Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии и методики, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Авторы-составители: Ткаченко Е.В., педагог-психолог МАДОУ № 11 г. Томска;

Пашкина З.М.. педагог-психолог МАДОУ № 53 г. Томска;

Казанцева О.Н., педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Томска.

№ п/п Название технологии/ методики Содержание
  Здоровьесберегающие технологии Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание целостной системы работы, направленной на формирование ЗОЖ. Использование здоровьесберегающих технологий положительно сказывается на здоровье детей, их посещаемости ДОУ, формирует осознанное отношение ребенка к своему здоровью.
-психогимнастика (М.И. Чистякова) Включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, изъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Осознавать что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
- физминутка Одна из форм активного отдыха во время малоподвижной деятельности. Повышает умственную работоспособность детей и дарит мышечную радость, развивает эмоции, пробуждает творческую фантазию и воображение.
- пальчиковая гимнастика Стимулирует развитие речи, развивает мелкую моторику, внимание, терпение. Дети учатся управлять своими пальчиками, чувствовать себя уверенно.
- массаж биологически активных точек (БАТ) Включает систему приемов дозированного механического воздействия на кожу и подкожные участки тела ребенка. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ, стимулирующих адаптационно – трофическую функцию ЦНС. Дети учатся выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения в направлении кровотока от периферии к центру.
- гимнастика для глаз Заключается в фиксации зрения детей на различных точках и укрепляет мышцы зрительного аппарата, снимает напряжение.
- дыхательная гимнастика Способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
- кинезиологические упражнения Способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
- релаксация Вызывает состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.
  Личностно-ориентированный подход   Направлен на глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении. Построение занятий с учетом следующих особенностей ребенка: ведущего типа модальности, типа темперамента, латеральности. Использование принципов доверия и поддержки, творчества и успеха, выбора. Способность побудить детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет подать информацию через ведущие каналы восприятия. Позволяет сформировать новый взгляд на личность ребенка, как на объект учебно-воспитательного процесса; сформировать доверительные отношения между педагогом и ребенком и сформировать положительную Я – концепцию у ребенка.
  Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) Активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. Использование презентаций на занятиях в качестве дидактического средства обучения. Показ видеороликов по изучаемой теме. Использование интернет - ресурса для передачи на сайт ДОО консультаций для родителей. Способствует повышению у детей интереса к изучаемому материалу. Способствует эффективному усвоению материала, развития памяти, внимания, воображения, творчества детей. Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения. Дает возможность смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать и увидеть в повседневной жизни.
  Арттерапия Артерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком с проблемами, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.
-музыкотерапия Нормализует психоэмоциональное состояние посредством восприятия музыки, обеспечивается путем выхода ребенка из отрицательных переживаний, наполнение его положительным эмоциями.
-вокалотерапия Происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.
-танцетерапия Основывается на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражений этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.
-цветотерапия Направлена на корректировку психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основана на влияние фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
-изотерапия (рисунок, лепка) Оказывает лечебное воздействие, коррекцию посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
- сказкотерапия Позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Сказка дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения, возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
- библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В.Н. Мясищевым) Использует специально подобранный для чтения литературный материал как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения. Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т.д.), поэзия (стихи, поэмы).
-куклотерапия Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис.
-игротерапия Основывается на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что психолог использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать взрослому или ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

 

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Б. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  2. Дифференцированный подход к детям как условие личностно-ориентированного взаимодействия в дошкольной образовательной организации / под науч. ред. Л.В. Вершининой. – Томск, 2014

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления работы со студентами в деятельности системы ССУ | Технология ремонтных работ и организация рабочих мест
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал