Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Определение основных терминов Секта - это религиозная группа или организация, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или общинам) страны или региона, не являющаяся неотделенной частью ни одной из мировых (христианство [православие, католицизм, протестантизм], ислам, буддизм) и национальных религий (иудаизм, индуизм) Тоталитарные секты - особые авторитарные религиозные организации, лидеры которых осуществляют тотальный контроль своих последователей Деструктивная религиозная организация - это религиозная организация, разрушительная по отношению к гармоничному духовному и психическому состоянию личности, а также к созидательным традициям и культуре, социальным нормам и обществу в целом Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия (С использованием информации из: Волков Е. Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. - Нижний Новгород, 1996.). Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания. При этом на территории России действует множество традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, не являющихся деструктивными. Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозной организации, оценки ее характера. Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для некоторых деструктивных религиозных организаций признакам и критериям. 1. Характер лидерства: o есть ли претензии на " харизматическое" лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией; o характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров); o строгая обязанность подражать лидеру; o есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй); o практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли сдержки и противовесы власти лидера (лидеров). 2. Характер и структура доктрины: o наличие " внутренних" доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные); o формулируется ли в той или иной форме убеждение, что " цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы; o индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром " мы/они"), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро; o утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям. 3. Характер создания и поддержания членства в группе: o активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование " фасадных групп" (своего рода " потемкинских деревень"); o использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины; o использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой " семьей", наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека; o внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других культистов; o разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой); o постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста; o ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь " внешнего" мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения; o внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа - плохой); o создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами; o отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы. Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви
|