Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВУ - 4. Методическая подготовка по проведению школ СУ






(совершенствование методических навыков)

Наименование тем Количество часов
Всего В том числе
Лекц. Сем. Прак.
  ВУ - 4. Методическая подготовка по проведению школ СУ (совершенствование методических навыков)        
4.1 Планирование, организация и проведения путешествий 3 - 4 к.с. Особенности учебно-тренировочных походов в школах СУ. 2 1 1  
4.2 Обзор района спортивного похода или УТП 1 1    
4.3 Снаряжение 2 1 1  
4.4 Питание 3 1 2  
4.5 Топография и ориентирование на местности 3 1   2
4.6 Стратегия и тактика СП, УТП, СПТ и П (3-4 к.сл.) 2 1    
4.7 Техника движения и преодоления характерных препятствий 18 1 1 16
4.8 Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение 7 1   6
4.9 Медицинское обеспечение похода и первая медицинская помощь в походе 3 - 4 к.с. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. 6 1 1 4
4.10. Психологические аспекты путешествий 1 1    
4.11 Причины травматизма и анализ несчастных случаев 1 1    
4.12 Обеспечение безопасности на маршруте 3 - 4 к.с. 1 1    
4.13 Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления 14 1 1 12
4.14 Организация и проведение поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. 14 1 1 12
  Итого:        

 

На данном этапе подготовки даются методические рекомендации по чтению лекций, проведению семинарских и практических занятий по конкретным разделам программы специальной подготовки специализированного уровня, применительно к конкретному виду СТ.

 

4.1. Планирование, организация и проведения путешествий 3 - 4 к.с. Особенности учебно-тренировочных походов в школах СУ. Особенности учебно-тренировочного похода как заключительного этапа обучения учебного мероприятия СУ. Его отличие (по целям, задачам, специфике комплектования учебной группы, выбо­ру района и маршрута, характеру подготовки и проведения) от спор­тивного похода. Принципы планирования, организации, подготовки и проведения учебно-тренировочных походов 3-4 к.с. Маршрутные документы. Обеспечение безопасности и взаимодействие учебных групп на маршруте, памятка по безопасности.

 

4.2. Обзор района спортивного похода или УТП. Обратить особое внимания на характерные препятствия района и потенциальные опасности, а также разработку запасных и аварийных вариантов маршрута. Проанализировать построение маршрутов в районе и маршрутов занимавших призовые места на Чемпионатах России.

4.3. Снаряжение. Методикапроведения занятий должна учитывать тестирование слушателей по темам 2.3. ВУ-2 и 4.2. СУ-4. Методика подбора снаряжения в зависимости от сложности маршрута похода, походных условий и района. Виды снаряжения. Критерии оценки пригодности снаряжения. Использование, изготовление и ремонт снаряжения.

4.4. Питание. Методические указания к проведению занятия. Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Основные моменты: зависимость дневного рациона питания от режима похода. Особенности питания в сложных походах. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. «Горячие» и «холодные» обеды. Применение «легких» рационов. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для приготовления пищи на марафонских маршрутах, в высокогорных и арктических районах. Роль и задачи завхоза. Характерные ошибки. Оценка слушателей. Разбор занятия. Выдача домашнего задания.

4.5. Топография и ориентирование на местности. Методика совершенствование обучения топографическим знаниям и умениям при ориентировании на местности, при работе с разнообразным по характеру и качеству карто­графическим материалом, навыкам в корректировке этого материала, в глазомерной топосъемке, ориентировании при " аварийной ситуа­ции" - без карты и компаса. Совершенствование в технике ориентирования и счислении пути в сложных метеоусловиях. Особенности ориентирования в различных видах туризма. Использование современных методов позиционирования и предварительного изучения рельефа местности.

4.6. Стратегия и тактика СП, УТП, СПТ 3-4 к.с. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.6. и 2.7. СУ-2. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспе­чения безопасности. Тактика группы в условиях первопрохождения. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршру­та. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обу­чения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль за уровнем подготовленности на всех этапах обучения. Тактические игры и решения задач по тактическим ситуациям.

4.7. Техника движения и преодоление характерных препятствий. Методика обучения организации движения группы в разнообраз­ных условиях, на различных по характеру участках, при решении раз­личных тактических задач. Совершенствование в решении разнообразных технико-тактиче­ских задач преодоления естественных препятствий, выбора пути дви­жения, выбора места бивака, выбора способов организации страхов­ки, транспортировки пострадавшего и т.п. Анализ движения и способов решения тактических и технико-тактических задач.

4.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Методика обучения организации и технике туристского бивака в условиях сложного похода: выбор места, система организации би­вачных работ в условиях резкого ухудшения погодных условий, обес­печение безопасности и условия жизнеобеспечения участников похода. Обучение способам организации ночлега в аварийной ситуации: " холодная ночёвка", ночлег без палатки (у костра, в снежной яме, в снежной пещере). Различные способы и приемы организации бивака на сложном рельефе.

 

4.9. Медицинское обеспечение похода и первая медицинская помощь в походе 3 - 4 к.с. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.12. СУ-2. Методика проведения практических занятий по медицинскому обеспечению, обработке ран, наложению повязок, способам реанимации и транспортировке пострадавшего. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Разбор.

4.10. Психологические аспекты путешествий 3-4 к.с. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 4.10. СУ-4.

4.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев. Необходимость выявления действенных причин, вызывающих ава­рии в походе. Причины аварий в походах. Их классификация: I) при­чины, которые зависят от самого человека, его промахов и заблуж­дений (недостаточная дисциплина, пренебрежение Правилами, незна­ние или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, а также границ применения этих приемов; тактические ошибки и недостаточный тактический опыт и т.д.); 2) причины, кото­рые непосредственно не зависят от воли человека и создают объектив­ные условия для аварий (горообразовательный процесс, воздействие солнца, метеоусловий и т.д.). Основные причины травматизма и несчастных случаев; плохая физическая, тактическая, техническая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя. Другие причины несчастных случаев. Анализ несчастных случаев в туризме.

4.12. Обеспечение безопасности на маршруте. Меры предосторожности и безопасности в условиях похода. Безопасность - основное и важнейшее требование к участникам похода. Особые требования по обеспечению безопасности практических занятий. Составление плана-конспекта и методических указаний к нему. Основные моменты: выбор мест страховки, надежность страховки и самостраховки, особенность страховки на различных видах рельефа, различных видах и глубине снежного покрова, границы применимости каждого вида и способа страховки. Организация работы с группой на практических занятиях. Моделирование аварийных ситуаций. Разбор занятия.

4.13. Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.13. СУ-2.

4.14. Методика организации и проведения поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. Объективные факторы возникновения аварий и аварийных ситуаций в туризме (специфика объективных причин в разных видах туризма): стихийные бедствия (наводнения, циклоны, сход снежных лавин, селей, землетрясения и др.); резкое (не прогнозированное) изменение погодных условий; лесные пожары и др. Субъективные факторы возникновения аварий и аварийных ситуаций. Анализ несчастных случаев в туризме и опыт организации поиско­во-спасательных работ. Алгоритм действий при организации поисково-спасательных работ силами туристской груп­пы: поиск (с обеспечением безопасности), оказание доврачебной помощи пострадавшим, техника и тактика транспортировки пострадавшего, контакт со штатными спасателями.

 

Литература

1. Коган В.Г. Обучение в спортивном горном туризме (методические рекомендации):

Часть 1. Общие основы методики обучения. ПП «Актуальна освiта», К., 2006г

Часть 2.Спортивные походы. ПП «Актуальна освiта», К., 2006г

Часть 3. Судейство соревнований. ПП «Актуальна освiта», К., 2007г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал