Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика общества как системы (Жизненная среда на макроуровне).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №2. Понятие жизненной среды, урони её анализа, структура и функции. Специфика общества как системы (Жизненная среда на макроуровне). Неживая система не воспроизводит себя. Отжила свой срок - и все.. Живая система репродуцирует себя, но не может себя изменять. ЕЕ изменения – результат воздействия внешней среды, вызывающие изменения во внутренней структуре. Общество - единственная система, которая может себя воспроизводить и может себя изменять, развиваться. Уходят из жизни отдельные люди, сменяются целые поколения, но общество воспроизводит само себя вновь и вновь, поэтому можно говорить, что общество есть само организующаяся и саморазвивающаяся. Общество не совокупность индивидов, а система регуляции и организации их совместной деятельности (взаимодействия), их жизненная среда. Общество- это система социальных институтов и норм, регулирующих нашу жизнедеятельность. В процессе взаимодействия между людьми складываются разнообразные отношения, которые и составляют структуру общества (система связей и отношений между людьми). Карл Маркс полагал, что общество должно удовлетворять потребности людей (материальные, социальные, духовные), эти потребности имеют объективный, но исторически – обусловленный характер (еда, жилище, одежда, обувь пр.). Следовательно, степень удовлетворения базовых потребностей населения является основным показателем степени эффективности социальной системы, а не объем ВВП, как думают наши правительства. В основе развития общества лежит закон, который открыл Карл Марк. Закон Возвышения потребностей: «каждая удовлетворенная потребность порождает новую потребность более высокую и сложную. У каждого человека существует сложная система потребностей соподчиненных друг другу: физиологических (потребности тела, их еще наз.материальными) социальных (связанных с отношениями с другими людьми) и духовных (потребности души и саморазвития). Потребности также делятся на первичные (простые) и вторичные (сложные); разумные (витальные, жизненно необходимые) и мнимые (вредные привычки, сверх потребление). Но есть и обратный Закон. Я его сформулировала, размышляя над тем, почему в Украине не идут реформы, Закон свертывания потребностей: «Если люди из поколения в поколение в течении всей жизни недопотребляют даже до уровня витальных потребностей, то их система потребностей сворачивается до минимального и доступного им уровня, они не стремятся и не хотят большего, как бы смиряясь со своей долей: «лишь бы не было войны», «не голодаем и ладно», «мне на мой век хватит, а дети пусть сами всего добиваются как и я», «а что я могу поделать?», «лишь бы выжить» и т.д. Более подробно см. вопрос 3. Общество как функционирующая система имеет телеологическую (целенаправленную) природу. Общество может не осознавать целей своего существования (стихийное развитие), а может развиваться по планам и программам, но всеобщая цель существует всегда (Общее благо у Платона), хотя меняется ее содержание и понимание. Всеобщая цель состоит из множества частных групповых и личных целей, но не как их сумма, а скорее как интеграл. Чтобы общество не уподобилось героям басни Крылова «Лебедь, рак и щука», оно разработало объективные механизмы координации и согласования деятельности отдельных групп и индивидов (общих и частных целей) на основе обмена информации. Следовательно, общество – информационно-кибернетическая самоуправляемая система. Современный американский социолог Энтони Гидденс пишет, что внутренние стихийные механизмы адаптации и согласования действуют более оптимально и эффективно, чем целенаправленные управленческие воздействия в форме приказов. Системный подход, считает главным не набор элементов, а отношения между ними. Количество и сущность связей в системе обусловлены специфическим человеческим взаимодействием с природой. Способы освоения среды разнообразны, отсюда многообразие культур и цивилизаций, но также есть универсальные черты, присущие всем социальным системам. Способы деятельности людей отражают характер отношения общества к природе и самому себе и являются способами удовлетворения их потребностей. Человечество осваивает природу тремя возможными способами: а) чувственно-практическим; б) теоретическим; в) ценностным, реализуя идеал и эстетически наслаждаясь. Существует внутренняя напряженная связь между целевыми устремлениями и наличным (достигнутым к настоящему времени) состоянием системы, которая создает стремление к постоянному развитию, изменению. Системный подход к изучению общества помогает раскрыть такие его свойства и особенности как: · Целостность (единство целого не выводится из его частей и само целое больше, чем сумма всех частей, управляет и влияет на части); · Структурированность (структура-это не сумма элементов, а связи и отношения между элементами, именно поэтому механистическая модель общества не верна); · Открытость (общество - открытая система, существует только во взаимосвязи с природной системой, что обсуждалось в прошл. лекции №1); · Обратные связи (труд и практика меняет природную среду существования общества и само общество); · Динамизм (все изменения в обществе имеют внутренние причины, есть результат деятельности и взаимодействия людей); · Устойчивость и преемственность (не смотря на ускорение в развитии общества, смену социальных систем и людей, общество сохраняется). Общество можно определить как исторически сложившуюся, исторически устойчивую систему способов и форм взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и социальных сфер, в которой выражается их всеобщая взаимозависимость. Более подробно об этом с лекции «Макросреда и будущее человечества» (самост. Работа модуля №2). 2. Понятие жизненной среды, её элементы и функции. Понятие «жизненная среда» - означает совокупность условий необходимых для жизни людей и выступает главным объектом анализа и исследований в социальной экологии. Понятие «жизненная среда» шире, чем понятие «естественная» или «окружающая среда». Жизненная середа сложно структурирована и полифункциональна. Жизненная среда включает природные, материально-технические, архитектурные, национально-психологические, демографические, экономические, профессиональные, социокультурные, информационно-языковые характеристики и факторы жизнедеятельности - это горизонтальная структура жизненной среды. Они становятся показателями при компаративных исследований жизненного среды разного уровня. Как мы знаем из первой лекции, в социальной экологии выделяют различные уровни решения проблем взаимодействия с природой: локальный (само поселение или микрорайон города), районный, региональный, национальный и глобальный - это вертикальная структура жизненной среды. В теории Бурдье (современный социолог) социальное пространство является комплексом отношений, которые символически и физически объединяют и разделяют агентов (людей живущих и взаимодействующих друг с другом). В середине социального пространства формируются особые сферы практик - поля, которым в нашем случае есть отрасли и регионы, отдельные поселения. Более подробно в след.лекции №3. Каждая из отраслей и каждый из регионов являются автономными по отношению к другим отраслям и регионам, и является ареной борьбы за ресурсы и символическое признание (статус и престиж). Автономность каждого элемента жизненной среды обусловлена тем, что социальный успех предполагает занятие доминирующей позиции в данном поле, что, в свою очередь, зависит от того, какими специфическими формами капитала обладает агент. При этом можно использовать типологию форм капитала (ресурсы которые могут приносить выгоду и прибыль), предложенную В. Радаевым: · экономический; · физиологический; · культурный; · человеческий; · социальный; · административный; · политический; · символический. Эти поля или капиталы мы будем изучать как отдельные элементы структуры жизненной среды. Структуру жизненной среды можно рассматривать как жизненный мир индивида в котором он себя видит и функционирует. Единицами этих социальных миров и границами элементов жизненной среды будут: • дом, семья • двор, соседи • улица, кварталы, торговые и бытовые агентства и службы • микрорайон и его жители • поселение как единица самоуправления и территориальная громада • сельские районы с их специализацией и населением • области, регионы, отрасли, природные ресурсы • страна, народы, нации • регион мира, континент, экономические и политические союзы и центры влияния • Земля и ее богатства • Космос (бесконечный) Границы жизненных миров человек ставит себе сам, но если он замкнут в микросреде и не понимает связи и влияния на его жизнь и поведение макромиров, эти влияния все равно происходят. Жизненная среда выполняет следующие функции: · Быть источником информации для человека, помогая предвидеть события и принимать решения (строить планы) · Связывать действия индивида с действиями социальных групп, сочетая его с социуомом · Выступать ареной (полем, сценой) реализации сил и возможностей, здесь человек или группа влияют на среду, изменяя её · Обратная связь: исторически сложившаяся среда влияет и диктует модели поведения, мировоззрение личности, формируя культуру, вкусы и привычки людей («габитус» П.Бурдье). Более подробно см.книгу М.Черноушек. Психология жизненной среды. -М., - Высшая школа.1989г. Из всего выше описанного можно сделать такие выводы: 1.Восприятие жизненной среды и его оценка влияют на поведение и мотивацию дальнейших действий личностей и социальных групп. 2. Жизненная среда - социальное пространство жизнедеятельности, «жизненный мир» человека. 3. Сохранение благоприятности и безопасности жизненной среды - задача всех, кто занимается строительством, планированием и развитием человеческих поселений.
|