Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
Опорно-двигательная система. Понятие о строении мышц, костей, связочного и суставного аппарата. Слабые места и типичные места травматизма. Понятие о биомеханике, группы мышц, ответственные за основные виды движений в суставах. Сердечно-сосудистая система. Принципы строения и понятие о функциях. Основные параметры оценки ее работоспособности. Дыхательная система. Принципы строения и понятие о функциях, основные показатели внешнего дыхания. Понятие о тканевом дыхании и транспорте кислорода к тканям. Показатели оценки работоспособности кардиореспираторной системы для управления тренировочным процессом. Нервная система. Органы чувств. Принципы строения и понятие о функциях. Основные показатели оценки для управления тренировочным процессом. Пищеварительная система. Принципы строения и понятие о функциях. Особенности функционирования при физических нагрузках. Понятие об обмене веществ. Физиологические принципы питания при физических нагрузках и в восстановительном периоде. Возрастные особенности развития и питания Эндокринная система. Понятие о строении и функциях. Участие желез внутренней секреции в регулировании деятельности при нагрузках. Понятие о структуре и функциях. Мочеполовая система. Понятие о структуре и функциях. Иммунная система. Понятие о структуре и функциях. Иммунитет при физических нагрузках. 3.4.3.Основные понятия физиологии тренировочного процесса. Понятие о срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. Срочная адаптация - изменения физиологических функций при подготовке и проведении физической работы и при отдыхе после нее (" предстартовая" реакция, врабатывание; период устойчивой работоспособности; утомление; восстановительные процессы). Признаки утомления. Эффект сверх восстановления и его использование в тренировке. " Физиологическая кривая" занятия. Долговременная адаптация. Общие сведения об анатомо-физиологических изменениях, развивающихся в процессе тренировки (развитие мышечной массы и структуры мышц, согласование функций сердечной, дыхательной, нервной и других систем организма). Ускорение и повышение эффективности процессов врабатывания и восстановления, увеличение продолжительности устойчивой работоспособности. Экономизация функций и энергозатрат. Физиологическое обоснование цикличности тренировочных нагрузок. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным физическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки в тренировке туристов. Измерение величин нагрузок с помощью внешних (интенсивности, характер, число и продолжительность повторений упражнений, величина, число и характер интервалов отдыха и др.) и внутренних (частота сердечных сокращений ЧСС и др.) параметров. Использование аэробных и анаэробных нагрузок для достижения различных компонентов физической подготовленности туриста-спортсмена. Возрастные особенности развития и тренировки.
3.4.4.Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса. Этапы медико-педагогического контроля в туристской тренировке: входной, текущий, предпоходный, на маршруте и в после походный период. Задачи и методы входного контроля: оценка состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; разработка рекомендаций по индивидуальным планам тренировки. Задачи и методы текущего контроля в ходе тренировок; оценка изменений в состоянии здоровья, допуск к занятиям после перенесенных травм и заболеваний, гигиенический контроль за условиями тренировки и режимом туриста-спортсмена; ранее выявление переутомления и перенапряжения, профилактика травматизма, контроль эффективности тренировок; двигательные тесты, повторные нагрузки соответственно виду туризма, корректировка планов тренировки. Выходной контроль: оценка подготовленности, определение допустимых нагрузок в походе; выработка рекомендаций. Медико-педагогический контроль в походе - задачи и методы. После походный контроль - задачи, методы, оценка подготовленности к выполненному походу, динамики состояния в походе, разработка рекомендаций по дальнейшей туристско-спортивной подготовке. Методы самоконтроля для туриста-спортсмена. Литература Туризм и спортивное ориентирование. Сост. Ганопольский В.И. М; Физкультура и спорт, 1987. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988. Анатомия человека. М; Физкультура и спорт, 1984. Спортивная физиология. М; Физкультура и спорт, 1986. Медицинский справочник тренера. М; Физкультура и спорт, 1976. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л; Медицина, 1984. Спортивная медицина. М; Медицина, 1984.
3.4.5.Развитие основных физических качеств, при подготовке туристов-спортсменов. Упражнения и методики их использования (по видам туризма). Общая характеристика физических нагрузок в туризме и обоснование необходимости регулярных физических тренировок. Физическая подготовленность и ее составляющие: физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.) и двигательные навыки, их взаимосвязи. Физическая подготовка как многоэтапный процесс достижения физической подготовленности. Этапы обшей, специальной физической и комплексной подготовки в тренировке туриста, задачи и средства физической подготовки. Физические упражнения в походе, на соревнованиях и в восстановительном периоде. Примерные объемы физической подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса. Упражнение как основное средство физической тренировки. Виды упражнений и их классификация (по структуре, интенсивности, режиму сокращения мышц, направленности и др.). Методы использования упражнений (равномерный, фартлек, интервальный, переменный и др.), их основные характеристики, применение. Методики развития основных физических качеств, характерные упражнения, используемые при общей и специальной физической подготовке. Принципы организации и проведения занятий по физической подготовке. Упражнения для физической подготовки туристов-спортсменов (по видам туризма). Общие и характерные для различных видов туризма двигательные действия. Принципы конструирования упражнений для физической подготовки туристов. Комплексы упражнений для физической подготовки туристов (по видам туризма). Литература Шевченко А.К., Перевошиков Ю.А. Основы физического воспитания. К; Виша школа, 1984. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М; Физкультура и спорт, 1987. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических ВУЗов. М; Высш.школа, 1985. Романенко В.В., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. М; Физкультурами спорт, 1986. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1986. Михайлов Б.А., Федотов Ю.Н.и др. Физическая подготовка туристов. М; ЦРИБ " Турист", 1985. Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. К; Здоровья, 1986. Кузьмин Н.И., Рукодельников Б.Л. Тренировка альпинистов. М; Физкультура и спорт, 1961. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ " Турист", 1975. Федотов Н.Г. Метод. рекомендации по круглогодичной подготовке туриста-водника. М; ЦРИБ, 1982. Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М; Физкультура и спорт, 1975. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. М; ЦРИБ " Турист". 1979. Бутин И.М. Лыжный спорт. М; Просвещение, 1983. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1985. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., т.2, М., 1952. Новосельский В.Ф. Физическая подготовка допризывников. К; Здоровья, 1985. Пути повышения спортивной работоспособности (технические и военно-прикладные виды спорта). Сб. статей, сост. В.С. Разводовский. М; ДОСААФ, 1982. Бабинцев Ю.М. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Спортивный туризм (водные дисциплины).
3.4.6.Техническая тренировка. Особенности использования дидактических принципов обучения применительно к технической тренировке в СТ (научность, наглядность, систематичность, последовательность, постепенность, непрерывность, направленность к максимальным нагрузкам и доступность, цикличность тренировочного процесса и разнообразность нагрузок, коллективность и индивидуализация, сознательность и активность занимающихся при ведущей роли тренера, специализация и единство обшей и специальной подготовки). Основы методики обучения двигательным действиям, этапы овладения техническими приемами (знание, умение, навык) и обучения движения (начальное разучивание, детализированное разучивание, закрепление и дальнейшее совершенствование). Оценка качества усвоения технического приема. Конкретно-методические рекомендации по технической тренировке в различных видах туризма. Перечни технических приемов для обучения на этапах туристско-спортивной подготовки. Литература Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; ФиС, 1988. Теория и методика физического воспитания (Под ред.Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова, т.1, 2. - М., 1976. Боген М.М. Обучение двигательным действия. М; ФиС, 1985. Турист. М. ФиС, 1974, с.70-113; 129-137; 153-155; 199-205; 223-230; 239-243; 264-265; Берман А. Путешествия на лыжах. М. ФиС, 1968. Лукоянов П.И. Методические рекомендации по подготовке туристов-лыжников, Техника и тактика. М; ЦРИБ " Турист", 1979. Шимановский В.Ф. Горнолыжный туризм. М. ФиС, 1965. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. М. ФиС, 1988. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М. ФиС, 1987. Аркин Н.Г. и др. Горный туризм. Таллин; Ээсти раамат, 1981. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М. ФиС, 1974. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. М; ЦРИБ " Турист", 1975. Григорьев В.Н. и др. Путешествия на гребных судах. М. ФиС, 1979. Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М. ФиС, 1985. Харин С.Я. Безопасность путешествий на плотах. 4.2. М. ЦРИБ " Турист", 1984. Минакова Н., Минаков С. Тренировка велосипедистов. М. ФиС, 1975. Кулюткин М., Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985. Тер-Ованесян А.К., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоровья, 1986. Бабинцев Ю.М. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. Спортивный туризм (водные дисциплины). Введение в теорию физической культуры.под. общ. ред. Матвеева Л.М., фиС, 1983, 59 с.
3.4.7.Тактическая подготовка туристов. Краткий обзор и повторение темы 2.2. БУ-2 с учётом специфики походов 3-4 к.с. и результатов тестирования слушателей. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспечения безопасности. Тактика группы в условиях первопрохождения. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршрута. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обучения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль уровня усвоения тем на всех этапах обучения. Тактические игры и решение тактических задач.
3.4.8.Морально-волевая и психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о структуре и направленности личности, ее формировании и совершенствовании (мировоззрение, потребности, мотивы, интересы, нравственные качества). Принципы воспитания: комплексность, требовательность и уважение, опора на коллектив и учет индивидуальных особенностей, систематичность. Понятие о средствах воспитания: убеждение, выработка общего мнения, принуждение, стимулирование, положительный пример. Приемы воспитания нравственных качеств в работе тренера туризма. Развитие волевых качеств в туристской тренировке. Сила воли как способность преодолевать трудности. Волевые качества личности (трудолюбие, настойчивость, терпение, выдержка и самообладание, решительность, мужество и смелость и др.). Трудности - как повод для включения волевых усилий. Трудности внешние (физические, технические, тактические, климатические и др.) и внутренние, личного характера. Мобилизующие и организующие волевые усилия. Совершенствование познавательного, эмоционального и исполнительного компонентов воли. Факторы развития, средства и правила воспитания волевых качеств в туризме, овладение сложной техникой преодоления естественных препятствий, выполнение значительных объемов работы, преодоление боли и усталости, сохранение самообладания и работоспособности в экстремальных условиях, соблюдение установленного режима дня, применение интенсивных нагрузок, в т.ч. и " до отказа", создание варьирующих по составу и возрастающих по силе препятствий выполнению задания, четкая, предварительно оговоренная, дисциплина на занятиях, проведение занятий и соревнований совместно с опытными туристами, решение сложных задач в различных условиях выполнения, в любую погоду, в приближенных к походным условиях, включение элементов, требующих смелости и мужества, постепенность развития волевых качеств, подтверждаемая практикой действительная необходимость выполнения упражнений для развития воли. Психологическая подготовка туриста-спортсмена. Понятие о психических процессах и состояниях. Психологические характеристики личности, туристской деятельности и отдельных видов туризма. Психологическая модель туриста видовика, тренера по туризму, требования к личности тренера. Методики диагностики (тесты, наблюдение), совершенствования и самосовершенствования психических процессов и свойств личности (характера, способностей, внимания, памяти, скорости реакции и др.). Эмоциональные состояния, их диагностика. Психогигиена и регулирование эмоциональных состояний в работе тренера. Психологическое саморегулирование. Социально-психологические особенности туристских групп. Ролевая структура. Формирование группы, психологическая совместимость (возрастные, психофизиологические и др. факторы), единство групповых и личностных целей и ожиданий, культура и правила группового поведения и их выработка в тренировках и походах. Формирование самоуправляющегося коллектива в туристской группе. Конфликты, их профилактика и разрешение. Психологическая тактика руководства туристской группой. Литература Психология. Учеб. для техн. физ.культуры. М; Физкультура и спорт, 1984. Социальная психология. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М; Просвещение, 1987. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. К; Здоров'я, 1986. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М; Физкультура и спорт, 1986. Некрасов В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М; Физкультура и спорт, 1985. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М; Физкультура и спорт, 1985. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М; Физкультура и спорт, 1984. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин; Валгус, 1981. Ковылев С.В. Психология современной семьи. М; Просвещение, 1988,.. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л; Медицина, 1988. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М; Физкультура и спорт, 1981. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. " ЭКО - экономика и организация промышленного производства", 1978, № 4-6; 1979, № 1-3.
3.4.9. Планирование и организация тренировочного процесса. План работы тренера. Организационная работа: набор и формирование групп, утверждение плана на инструкторско-преподавательском совете (ИПС); учебно-методическая работа - составление годичных планов тренировок, индивидуальных планов для наиболее сильных туристов, тестирование, участие в контрольно-учебных и внешних соревнованиях и походах; медицинское обеспечение - медицинские обследования, обучение приемам само- и взаимопомощи, обеспечение медикаментами и медимуществом для походов; идейно-воспитательная работа: материально-техническое обеспечение. Тренировочные циклы. Соотношение многолетней подготовки, годичного макроцикла и менее продолжительных мезо и микроциклов тренировки. Тренировочные занятия различной направленности и принципы формирования из них микроциклов различной продолжительности (неделя, декада, др.). Мезоциклы туристской тренировки, принципы их планирования. Подготовительный, походный (соревновательный), восстановительный периоды макроцикла туристской тренировки, решаемые задачи и их содержание.
3.5.Воспитательная работа в учебных мероприятиях. Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструктора – основной метод воспитания в туризме. Манера поведения, отношение инструктора к туризму и туристам. Необходимость личного совершенствования инструктора. 3.6.Обучение в учебно-тренировочном походе. Задачи учебно-тренировочного похода (УТП), его отличия от спортивного, особенности построения маршрута. Специфика УТП для различных видов туризма. Разработка УТП, подготовка средства материально-технического обеспечения с привлечением слушателей. Организация учебных занятий на маршруте. Специфические формы обучения в период УТП: совместное обсуждение препятствий, выбор техники и тактики их преодоления, регулярные разборы действий группы и отдельных участников. Роль инструктора в УТП. Особенности работы инструктора в учебном отделении. Основная задача — обеспечение учебного процесса. Использование элементов соревнования между учебными отделениями. Другие формы обучения в УТП. Учебная практика слушателей в проведения занятий в период УТП – дежурный руководитель (разбор его действий). Планирование учебной работы на день. Разбор занятий. Контроль усвоения учебного материала.
3.7.Организация и проведение зачётов и экзаменов (основные принципы и понятия). Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Виды контрольных работ. Место и методика их проведения. Анализ, обсуждение и оценка знаний. Необходимость и целесообразность подведения итогов практических занятий с оценкой действий каждого слушателя. Ошибки, допускаемые при подведении итогов занятий. Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Общий перечень вопросов, распределение вопросов по билетам. Утверждение билетов в комиссии по туристским общественным кадрам. Порядок приема экзаменов, расчет времени, Форма проверки: свободное собеседование, опрос по билетам. Преимущество билетной системы. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий (топодиктанты, меню-раскладки, методические разработки и т.п.). Итоговое обсуждение. Учебная практика стажёров — работа в экзаменационной комиссии. Выставление итоговых оценок за практические занятия инструкторами отделений». Экзаменационная ведомость и ее содержание и правила заполнения. Цель - умение подводить итоги занятий, составления экзаменационных билетов, проведения экзаменов. Высший уровень – спортивное мастерство ВУ – 3. Учебно-воспитательная подготовка
3.1. Система подготовки туристских общественных кадров. Нормативные документы по подготовке кадров. Краткий обзор и повторение темы 3.1. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей. Изменения и дополнения в системе подготовки кадров. Переподготовка и повышение квалификации руководителей и участников туристских походов и туристского общественного актива. Структура, содержание и организация обучения и спортивной тренировки в системах подготовки туристских кадров. Аттестация туристских общественных кадров. 3.2. Организация и проведение учебных мероприятий СУ. Работа преподавательского состава и стажёров. Задачи инструктора (тренера) в школах СУ. Организационно-методические принципы проведения школ, семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров (планирование, организация и методические принципы обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы). Особенности работы с инструкторами. Помощь в подготовке занятий. 3.3.Основы педагогики и методики обучения. Краткий обзор и повторение раздела «Основы обучения» темы 3.3. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей. Общие вопросы методологии обучения. Сущность процесса обучения. Взаимность обучения и воспитания. Понятия " знания", " навыки", " умения". Роль инструктора в обучении. Процесс усвоения знаний, навыков, умений. Основные принципы обучения — научность, связь теории и практики, сознательность и активность слушателей, наглядность, систематичность, последовательность и доступность обучения, прочность усвоения. Индивидуальный подход. Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснением, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарские занятия. Практические методы обучения и их использование в туристской подготовке. Учет, проверка и оценка знаний, умений, навыков. 3.4.Учебная работа инструктора. Подготовка и проведение лекций, бесед и практических занятий. Краткий обзор и повторение темы 3.3. СУ-3 с учётом результатов тестирования слушателей. Назначение каждого вида занятий: лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия. Разработка учебно-планирующей документации: рабочий учебный план, конспекты лекций, тексты лекций, планы-конспекты методических, семинарских и практических занятий. Разработка задач и упражнений для семинарских и практических занятий. Планирование и проектирование учебно-тренировочного полигона. Необходимость индивидуального обучения практическим навыкам и умениям. Варианты приёмов обучения в зависимости от темы, задачи и условий проведения занятия. Роль методических указаний к занятиям всех видов для повышения качества обучения. Подробный анализ примерной схемы методических указаний. Примеры соблюдения дидактических принципов в методических указаниях. Рекомендуемый порядок разработки методических указаний ко всем занятиям во время работы школы и выездных сборов. Обмен опытом подготовки к занятиям и применения различных форм и приёмов обучения. Практика в составлении: а) конспекта и методических указаний к лекции; б) методических указаний к практическим занятиям в помещении и на местности по темам программы СУ. Практика в рецензировании этих материалов и детальный анализ сделанных слушателями разработок. Практика в чтении лекций по своим конспектам и методическим указаниям. Практика в проведении бесед и практических занятий с группой (в присутствии остальных слушателей). Практика в проведении учебного разбора в группе. Анализ слушателями каждого вида практики.
3.5.Теория и методика физического воспитания в СТ. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Способствующие виды спорта. Организация и проведение подготовительных тренировок. Закаливание организма. Личная гигиена туриста, уход за телом. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Краткие сведения о строении человеческого организма и функциях его основных органов. Ведущая роль центральной нервной системы. Влияние физических упражнений. Воспитание и развитие физических качеств (выносливости, силы, быстроты и пр.) и формирование специальных двигательных навыков (обучение движениям). Различные виды спорта как средство повышения физической подготовки при организации круглогодичных и пред походных тренировок. Организация и проведение спортивной тренировки. Содержание. Подбор упражнений в зависимости от условий предстоящего похода и периода подготовки, физиологические основы физподготовки. Задачи общей и специальной подготовки на разных стадиях обучения. Необходимые уровни, принципы и общие методы развития физических качеств. Методика развития силы. Повторный метод, метод " до отказа", метод " максимальных усилий", специальные упражнения. Методика развития быстроты, переменный метод, соревновательный метод, специальные упражнения. Общая и специальная выносливость. Силовая, статическая и динамическая выносливость. Методика воспитания выносливости. Принципы и методика развития ловкости. Тренировка координации и быстроты реакции. Тесты для оценки уровня физического развития и тренированности. Особенности физической подготовки для физически слабо развитых людей. Обеспечение безопасности при занятиях физподготовкой. Методические указания к проведению занятий. Основные моменты: необходимость психологической и физической разминки, чередование нагрузки и отдыха, повышение внешней грузки и ее регулирования, внесение точных элементов закрепляемого движения или навыка, элементов нового. Контроль уровня подготовки. Недопустимость перегрузок. Включение элементов соревнований. Приемы, оценки, поощрения и наказания. Разбор занятий.
|