Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология массовых коммуникаций

Социология массовой коммуникации

 

По учебнику: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

 

Вопросы к самоподготовке

 

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход.

1. В связи с чем человеку потребовалась внегенетическая информация?

2. Какие задачи в обществе выполняет внегенетическая информация?

3. Какие бывают средства передачи информации? Как они развивались?

4. Что такое язык? Какова его роль в обществе?

5. Какова роль вожака/ лидера в передаче информации?

6. Что означает термин «развитие, опрокинутое в прошлое»?

7. Что такое «структурная информация»? Как она появилась?

8. Как развивались формы коммуникации?

9. Что является причиной усложнения информации?

10. Какова роль карнавалов в развитии массовой коммуникации?

11. Как складывалось коммуникационное пространство Европы в средние века?

12. Какие социальные институты создают и транслируют ценностную картину мира?

13. Как возникновение мануфактурного производства повлияло на развитие коммуникации?

14. Что стало причиной появления рекламы?

15. Что способствовало развитию СМК в новое время?

16. Какую роль в развитии коммуникации играло появление газет целом?

17. Как СМК влияют на развитие общества? (Д.Лернер).

18. В чём суть теории 3-х ступенчатого развития СМК?

19. Какие СМК появились в пост-индустриальном обществе? И почему? Как они изменили процесс коммуникации людей?

20. Как новые СМК меняют взаимодействие и общение людей?

21. Как СМК связаны с населением?

22. Как взаимосвязаны СМК и политика?

23. Какие средства решения социальных задач выработало человечество?

24. Каковы задачи СМК в настоящее время?

Глава 2. СМК как социальная подсистема.

 

1. С чем связано развитие коммуникативных процессов?

2. Какие бывают виды коммуникации?

3. Каковы черты межличностной коммуникации?

4. Каковы черты специальной коммуникации?

5. Как развивалась пресса как институт массовой коммуникации?

6. Как изменилась роль газет в качестве средства массовой коммуникации после буржуазных революций?

7. Какие изменения в мире произошли в результате модернизации общества?

8. Каковы свойства модернизации?

9. Каковы параметры модернизации?

10. Каким критериям должны отвечать СМК, чтобы считаться массовыми?

11. Можно ли в настоящее время считать СМК интернет?

12. Какие изменения в жизни общества привели к изменению роли СМК?

13. Какие изменения в жизни человека связаны с модернизацией жизни общества?

14. В связи с чем усиливается потребность человека в СМК в настоящее время? (Какие факторы влияют на формирование потребности человека в СМК в настоящее время?)

15. Как в настоящее время индивид относится к воздействию СМК?

16. Каковы характеристики массовой аудитории как приёмника информации?

17. Каково структурное содержание актов коммуникации?

18. Какова роль оперативной информации в жизни человека массового общества?

19. Какими способами СМК моделируют реальность в сознании человека?

20. Какие средства имеет современный человек для того, чтобы использовать СМК в своих интересах, самостоятельно? (Что даёт человеку возможность дистанцироваться от влияния СМК и быть самостоятельным субъектом в их использовании?)

21. Какие темы СМК определяют рейтинговые предпочтения аудитории?

22. Какие выводы о предпочтениях аудитории можно сделать на основе рейтингов?

 

Глава 3. Функции и роли СМК.

 

1. Каковы функции социальной информации?

2. Каковы особенности оперативной информации и почему именно ей в основном уделяют внимание СМК?

3. Каковы функции СМК в режиме реального времени? (авторы и их типологии функций СМК).

4. Какие функции СМК выделены в классификации Б.Грушина? Раскройте их содержание.

5. Почему повышается самооценка индивида, обращающегося к СМК? Особенно в функции коммуникации.

6. Каковы мотивы обращения аудитории к СМК?

7. Что даёт основание считать обращение к СМК немотивированным? (Л.Богарт).

8. Какой точки зрения о выборе аудиторией СМК придерживаетесь Вы?

9. Какие условия влияют на обращение людей к СМК?

10. Каковы особенности/отличия телевидения, радио и газет в воздействии на аудиторию?

11. Какова роль телевидения в качестве СМК?

12. Как СМК связаны с образом жизни людей?

13. Какова роль стереотипов во взаимодействии человека с СМК? Каковы функции стереотипов?

14. В каком отношении к стереотипу находятся СМК?

15. Каковы условия эффективности коммуникации? Каковы условия успешности первичного знакомства с информацией?

16. Какова структура процесса коммуникации? Каковы факторы коммуникационной обстановки?

17. Каковы механизмы моделирования мира, используемые СМК?

18. Какова роль внимания в информационно-коммуникативном процессе?

19. Какие социальные факторы влияют на взаимодействие человека с СМК?

20. Какова степень влияния СМК на изменение ситуации в обществе?

21. Какие условия определяют степень влияния СМК на аудиторию?

22. Каковы стадии воздействия рекламы?

23. Какие задачи ставит реклама в адаптации молодого поколения?

24. Чем определяется сложность взаимодействия коммуникатора и аудитории?

 

Глава 4. Изучение роли СМК в жизни общества и индивида.

 

1. Почему теория коммуникации – неотъемлемая от других сфера человеческой жизни?

2. Каковы составляющие акта общения?

3. Когда появилась Социология МК?

4. Что нового привнесла социология в науку об обществе?

5. В чём особенность средств МК в качестве института социализации?

6. Как осуществлялось изучение прессы в России в 19 и 20 вв.?

7. Что явилось причиной внимания к изучению социологии МК?

8. Каковы особенности положения СМК в советский период?

9. Что дают эмпирические сведения социологии МК как науке?

10. Какова роль СМК в тоталитарных обществах?

11. В чём суть одноступенчатой модели коммуникации?

12. Какие факторы влияют на индивида в процессе общения с СМК?

13. Почему индивид не полностью подчиняется СМК?

14. В чём суть 2-х ступенчатой модели коммуникации?

15. В чём суть гипотезы Элизабет-Ноэль-Нойман?

16. Как люди работают с информацией СМК в настоящее время?

17. Какие тенденции в развитии СМК существуют в настоящее время?

18. Какова тематика основных информационных потоков в СМК в настоящее время?

19. Как развивались СМК в советский период? Какие вопросы изучались? Какие учёные и научные коллективы занимались исследованием СМК?

20. Какие изменения появились в СМК после «перестройки»?

 

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации.

 

1. В чём особенность СМК как социального института в настоящее время?

2. Какие социальные группы заинтересованы в использовании СМК?

3. Каковы черты современного общественного развития?

4. В чём своеобразие современного процесса модернизации?

5. Какова роль государства в жизни общества?

6. Какова роль СМК в жизни общества?

7. Почему СМК называют «4-й властью»?

8. Каким образом СМК проявляют свою властную сущность?

9. Каковы проблемы современности, которые требуют усиления государственной власти?

10. Каковы принципы взаимоотношений СМК и государства?

11. Какую роль в жизнедеятельности СМК играет цензура?

12. Каковы формы регуляции СМК?

13. Как с помощью СМК осуществляется пропаганда?

14. Какие ограничения на деятельность СМК устанавливает государственная власть?

15. Как взаимодействуют законодательная власть и СМК?

16. Как взаимодействуют исполнительная власть и СМК? Каковы положительные и отрицательные стороны этого взаимодействия?

17. Как взаимодействуют СМК и политический лидер?

18. Чем определяются приоритеты во взаимодействии СМК и власти?

19. Как в СМК отражается деятельность судебной власти?

20. Какие выводы можно сделать на основе исследования взаимодействия СМК и власти?

 

Глава 6. Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе.

 

1. Какими чертами характеризуется политика социального развития в обществе?

2. Каким образом СМК поддерживают внимание к деятельности институтов власти?

3. Что должны учитывать СМК при представлении политического лидера?

4. В каких формах осуществляется реклама политических субъектов (субъектов политики)?

5. Каковы цели политического лидера в использовании СМК?

6. Какие требования предъявляет электорат к политическому лидеру? Каким требованиям электората должен отвечать политический лидер?

7. Какими качествами должен обладать политический лидер?

8. В чём особенности освещения в СМК деятельности лидера в предвыборной компании и в период между выборами?

9. Каким образом СМК регулируют использование политическими лидерами каналов воздействия на аудиторию?

10. Какова роль СМК в освещении личности и деятельности политика?

11. Каковы особенности политической рекламы сегодня?

12. Какими средствами создаётся образ политика в СМК?

13. Какими законами регулируется деятельность СМК в политической рекламе?

14. Какие факторы определяют воздействие рекламы на электорат?

15. Каковы критерии отбора политической информации?

16. Какие издательства наиболее активно освещают политические события?

17. Какие актуальные задачи стоят перед российской прессой в настоящее время?

18. Какие темы в СМК интересуют общественное мнение?

19. Зачем политикам нужна информация об обществе?

20. Почему СМК участвуют в опросах общественного мнения?

21. Каким требованиям должны отвечать опросы общественного мнения?

22. Какова роль СМК в оценке опросов общественного мнения?

23. Какое значение имеют опросы общественного мнения, публикуемые в СМИ?

24. Как нужно относиться к результатам опросов общественного мнения?

25. Какие центры по изучению общественного мнения есть в России?

26. Какова роль СМК в политической рекламе?

Глава 7. СМК и бизнес.

 

1. Что значит, что СМК – индустрия со сложным технологическим циклом?

2. Как государство контролирует производство СМК?

3. В каком случае СМК свободны в производстве информации?

4. Каковы особенности СМК как субъекта бизнеса?

5. Какую роль играет реклама в экономической деятельности СМК?

6. Как используется скрытая реклама?

7. Как российские СМК оценивают предпринимательство и предпринимателей в стране, в т.ч. и с помощью скрытой рекламы?

8. Какими способами рекламодатели влияют на редакционную политику СМК?

9. Как PR взаимодействуют с СМК? Каковы принципы взаимодействия PR c СМК?

10. Чем отличается информация, которую дают в СМК журналисты и PR?

11. Каковы требования к технике публичного выступления?

12. Каковы требования к выступлениям на радио и телевидении?

13. Каковы требования к проведению пресс-конференции?

14. Какие недостатки в деятельности СМИ можно отметить в послеперестроечный период?

 

 

Глава 8. СМК и интересы аудитории, личности и общества в целом.

 

1. Каковы причины возникновения социальной рекламы?

2. Каковы цели социальной рекламы?

3. Каковы отличительные признаки социальной рекламы.

4. Что общего между социальной и коммерческой рекламой?

5. Для чего предназначена социальная реклама?

6. Что выступает регулятором этой рекламы?

7. Когда социальная реклама эффективна?

8. Кто выступает инициатором социальной рекламы?

9. Какие темы рассматривает социальная реклама?

10. Что значат СМК для людей? Какие возможности они создают?

11. Как аудитория относится к СМК?

12. Как человек получает информацию?

 

Глава 9. Коммуникатор.

 

1. Какова структура коммуникационного процесса? (по определению Г.Лассвелла).

2. Как доказать, что СМК – сложная коммуникационная система?

3. Какое место занимают СМК в системе социальных институтов?

4. С какими факторами связан успешный контакт с информацией?

5. Какое значение имеет отношение аудитории к коммуникатору?

6. Какие критерии используются при отборе новостей?

7. Как и почему различаются мнения аудитории и коммуникатора в освещении событий реальной жизни?

8. Каковы причины, ограничивающие доступ информации коммуникатора и аудитории?

9. Как доказать несовпадение интересов коммуникатора и аудитории?

10. В чём суть Шарлоттского проекта?

11. Каков механизм его реализации?

12. Как изменения в деятельности газеты «Шарлотт обзёрвер» отразились на восприятии её работы аудиторией после эксперимента?

13. Как изменились отношения коммуникатора и аудитории после Шарлоттского эксперимента?

14. Каковы принципы журналистской этики?

15. По каким признакам группируются СМК в различных государствах?

16. Как изменилось положение печатных СМИ в настоящее время?

17. Какие тенденции в трансляции информации существуют в настоящее время?

18. Каковы особенности российской национальной информационной структуры в настоящее время?

19. Какова структура электронных СМИ в России?

20. Как глобализация влияет на информационные процессы?

21. Как новые СМК меняют взаимодействие и общение людей?

22. Как СМК связаны с населением?

23. Как взаимосвязаны СМК и политика?

 

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации.

 

1. В чём состоит сущность контент-анализа? Как анализируется текст в контент-анализе?

2. Какую информацию получает исследователь СМК в результате использования контент-анализа? Что даёт основание полагать, что контент-анализ даёт объективное представление о реальности?

3. Какие цели имеет исследование содержания информации?

4. В чём состояла субъективная потребность в исследовании СМК?

5. Какие исследователи занимались изучением вопроса содержания текста? Каковы результаты их исследований?

6. Каково значение методологии в изучении текста?

7. С чем связан интерес к анализу содержания текста?

8. Что является предметом изучения СМК?

9. Какие выводы об образе жизни отдельных стран социолог может сделать на основе анализа телесериалов?

10. Как с помощью СМК можно влиять на отношение людей к миру?

11. Как осуществляется контент-анализ? Какие результаты исследования с его помощью можно получить? Какую информацию можно извлечь с его помощью?

12. Как соотносятся в подаче информации коммуникатор-средство и аудитория?

13. Как по тексту можно определить намерения коммуникатора?

14. Какую информацию о политическом состоянии общества можно получить в результате анализа текста?

15. Как новые СМК меняют взаимодействие и общение людей?

16. В каких формах СМК связаны с населением?

17. Как взаимосвязаны СМК и политика?

18. Какие средства решения социальных задач выработало человечество?

19. Каковы задачи СМК/прессы в настоящее время?

 

Глава 11. Социологические исследования аудитории СМК.

 

1. Какова функция аудитории в коммуникационном процессе?

2. Какова роль аудитории в коммуникационном процессе?

3. Кто определяет содержание коммуникации?

4. Какова цель коммуникатора в коммуникационном процессе?

5. Чем эмпирические исследования отличаются от обыденных наблюдений, доступных каждому человеку?

6. Какими способами можно исследовать аудиторию? И для какой цели?

7. Почему важен тираж изданий?

8. В каких изданиях можно узнать о состоянии СМИ в России?

9. Зачем нужно исследовать аудиторию?

10. Какие факторы влияют на приём информации?

11. Как можно изучать интересы аудитории? Какие методы социологического знания для этого используются?

12. Почему исследователь СМК в настоящее время не может быть узким специалистом?

13. Как взаимосвязаны эмпирическое и теоретическое знание? В чём ограниченность эмпирических знаний?

14. Каковы особенности социологических исследований?

15. Каковы требования к проведению опросов?

16. В чём суть «принципа дополнительности»?

17. Какие требования предъявляются к изучению аудитории в СМК?

18. Для чего нужны социологические знания в СМК? Каким образом можно исследовать качественное состояние аудитории?

19. Какие требования предъявляет аудитория к СМИ?

20. Как появление новых СМИ влияет на изменение их соотношения? Отношение к ним аудитории?

21. От чего зависит доверие к коммуникатору?

22. Как аудитория ранжирует телепередачи?

23. Каковы источники научного исследования аудитории?

24. Что такое первичная и вторичная информация?

25. Где можно узнать информацию о состоянии общественного мнения в России?

26. Какие социологические методы исследования используются при изучении аудитории?

27. Какие рекомендации по изучению общественного мнения даёт Дж.Гэллап?

28. От чего зависит результат общественного опроса? Какие требования предъявляются к вопросам? Как вопрос влияет на ответ респондента?

29. Какие организации и когда начали изучать общественное мнение?

30. Каких исследователей, проводящих включённое исследование Вы можете назвать?

 

 

Примечание.

Вопросы опираются на текст указанного учебника. Они имеют вспомогательный характер для подготовки по предмету по темам учебника.

При наличии у студентов профессионального опыта они могут использовать его при ответах на семинарских занятиях.

Изучение специальной литературы актуального содержания приветствуется.

 

Доцент межфакультетской кафедры

гуманитарных дисциплин НФ УРАО

Т.И.Глухова

 

2016, январь

 

 

Содержание глав, разделов и вопросов

 

по учебнику: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

 

 

Социология массовых коммуникаций

Раздел I. Деятельность СМК: функциональный подход.

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход.

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема.

Глава 3. Функции и роли СМК.

Глава 4. Изучение роли СМК в жизни общества и индивида.

 

Раздел II. Деятельность СМК как реализация интересов социальных субъектов.

Глава 5. Сосуществование государства и СМК.

Глава 6. Пресса и интересы политических сил: особенности коммуникации в современном обществе.

Глава 7. СМК и бизнес.

Глава 8. СМК и интересы аудитории, личности и общества в целом.

 

Раздел III. Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса.

Глава 9. Коммуникатор.

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации.

Глава 11. Социологические исследования аудитории СМК.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Russian - english glossary of commercial terms | Аннотация. по дисциплине «Современная зарубежная литература»
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал