Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные закономерности и механизмы взаимодействия индивида и среды. Требования и критерии оценки жизненной среды.






1) Восприятие жизненной среды и его оценки лежат в основе поведения и мотивации личностей и социальных групп. При восприятии среды современные люди используют готовые схемы и клише, то, что называется «точка зрения». Она отражает личный и социальный жизненный опыт, социальное положение и отношения (установки) субъекта к среде. Эти суждения и оценки о преимуществах городской или сельской жизни, суждения о различных социальных группах (предрассудки, стереотипы), об обществе, в котором они живут. Например, загородные дома «новых» богачей лишь в их сознании напоминают замки, на деле они воспроизводят барачное или камерное мышления своих владельцев.

2) Восприятие любой среды строится по маятниковому принципу, люди воспринимают и оценивают жизненную среду антиномии черно/белого мира: хорошо/ плохо; умный / дурак; перкрасно / безобразно; нравится /не нравится.

Также маятниковыми и стереотипными являются следующие схемы распределения всех компонентов жизненной среды: людей, вещей, архитектурных зон, информации, еды, досуга:

3) Мы – Они (мы всегда +, они всегда -, это можно отследить в анекдотах, поговорах, песнях).

4) Своё- Чужое (все «Наше» нравятся и кажутся привлекательным)

5) Родина - Чужбина, отсюда патриотизм или ностальгия мигрантов

6) Центр – Периферия (центр всегда манит и кажется привлекательней).

Последние клише наиболее универсальное. Любой человек ставит себя в центр и судит о событиях, мнимо очерчивая круг с той точки, на которой он стоит (в социальном пространстве, в культурном развитии). Это и называют кругозор личности. Но центр любого социального и физического пространства воспринимается как магически привлекательный. Центр любого уровня имеет особую ценность, обладает преимуществами реальными или приписываемыми. Особая ценность и значение центра связаны с размещением там наиболее важных стратегических, социальных и культурных объектов, органов управления. Отсюда неравенство возможностей людей, проживающих в центре и на окраине. Хотя жилье в центре может быть менее комфортабельным, а уровень жизни дороже, но житель центра воспринимается как обладающий особыми возможностями и преимуществами в глазах других жителей. Престиж его выше, чем живущего на окраине.

7) Стереотипы (мышления и поведения) часто возникают под влиянием детских впечатлений, окружения, семьи, школы, СМИ, искусства, рекламы. Воспитывает и сама среда, она несет не только информацию, но и оценки, ценности, предпочтения, понятия «нормы» и «естественности», красоты. Марк Захаров с горечью писал, что низкие эстетические вкусы и глупые привычки закономерны у детей, выросших в обшарпанных подъездах с надписями на стенах, в искореженных лифтах, дворах, засыпанных мусором, также влияет пример родительского поведения в быту и на досуге.

8)Английский архитектор Питер Смит в работе «Динамика урбанизма» отмечает, что 90% архитектурной и урбанизированной среды, в силу отчужденности, воспринимается сублимировано (вытесняется в подсознание), особенно это касается отрицательных впечатлений: старые стены, смена вывесок на магазинах, пятна на обоях, рекламные плакаты. Большинство людей на них не замечает и не может воспроизвести (механизм вытеснения. З.Фрейд). Но впечатления, попадая в подсознание, влияют на чувства и поведение индивидов.

9) Закономерность: Жизненная среда воспринимается с одной стороны целостно, с другой избирательно. Жизненное пространство, с точки зрения социальной экологии, является целостным только в связи с деятельностью людей, с реализацией их жизненных планов, направленности и мечтами, воплощенными в материально-объективных пространственных формах с учетом особенностей эпохи, моды, этноса и др. Например: «Мой дом-моя крепость», «надо построить дом, посадить дерево, воспитать сына» или «Граница моего мира - это граница моего языка» (Л. Витгенштейн), «Наш дом-Россия», «Мы - дети мира», «Земля-наш дом»...... При этом. целостная Оценка среды опирается на отдельную черту или характеристику этой среды, то есть выборочно. Например, «гадкое молоко» или «уйдем от сюда - мне здесь не нравится», а почему и объяснить не всегда можем.

10) Восприятие, оценка и реакция как правило не расчленены в сознании индивида и действия происходят почти мгновенно и автоматически (рефлексивный мониторинг Э.Гидденса). Восприятие, оценка и соответствующая реакция почти не распределены во времени. Плохое пахнет - затыкаем нос, или закрываем окно машины, шум - затыкаем уши или окна, опасно - устанавливаем дополнительные двери и замки.

Отчуждение личности от среды связано и с архитектурой. Долгое время, в том числе в архитектуре и строительстве, господствовал функциональный (прагматичный) подход к среде обитания, который игнорировал социальные и психологические механизмы его воздействия на людей, которые живут в нем. Так были искажены культурно-исторические параметры поселений, возникло большинство современных социальных и экологических проблем, произошло отчуждение личности от жизненной среды - она её не воспринимает как свою желанную территорию (здесь и влияние кино и ТВ, где демонстрируется более привлекательная и красивая среда, чем твоя). Более подробно об этом в лекции №12 «Архитектурная среда».

Жизненная среда всегда структурирована: страна, округ (область, регион), уезд, сельский район, город, поселок, село, хутор, район города, микрорайон, квартал, улица, двор, дом, рабочее место, место отдыха. Именно данные элементы подлежат оценке, они влияют и воспитывают. К каждому из них люди предъявляют определенные требования и оценивают их качества на основе социальных жизненных стандартов Улучшение общей экономической и социальной ситуации в большей системе - улучшает положение в меньшей, но не сразу. И наоборот: в состоянии кризиса упадка в элементах системы происходит не одновременно и с разными последствиями, во многом это зависит от местных органов самоуправления, активности и культуры населения. Изменения в жизненной среде приводят к изменению в требованиях и стандартах качества жизни и типа застройки. Сравните бараки, коммуналки-сталинки, хрущевки, блочные высотные дома и современные новостройки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал