова и лавинную опасность. Причины схода лавин, их виды и характер воздействия. Овладение методами всестороннего критического анализа реальных условий снежной обстановки, погоды, температуры и других факторов. Признаки, при которых запрещается преодоление склона. Выработка тактического плана на преодоление заснеженного склона, меры страховки и самостраховки.
2.12. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Спасательная служба страны. Ее задачи, организация, права и обязанности. Взаимодействие со спасателями. Тактика поисково-спасательных работ силами группы. Организация поисковых работ отставших от группы. Поисково-спасательные работы в лавинах. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств и организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния на различном рельефе. 2.13. Обзор района проведения похода. Физико-географический обзор и характерные особенности. Транспортные возможности. Национальные особенности и обычаи местного населения. Краткая история туристского освоения и туристские возможности, варианты построения маршрутов. Характеристика естественных препятствий. Маршруты походов по данному району, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Перспективы и задачи планируемого похода: нитка маршрута, продолжительность и протяжённость, перепады высот, препятствия, запасные и аварийные варианты, потенциальные опасности на маршруте. Визуальное знакомство с районом (фото и видеоматериалы). Высший уровень – спортивное мастерство
2.1. Планирование, организация и проведение сложных путешествий. Определение цели, района, времени похода и подбор состава группы. Повышенные требования при подготовке к сложному походу: максимально возможный сбор сведений по району и тщательная разработка маршрута, сметы и календарного плана похода, объем круглогодичных тренировок, повышенная моральная и правовая ответственность, особые требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, обязательность предпоходных тренировок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схожености и психологической совместимости, дублирование руководства, обеспечение надежной связи. Необходимость полного медицинского контроля участников сложных походов. Организация тренировочного процесса с целью формирования специальных туристских двигательных качеств и навыков, создания условий для долговременной адаптации организма к предельным нагрузкам, возникающих в походе. Оформление маршрутных документов, утверждение маршрута в МКК и сообщение в КСС. Необходимые документы для путешествия в приграничных районах. Проверка готовности группы на местности перед выходом на маршрут. 2.2. Обзор района спортивного похода. Подробный физико-географический обзор и характерные особенности. Транспортные возможности. Национальные особенности и обычаи местного населения. Краткая история туристского освоения и туристские возможности, варианты построения маршрутов, «белые пятна» района, характеристика естественных препятствий. Маршруты походов по данному району, занявшие призовые места в чемпионате страны в последние годы. Цели и задачи планируемого похода (спортивные и исследовательские), маршрут, продолжительность и протяжённость, перепады высот, препятствия, запасные и аварийные варианты, потенциальные опасности на маршруте. Визуальное знакомство с районом (фото и видеоматериалы). Основные направления ветров определяющих погоду в районе путешествия (циклоны и антициклоны). Благоприятное время для путешествия. 2.3. Снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.2. СУ-2 с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования слушателей. Особенности индивидуального и группового снаряжения применяемого в высокогорье, арктических районах и при марафонских походах. Характеристика индивидуального, группового и специального снаряжения, применяемого в лыжных походах 5-6 к.с., для преодоления препятствий по 3А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке и самостраховке. Особенности применения вышеуказанного снаряжения в зимних условиях. 2.4. Питание. Особенности питания в сложных походах. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. «Горячие» и «холодные» обеды. Применение «легких» рационов. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для приготовления пищи на марафонских маршрутах, в высокогорных и арктических районах. Роль и задачи завхоза. 2.5. Ориентирование на местности в сложных условиях. Краткий обзор и повторение темы 2.4 СУ-2 с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования у слушателей. Углублённое изучение тем: ориентирование на сложном горном рельефе, при отсутствии характерных ориентиров в таёжных и арктических районах, на дрейфующих льдах и в сложных метеоусловиях (туман, снегопад, темнота). Работа с приборами глобального позиционирования (GPS). Подготовка реперных точек маршрута. Использование космической фотосъёмки и программ визуализации рельефа с фотоснимков при подготовке маршрута. 2.6. Стратегия и тактика сложных СП, экспедиций, СПТ и П. Стратегия. Варианты построения маршрутов 5-6 к.с. (в среднегорье и высокогорье, тундровых районах, на побережье, островах и по дрейфующим льдам), их содержание и отличие от маршрутов 3-4 к.с. Марафонские маршруты и особенности их стратегии в различных географических районах. Важность в сложных походах по среднегорью и высокогорью стартовой выcoты маршрута, максимальных высот перевалов, длительности пребывания на максимальных и средних высотах, высотного опыта участников. Оценка участков сложного маршрута с позиции времени на их прохождение и планируемой линии движения на конкретном рельефе. Особенности акклиматизации. Составление стратегического и календарного плана похода: учет ходовых и весовых норм, периода акклиматизации, запаса времени на неблагоприятную погоду, запасные и аварийные варианты маршрута. Графики физических нагрузок. Выбор снаряжения и состава продуктов. Стратегия экспедиций, ее особенность с учетом сочетания исследовательских и спортивных целей. Роль руководителя группы и участников. Тактика. Краткий обзор и повторение темы 2.7. СУ-2 с учётом специфики походов 5-6 к.с. и тестирования слушателей. Важнейшая тактическая задача — безопасное проведение похода. Тактика преодоления препятствий по 3А категорию трудности включительно (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады), при движении на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, индивидуальной и групповой страховке и самостраховке. Особенности тактики лыжных походов в высокогорье и арктических районах, при первопрохождениях и на марафонских маршрутах. Роль и особенности тактики и стратегии на маршруте при наличии лавинной опасности и резком ухудшении погодных условий. Тактика преодоления сложного препятствия: характер препятствия и оценка его опасных факторов, выбор безопасного и рационального пути движения (принцип экономии сил, средств и времени), порядок движения группы и меры страховки, возможные варианты действий в экстремальных ситуациях. Планирование безопасного прохождения маршрута. Плановое деление группы на маршруте (работа отдельными подгруппами). Тактика первопрохождения: визуальная и фактическая разведка препятствия, действия ограниченным и наиболее подготовленным составом группы, выделение группы обеспечения и оказания помощи, обязательное использование средств страховки, планирование большего количества времени на преодоление участка (препятствия) первопрохождения. 2.7. Техника движения и преодоления характерных препятствий. Характеристика препятствий, встречающихся в лыжных походах 5 - 6 к.с. (по 3А категорию трудности включительно): перевалы, вершины, траверсы, каньоны, наледи, ледопады. Горная техника при преодолении сложных препятствий в лыжном путешествии: движение на скальном рельефе, снежных, фирновых и ледовых склонах, комбинированном рельефе, групповые и индивидуальные приёмы страховки и самостраховки. Особенности техники прохождения вышеуказанных препятствий в зимних условиях. Техника движения по полям торошения и дрейфующим льдам. 2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Краткий обзор и повторение темы 2.9. СУ-2 с учётом тестирования слушателей. Установка палатки в неудобных местах (в стесненных условиях: на скальной полке, в каньоне, на льду, при малом количестве или полном отсутствии снега). Особенности палаток и группового снаряжения для организации ночлегов в высокогорье и на дрейфующих льдах.
2.9. Медицинское обеспечение похода и первая медицинская помощь в походе. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Краткий обзор и повторение темы 2.12. СУ-2 с учётом тестирования слушателей. Особенности медицинского обеспечения сложного путешествия или экспедиции. Комплекс мер по медицинскому обеспечению. Необходимость и достаточность каждого мероприятия в отдельности. Противопоказания к сложным путешествиям и пребыванию на высоте, необходимость физкультурно-диспансерного обследования перед походом. Усиленная предсезонная физическая подготовка. Психопрофилактические и воспитательные мероприятия в коллективе. Обучение ответственного «медика» и всех участников группы методам диагностики травм и болезней, первой доврачебной медицинской помощи, методам организации спасательных работ и транспортировки пострадавших. Организация индивидуального медицинского наблюдения, контроля и самоконтроля в период акклиматизации и похода. Комплектование медицинской аптечки с учетом особенностей конкретного маршрута (состав, назначение, количество средств, упаковка). Применение специальных медикаментозных средств. Особая важность для системы медицинского обеспечения сложного похода, экспедиции или УТП наличия путей аварийной эвакуации, а также режима питания. Необходимость наличия врача при проведении экспедиций и учебно-тренировочных походов. Характерные травмы и заболевания в длительных лыжных походах в высокогорье, тундровой местности и в ледовых районах, их профилактика, признаки и лечение. Особая роль витаминов в сохранении здоровья и работоспособности в зимних походах. Актуализация ранее усвоенных навыков оказания первой медицинской помощи, выработка навыков оказания первой помощи в сложных условиях (вынужденная поза, климатические факторы и др.) соответствующих сложным походам и экстремальным ситуациям. Тестирование слушателей по оказанию следующих видов первой помощи: 1. Демонстрация правильной последовательности действий при осмотре и выборе средств первой помощи при травмах. 2. Реанимация при остановке дыхания. 3. Реанимация при остановке кровообращения. 4. Сердечно-легочная реанимация. 5. Помощь при утоплении. 6. Помощь при удушении. 7. Демонстрация и объяснение пособий при травматическом шоке. 8. Остановка кровотечения: прижатием сосуда в ране, на протяжении сосуда, максимальным сгибанием в суставах, давящей повязкой, жгутом, закруткой (для последних - условия применения), носового кровотечения, перевязкой сосуда в ране. Помощь при внутреннем кровотечении. " Самопереливание крови". 9. Марлевые, косыночные, из подручных средств повязки на раны без значительного кровотечения и при ожогах в области головы, лица, шеи, груди. спины, живота, таза, ягодиц, промежности, конечностей. Повязка при проникающем ранении груди. Повязка при проникающем ранении живота. Повязка при отрывах конечностей. Термостатирующая повязка при отморожении. Повязки и пособия при потертостях. 10. Обработка ран. 11. Способы транспортной иммобилизации при повреждениях костей черепа и черепно-мозговой травме, позвоночника, таза, конечностей с применением подручных средств. Пневматические шины. Правильное положение тела пострадавшего при транспортировке. Техника транспортировки и страховки пострадавшего. 12. Оказание помощи при попадании инородных телах в глаз, уха, полость рта, верхние дыхательные пути. 13. Помощь при тепловом и солнечном ударе. 14. Помощь при укусах змей, насекомых, животных. 15. Помощь при асфиксии от сдавливания груди и живота, 16. Помощь при сдавливании конечностей. 17. Помощь при отравлении угарным газом, в т.ч. в ограниченных объемах пещер. 18. Помощь при пищевом отравлении. 19. Помощь при термических ожогах. 20. Помощь при химических ожогах. 21. Помощь при эпилептическом припадке. 22. Помощь при локализованных судорогах. 23. Помощь при переохлаждении. 24. Помощь при остром горном отеке легких, 25. Общий, местный и точечный массаж при утомлении, простудных заболеваниях, поносе, при мышечных болях. 26. Подготовка инструментов, забор лекарства и выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций(на тренажере). 27. Согревающие процедуры (компрессы, грелки). 26. Охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом). 29. Дача пищи больному, тяжелобольному. 30. Измерение температуры, пульса, артериального давления. 31. Соблюдение правил личной гигиены лицами, оказывающими первую медицинскую помощь. Цель: ознакомить слушателей с особенностями медицинского обеспечения сложного путешествия и обучить оказанию первой медицинской помощи в сложном походе, применению специальных медикаментозных средств. 2.10. Психологические аспекты сложных путешествий. Вопросы психологической и морально-волевой подготовки в туристской группе. Понятие психологического климата туристской группы. Особенности психологии малых групп и психологические аспекты сложных путешествий. Конфликты, причины возникновения, пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в вопросах общения и взаимодействия: контроль и оценка достигнутого результата. 2.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев. Краткий обзор и повторение темы 2.8. СУ-2 с учётом тестирования слушателей. Данные о случаях травматизма и несчастных случаях в лыжных походах 1-6 к.с., их причины и анализ, объективные и субъективные причины. 2.12. Обеспечение безопасности на маршруте. Краткий обзор и повторение темы 2.9. СУ-2 с учётом тестирования слушателей и особенностей препятствий на сложных маршрутах в различных географических районах. Планирование безопасного прохождения маршрута.
2.13.Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления. Краткий обзор и повторение темы 2.11. СУ-2 с учётом тестирования слушателей и особенностей препятствий на сложных маршрутах в различных географических районах. 2.14. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. Краткий обзор и повторение темы 2.14. СУ-2 с учётом тестирования слушателей и особенностей различных географических районов.
Рекомендуемая литература по лыжному туризму
1.Волков Б.Н. «Методические рекомендации по обеспечению безопасности лыжных путешествий. М., ЦРИБ " Турист", 1980, 64 с. 2. Малеинов А.А. Лыжные походы в горах. М; ФиС, 1948, 144с. 3. Шимановский В.Ф. Горно-лыжный туризм. М; ФиС, 1965, 132с. 4. Миненков Б.В. Зимние восхождения. М; ФиС, 1966, 152с. 5. Берман А. Путешествия на лыжах. М; ФиС, 1968, 128с. 6. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М; ФиС, 1988. 7. Лукоянов П.И. и Свет В.Л. Самодельное снаряжение для лыжного туризма. М; Профиздат, 1988, 192с. 8. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. М; Центр ДЮТ РФ, 1998, 141с. 9. Малеинов А.А. и Тушинский Г.К. Путешествие в горах. М; Географгиз, 1950, 335с. 10. Подрядчиков Ю.Н. Практические исследования некоторых вопросов выполнения задач в экстремальных условиях (о лыжных путешествиях в Арктике). Библ. Экстрем. Ситуаций. М; Аэрогеология, 1997, 80с. 11. Харин С.Я. Экстремальные ситуации в лыжном походе. Н. Тагил, НТИ УГТУ-УПИ, 1999, 224с. 12. Харин С.Я. Азбука лыжного туризма (Учебное пособие). Н. Тагил, УПИ, 2005, 224с. 13. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. М. Профиздат, 1985, 159 с. 14. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. Я., Медицина, 1987 15. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974, 97 с. 16.Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я, Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование (учебник для институтов и техникумов физической культуры). М., ФиС, 1987, 240 с. 17. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1986. 18.Линчевский Э.Э.Психологический климат туристской группы. М., ФиС, 1981, 48 с, 19. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах, М., ФиС, 1981. 20. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., ФиС, 1983, 143 с.
|