Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВУ - 4. Методическая подготовка по проведению школ СУ
(совершенствование методических навыков)
На данном этапе подготовки даются методические рекомендации по чтению лекций, проведению семинарских и практических занятий по конкретным разделам программы специальной подготовки специализированного уровня, применительно к конкретному виду СТ.
4.1. Планирование, организация и проведения путешествий 3 - 4 к.с. Особенности учебно-тренировочных походов в школах СУ. Особенности учебно-тренировочного похода как заключительного этапа обучения учебного мероприятия СУ. Его отличие (по целям, задачам, специфике комплектования учебной группы, выбору района и маршрута, характеру подготовки и проведения) от спортивного похода. Принципы планирования, организации, подготовки и проведения учебно-тренировочных походов 3-4 к.с. Маршрутные документы. Обеспечение безопасности и взаимодействие учебных групп на маршруте, памятка по безопасности.
4.2. Обзор района спортивного похода или УТП. Обратить особое внимания на характерные препятствия района и потенциальные опасности, а также разработку запасных и аварийных вариантов маршрута. Проанализировать построение маршрутов в районе и маршрутов занимавших призовые места на Чемпионатах России. 4.3. Снаряжение. Методикапроведения занятий должна учитывать тестирование слушателей по темам 2.3. ВУ-2 и 4.2. СУ-4. Методика подбора снаряжения в зависимости от сложности маршрута похода, походных условий и района. Виды снаряжения. Критерии оценки пригодности снаряжения. Использование, изготовление и ремонт снаряжения. 4.4. Питание. Методические указания к проведению занятия. Составление набора продуктов дневного рациона питания и меню для конкретного путешествия заданной категории сложности. Основные моменты: зависимость дневного рациона питания от режима похода. Особенности питания в сложных походах. Виды раскладок: групповая, индивидуальная и смешанная. Принципы фасовки и учёта продуктов: по видам продуктов, по дням или времени приёма пищи. «Горячие» и «холодные» обеды. Применение «легких» рационов. Особенности раскладок и нормы расхода горючего для приготовления пищи на марафонских маршрутах, в высокогорных и арктических районах. Роль и задачи завхоза. Характерные ошибки. Оценка слушателей. Разбор занятия. Выдача домашнего задания. 4.5. Топография и ориентирование на местности. Методика совершенствование обучения топографическим знаниям и умениям при ориентировании на местности, при работе с разнообразным по характеру и качеству картографическим материалом, навыкам в корректировке этого материала, в глазомерной топосъемке, ориентировании при " аварийной ситуации" - без карты и компаса. Совершенствование в технике ориентирования и счислении пути в сложных метеоусловиях. Особенности ориентирования в различных видах туризма. Использование современных методов позиционирования и предварительного изучения рельефа местности. 4.6. Стратегия и тактика СП, УТП, СПТ 3-4 к.с. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.6. и 2.7. СУ-2. Понятие тактики в туризме. Содержание тактической подготовки туриста: тактика в туризме (выбор района похода, разработка маршрута, выбор сроков, подготовка календарного плана похода и др.); технико-тактические задачи и способы их решения; условия обеспечения безопасности. Тактика группы в условиях первопрохождения. Самостоятельная разработка тактического плана прохождения маршрута. Поведение в экстремальных условиях и маневр. Особенности обучения тактике туризма на местности и в условиях похода. Обучение выбору и оперативному анализу правильных тактических действий на маршруте. Систематический контроль за уровнем подготовленности на всех этапах обучения. Тактические игры и решения задач по тактическим ситуациям. 4.7. Техника движения и преодоление характерных препятствий. Методика обучения организации движения группы в разнообразных условиях, на различных по характеру участках, при решении различных тактических задач. Совершенствование в решении разнообразных технико-тактических задач преодоления естественных препятствий, выбора пути движения, выбора места бивака, выбора способов организации страховки, транспортировки пострадавшего и т.п. Анализ движения и способов решения тактических и технико-тактических задач. 4.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение. Методика обучения организации и технике туристского бивака в условиях сложного похода: выбор места, система организации бивачных работ в условиях резкого ухудшения погодных условий, обеспечение безопасности и условия жизнеобеспечения участников похода. Обучение способам организации ночлега в аварийной ситуации: " холодная ночёвка", ночлег без палатки (у костра, в снежной яме, в снежной пещере). Различные способы и приемы организации бивака на сложном рельефе.
4.9. Медицинское обеспечение похода и первая медицинская помощь в походе 3 - 4 к.с. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.12. СУ-2. Методика проведения практических занятий по медицинскому обеспечению, обработке ран, наложению повязок, способам реанимации и транспортировке пострадавшего. Выделение наиболее характерных травм и меры предупреждение травматизма. Характерные ошибки. Разбор. 4.10. Психологические аспекты путешествий 3-4 к.с. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 4.10. СУ-4. 4.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев. Необходимость выявления действенных причин, вызывающих аварии в походе. Причины аварий в походах. Их классификация: I) причины, которые зависят от самого человека, его промахов и заблуждений (недостаточная дисциплина, пренебрежение Правилами, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, а также границ применения этих приемов; тактические ошибки и недостаточный тактический опыт и т.д.); 2) причины, которые непосредственно не зависят от воли человека и создают объективные условия для аварий (горообразовательный процесс, воздействие солнца, метеоусловий и т.д.). Основные причины травматизма и несчастных случаев; плохая физическая, тактическая, техническая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя. Другие причины несчастных случаев. Анализ несчастных случаев в туризме. 4.12. Обеспечение безопасности на маршруте. Меры предосторожности и безопасности в условиях похода. Безопасность - основное и важнейшее требование к участникам похода. Особые требования по обеспечению безопасности практических занятий. Составление плана-конспекта и методических указаний к нему. Основные моменты: выбор мест страховки, надежность страховки и самостраховки, особенность страховки на различных видах рельефа, различных видах и глубине снежного покрова, границы применимости каждого вида и способа страховки. Организация работы с группой на практических занятиях. Моделирование аварийных ситуаций. Разбор занятия. 4.13. Экстремальные ситуации. Тактика и способы их преодоления. Методические рекомендации на основании результатов тестирования слушателей по темам 2.13. СУ-2. 4.14. Методика организации и проведения поисково-спасательных работ. Техника и тактика транспортировки пострадавшего. Объективные факторы возникновения аварий и аварийных ситуаций в туризме (специфика объективных причин в разных видах туризма): стихийные бедствия (наводнения, циклоны, сход снежных лавин, селей, землетрясения и др.); резкое (не прогнозированное) изменение погодных условий; лесные пожары и др. Субъективные факторы возникновения аварий и аварийных ситуаций. Анализ несчастных случаев в туризме и опыт организации поисково-спасательных работ. Алгоритм действий при организации поисково-спасательных работ силами туристской группы: поиск (с обеспечением безопасности), оказание доврачебной помощи пострадавшим, техника и тактика транспортировки пострадавшего, контакт со штатными спасателями.
Литература 1. Коган В.Г. Обучение в спортивном горном туризме (методические рекомендации): Часть 1. Общие основы методики обучения. ПП «Актуальна освiта», К., 2006г Часть 2.Спортивные походы. ПП «Актуальна освiта», К., 2006г Часть 3. Судейство соревнований. ПП «Актуальна освiта», К., 2007г.
|