Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация. Курс дисциплины предназначен для студентов РГГУ дневной и заочной форм обучения, обучающихся на бакалавров по специальностям «государственное управление»






ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс дисциплины предназначен для студентов РГГУ дневной и заочной форм обучения, обучающихся на бакалавров по специальностям «Государственное управление», экономическим и другим гуманитарным специальностям, учебными планами которых предусматривается изучение общеобразовательной естественнонаучной дисциплины «Концепции современного естествознания», рекомендованной в соответствии с Госстандартом Министерства науки и образования Российской Федерации в качестве обязательной для гуманитарных факультетов и университетов страны.

Эта комплексная естественнонаучная дисциплина знакомит студентов гуманитарных специальностей с новейшими теориями и наиболее актуальными проблемами и концепциями современного естествознания, ориентирует будущих менеджеров-управленцев, экономистов, и других специалистов гуманитарного профиля на знание законов природы и на понимание того, что в основе всякого знания (в том числе социального и гуманитарного) лежат естественнонаучные знания.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов-гуманитариев с новейшими концепциями и теориями современного естествознания, с основными законами природы и формирование у будущих специалистов гуманитарного профиля современной естественнонаучной картины мира, которая предполагает:

- знание того, как возникла Вселенная и окружающий человека физический мир;

- знание основных физических законов и сил природы;

- знание биосоциальной природы человека и современных теоретических основ биологической жизни и роли, которую они играют в эволюции нашего ближайшего планетарного мира и всей Вселенной.

Курс лекций и семинарский занятий по концепциям современного естествознания сформирован как междисциплинарное динамичноеописание основных явлений и законов природы и научных открытий, которые привели к коренным изменениям в науке, в социальных и промышленных технологиях, и мировоззрении и общественном сознании людей. Потребовался специальный отбор изучаемых тем и основных современных концепций, представляющих современную науку и достижения современного естествознания.

Концептуальный подход лекций по КСЕ определяет структуру курса, который состоит из четырех разделов:

- Естествознание, его роль в системе современных знаний. Общие проблемы естествознания.

- Современные концепции о неживой природе. Вселенная и окружающий космический мир. Современная физическая картина мира.

- Современные концепции о живой природе. Биологическая жизнь. Ее место и роль во Вселенной.

- Вклад естествознания в развитие человека.

Первые два раздела интегрируют основные естественнонаучные концепции, модели и теории из современной космологии, астрономии, геологии, физики и химии; третий и четвертый - привлекают современные естественнонаучные концепции и теории из биологии, антропологии, социобиологии, исторической и социальной экологии, причем особое внимание уделяется человеку - его биологическому происхождению и исторической эволюции.

В лекциях третьего и четвертого разделов, раскрывается биосоциальная природа человека и человеческого сознания, обосновывается способность человека к целесообразной, сознательной деятельности. Особенное внимание уделяется современным актуальным проблемам, связанным с изучением этнических и социально-биологических особенностей людей, их разумной и бессознательной, инстинктивной жизни. Показывается место и роль человека в природе и обществе, в созидании духовной и материальной культуры и в освоении окружающего мира.

В лекционном курсе особое место занимают проблемы, связанные с изучением аномальных явлений природы и человеческой психики, парапсихологии и уфологии. Студентам гуманитарных факультетов необходимо иметь представление о современных точках зрения на эти неизученные явления природы.

Заключительный лекционный материал посвящен современным экологическим проблемам и проблемам ноосферы, которые возникают у человека в связи с неуклонным возрастанием промышленного и научно-технического потенциала.

Курс КСЕ - комплексный и междисциплинарный по своей сути, и поэтому в его основе лежит междисциплинарная синергетическая парадигма, в свою очередь, основанная на системно-эволюционном подходе к действительности, что способствует выработке у студентов установок и ценностей, рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.

Основная задача курса – формирование у студентов целостного систематизированного представления о концепциях современного естествознания как одном из наиболее важных разделов науки XXI века.

Изучение данной дисциплины дает возможность понять, что такое современное естествознание; овладеть научными методом; стать всесторонне образованным культурным человеком, разбирающимся в сущности глобальных проблем, стоящих в настоящее время перед человечеством.

В результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» бакалавр должен:

Знать:

- истоки научного знания – религиозно-мифологические, философские, а также древние картины мироздания, многообразие форм человеческого знания и его эволюцию, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческом познании;

- этапы становления и развития европейского естествознания и методологических принципов познания;

- принципы и условия формирования научного знания, отличие его от вненаучных форм (принципы демаркации научного знания) и философскую интерпретацию важнейших результатов фундаментального естествознания;

- понятия глобальной эволюции, сложности и необратимости, самоорганизации и саморазвития, системности и взаимовлияния в реальных природных процессах, математического моделирования природных процессов, биосферы, генетического кода и других;

- ключевые концепции современного естествознания в различных областях науки.

Уметь:

- оценивать значение роли и места науки в системе культуры, исторических аспектов становления сложного пути передовых научных идей и драматического процесса научных революций;

- различать языки естественных и гуманитарных наук как отражение диалектики познания природы человеком; преодолевать пропасть между «двумя культурами» на основе принципа дополнительности;

- формулировать принципы преемственности в науке и необратимости процесса познания мира («стрела познания», а также осознавать эпистемологические перспективы, открываемые принципами универсального эволюционизма, системности и самоорганизации в живой и неживой природе, что составляет основные аспекты современной эволюционно-синергетической парадигмы.

Владеть:

- фундаментальными категориями современной науки;

- методологией формирования концепции науки в постоянном процессе смены научных парадигм;

- информацией об ограниченных возможностях современных естественнонаучных, рационально-логических методов познания и формально-математических методов моделирования сложных природных и социальных процессов, а также принципиальной невозможности создания адекватной картины мира средствами какого-либо одного (привилегированного) языка;

- пониманием роли и места человека в биосфере Земли и во Вселенной; методологией получения научно обоснованных знаний о современном кризисе системы «человечество-природа» и возможных путях его преодоления на основе ноосферного социально-экологического мышления и принципов коэволюции и экологического императива.

 

Рабочий план по дисциплине «Концепции современного естествознания разработан в филиале РГГУ в г. Воскресенске.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к Базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин, читается бакалавриату по направлению подготовки № 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» в течение первого семестра.

Содержание, характер и объем изложения данной дисциплины соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту Высшего профессионального образования по направлению подготовки № 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным и введенным в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41.

РП содержит программу дисциплины, которая включает пояснительную записку, содержание тем дисциплины, тематический план дисциплины, план семинаров, список рекомендуемой литературы и контрольных вопросов по теоретической части дисциплины. Приведена система текущего и итогового контроля знаний студентов.


2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Концепции современного естествознания» является Базовой частью математического и естественнонаучного цикла дисциплин по направлению подготовки № 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «Бакалавр»). Дисциплина реализуется в филиале РГГУ в г. Воскресенске кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанныхс новейшими концепциями и теориями современного естествознания, с основными законами природы и формированием у будущих специалистов гуманитарного профиля современной естественнонаучной картины мира, которая предполагает знание того, как возникла Вселенная и окружающий человека физический мир; знание основных физических законов и сил природы; знание биосоциальной природы человека и современных теоретических основ биологической жизни и роли, которую они играют в эволюции нашего ближайшего планетарного мира и всей Вселенной.

Методология курса состоит в восхождении по уровням окружающего мира, начиная от возникновения Вселенной и заканчивая современной физической картиной мира и современными научными представлениями о биологической жизни и человеке.

Практическое назначение курса воспитание у студентов не только современной естественнонаучной культуры мышления, но и бережливого, грамотного отношения к окружающей природе и живым существам, которое можно назвать элементарной экологической культурой.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

- знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личном и общекультурном развитии (ОК -3);

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; понимание, умение анализировать и оценивать мировоззренческие, социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-9);

- способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвития, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

- умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

- владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

· способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и промежуточный контроль в форме контрольной работы.

Итоговая аттестация студентов (зачет) проводится по рейтинговой системе. Студенты, не набравшие необходимое для положительной аттестации количество баллов, получают дополнительные задания по основным темам курса, после выполнения которых, допускаются к пересдаче.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет ______ зачетные единицы, _____ часа. Программой дисциплины предусмотрены:

(для заочной) - лекционные занятия - 4 ч., семинары – 4 ч. и самостоятельная подготовка – ______ч.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал