Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления работы со студентами в деятельности системы ССУ






Координирует работу со студентами в деятельности субъектов студенческого самоуправления Центр развития студенческого самоуправления ТГУ. Центр осуществляет свою деятельность по направлениям:

1. Образовательное:

Предполагает формирование социально активной и ответственной жизненной позиции у студентов; развитие лидерских, организаторских и управленческих качеств у студентов; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала личности студента.

Формы реализации: «Школа студенческого актива ТГУ» (выездное мероприятие, проводится весной); «Школа личностного роста» (ряд мероприятий в течение года направленных на обучения студентов по различным направлениям); Секция «Актуальные проблемы реализации молодежной политики в современном вузе» в рамках «Студенческих Дней науки ТГУ»;

Методы: тренинги, семинары, мастер-классы, встречи с известными людьми, «круглые столы».

2. Информационное:

Предполагает создание единого информационного пространства в Университете, организацию работы студенческих СМИ, освещение деятельности студенческих органов самоуправления и внеучебной работы в целом; пропаганда здорового, социально-полезного образа жизни.

Формы реализации: студенческое радио; газета горящей молодежи «Spechka»; корпоративная газета «Тольяттинский университет», поддержка и развитие внутрифакультетских и внутриинститутских периодических изданий; группы субъектов ССУ ТГУ в социальной сети интернета «vkontakte.ru»; телевизионная программа «Вестник ТГУ»; социальная реклама.

Методы: социологическое исследования; анкетирование; опрос; интервью.

 

 

Литература

 

1.Драган, Н.А. Нефедова, Н.А. Развитие индивидуальности студента-лидера в студенческом самоуправлении вуза / Н.А. Драган, Н.А. Нефедова //Сб. науч. статей. - М.: «Издательство Академии МНЭПУ», 2009.

2.Н.А. Нефедова Модель студенческого самоуправления как воспитательный ресурс вуза // Сб. науч. статей. - М.: «Издательство Академии МНЭПУ», 2009

3.Разумный, А.С. Студенческое самоуправление в профессиональном воспитании будущего учителя / А.С. Разумный // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук / под ред. Г. М. Коджаспировой - М.: РГСУ, 2006.

4.Студенческое самоуправление: метод. рекомендации / Автор-составитель О.А.Рожнов, А.В.Соколов и др. - Ростов-на Дону, 2005.

5.Студенческое самоуправление. Из опыта территориальных организаций РСМ. – СПб. – 2003.

6.Якушкина, М.С. Воспитательное пространство вуза: вопросы теории и практики / М.С. Якушкина – СПб: СПбГУ, 2004.

 

Словарь [7]

 

Качество профессионального образования
1. Компетенция   (англ: competence)Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетентность, Квалификация
2. Общая компетенция     Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».   См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификационный уровень
3. Профессиональная компетенция   Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности См. Трудовая деятельность, Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификация
4. Компетентность (англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.   См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Квалификация
5. Федеральный государственный образовательный стандарт   Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.  
6. Результаты профессионального обучения (подготовки)   (англ: learning outcomes, outputs)1)Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации. 2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.   См. Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Уровень квалификации, Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка
7. Контроль результатов обучения (англ: process of quality control)Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.   См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка
8. Оценка результатов обучения (англ: quality assessment)Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.   См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка
Структура профессионального образования
9. Профессиональное образование   (англ: Vocational Education)1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности. 2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования). См. Вид профессиональной деятельности, Диплом/сертификат
10. Профессиональное обучение   (англ: Vocational Training) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.   См. Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Трудовая функция
11. Профессиональная подготовка[8] (англ: Vocational Education and Training)1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования 2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).   См. Профессиональная компетенция, Трудовая функция, Профессиональное образование, Профессиональное обучение.
Организация образовательного процесса
12. Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа)     1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.   2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.   Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.   См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение
13. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) (в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа) 1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.   2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании») Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ " Об образовании"). См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование
14. Примерная основная профессиональная образовательная программа Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.   Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.   Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ " Об образовании"). Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Этодокументы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.   См. Учебная дисциплина, Профессиональный модуль, Основная профессиональная образовательная программа, Программа учебной дисциплины, Программа профессионального модуля.
15. Профессиональный модуль     Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.   См. Трудовая функция, Основная профессиональная образовательная программа, Квалификация
16. Программа профессионального модуля Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.     См. Профессиональный модуль, Междисциплинарный курс, Практика
17. Раздел профессионального модуля Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять: - из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно); - из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).   См. Профессиональный модуль, Программа профессионального модуля, Междисциплинарный курс, Практика, Профессиональная компетенция
18. Междисциплинарный курс   Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.   См. Профессиональный модуль, Раздел профессионального модуля, Практика
19. Практика (производственная)     Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.   В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т.п. Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п. И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).   См. Междисциплинарный курс, Раздел профессионального модуля, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Профессиональная деятельность
20. Учебная дисциплина Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.   См. Основная профессиональная образовательная программа, Область профессиональной деятельности
21. Программа учебной дисциплины Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.     См. Учебная дисциплина

 

 

Приложение 1

Формы, методы и средства воспитательной, внеучебной и социальной работы ТГУ по формированию общекультурных компетенций студентов, представленных в ФГОСе нового поколения (2010г.)

Авторы: Хамидулова Л.Р. - начальник отдела внедрения новых образовательных технологий Тольяттинского государственного университета

Воронцов Д.О. начальник Управления воспитательной работы ТГУ

Казандаев И.А. начальник отдела работы со студентами ТГУ

№ п/п Компетенции Формы, методы, средства воспитательной, внеучебной и социальной деятельности
  Навыки межличностных отношений Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческий центр добровольчества, SPC " Formula TSU" и т.д. 2) Круглые столы, конференции, семинары, проектные, рабочие, творческие группы, например встречи с иностранными студенческими делегациями и т.д. 3) Дебат-клуб
Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, процедуры выборов и т.п.
Средства: 1) Непосредственные: дискуссии, внутрикомандная коммуникация и т.п. 2) Дистанционные: социальные сети, например " В контакте", " Одноклассники", Образовательный портал и т.п.
  Работа в команде Формы: соревнования, конкурсы, занятия в творческих коллективах, спортивных секциях, командах, тренировки, подготовка мероприятия, репетиции и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера и т.п.; убеждение, мотивация, поощрение
Средства: положение о конкурсе, соревновании; приз, победа (кубок, медаль, грамота и т.п.); реклама (анонс, буклеты и т.п.).
  Приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни Формы: 1) профилактические и пропагандистские беседы, лекции, встречи; 2) акции, смарт-мобы, флеш-мобы и т.п.; 3) спортивные секции, соревнования
Методы: личное и общественное порицание; личный пример ППС, других сотрудников, студенческих лидеров; реклама.
Средства: сайт, газета, буклеты
  Принятие различий и мультикультурности Формы: акции, встречи, конференции, правовые лекции и т.п.
Методы: личный пример, демонстрация модели отношения и поведения
Средства: сайт, газета, буклеты
  Способность адаптироваться к новым ситуациям Формы: 1) мероприятия направленные на адаптацию студентов: вводные лекции по истории ТГУ, " посвящение в студенчество" и т.п. 2) работа кураторов
Методы: беседы, примеры, демонстрация модели поведения и действий и т.п.
Средства: программа адаптации первокурсников
  Способность добиваться намеченной цели Формы: конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: тренировки, репетиции и т.п.
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт и т.п.
  Способность следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации Формы: мероприятия (фестивали, конкурсы, соревнования, акции, ивент-мероприятия)
Методы: решение конфликтных ситуаций, личный пример, беседа, демонстрация модели поведения и действий
Средства: Кодекс студента ТГУ, музей истории ТГУ, программа формирования студенческой корпоративной культуры, программа адаптации студентов ТГУ
  Способность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, SPC " Formula TSU" и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: процедуры выборов, голосование (принятий решений), отчеты о деятельности, распределение ответственности, делегирование, рефлексия, анализ работы, тренинги, тренировки, репетиции
Средства: методическая литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Способность критически переосмысливать свой социальный опыт Формы: социальные проекты, семинары, круглые столы, конференции, конкурсы
Методы: рефлексия, саморефлексия, семинары, тренинги и т.п.
Средства: методическая, справочная и специализированная литература, положения о конкурсах и различных мероприятиях, форумы в социальных сетях Интернета
  Способность следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни Формы: 1) акции, флеш-мобы, смарт-мобы и т.п. 2) спортивно-массовые мероприятия 3) спортивные секции
Методы: пропаганда, тренировки, личный пример
Средства: социальная реклама, плакаты, сайт, газета
  Способность получить организационно-управленческие навыки Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, Студенческий центр занятости и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: тренинги, заседания, обсуждения, выступления, консультации, мастер-классы и т.п.
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих организациях
  Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии Формы: 1) Студенческий центр добровольчества, Педагогический отряд " Успех" 2) Студенческий парламент, Профком студентов и аспирантов
Методы: 1) акции, круглые столы, социальные проекты и т.п. 2) представительство студенчества в советах институтов/факультетов, Ученом совете, приемной комиссии, комиссии по материальной поддержке; выборы в Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Средства: Правовые и нормативные документы
  Восприятие личности другого, эмпатии, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержке людей Формы: командная работа (студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, творческие и спортивные коллективы и т.д.)
Методы: коммуникативные тренинги, ситуативные и деловые игры, беседы, метод " кейсов", подготовка проектов
Средства: методическая и специализированная литература
  Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, Студенческий центр занятости и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: тренинги, заседания, обсуждения, выступления, консультации, мастер-классы и т.п.
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Формы: студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, семинары
Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, мастер-классы
Средства: методическая, справочная и специализированная литература
  Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Формы: клуб интеллектуального общения, дебат-клуб, Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Методы: дискуссии, выборы, голосование, выступления, презентации, деловая переписка, мастер-классы
Средства: специализированная литература
  Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе Формы: соревнования, конкурсы, занятия в творческих коллективах, спортивных секциях, командах, тренировки, подготовка мероприятия, репетиции и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера и т.п.; убеждение, мотивация, поощрение
Средства: положение о конкурсе, соревновании; приз, победа (кубок, медаль, грамота и т.п.); реклама.
  Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков Формы: студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, семинары
Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, мастер-классы, самоанализ
Средства: методическая, справочная и специализированная литература
  Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы Формы: студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, семинары, круглые столы, конференции
Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, мастер-классы,
Средства: методическая, справочная и специализированная литература,
  Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия Формы: культурно-просветительские мероприятия (выставки, фестивали, конкурсы и т.п.), круглый стол, конференция
Методы: экскурсия, лекция, беседа, дискуссия и т.п.
Средства: объекты культуры и искусства, статья, газета, сайт
  Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия способен к диалогу с преподавателями других культурных государств Формы: культурно-просветительские мероприятия (выставки, фестивали, конкурсы и т.п.), встреча с представителями других государств, круглый стол, конференция
Методы: экскурсия, лекция, беседа, дискуссия и т.п.
Средства: объекты культуры и искусства, средства связи интернет(Skype, социальные сети, форумы и т.п.)
  Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Формы: клуб интеллектуального общения, дебат-клуб, Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Методы: дискуссии, выборы, голосование, выступления, презентации, деловая переписка, мастер-классы
Средства: специализированная литература
  Знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые документы в своей деятельности Формы: социально-правовой сектор студенческого комитета, профком студентов и аспирантов и т.д.
Методы: консультация, беседа, презентация, доклад, работа в комиссиях и советах университета, и т.д.
Средства: сайт, газета, буклеты, статья
  Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Формы: конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: тренировки, репетиции и т.п.
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт
  Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики Формы: клуб интеллектуального общения, дебат-клуб, Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Методы: дискуссии, выборы, голосование, выступления, презентации, деловая переписка, мастер-классы
Средства: специализированная литература
  Владение моральными нормами и основами нравственного поведения Формы: студенческие саморегулируемые организации, творческие, спортивные коллективы, проектные группы, выставки, фестивали и т.п.
Методы: личный пример тренера, руководителя и т.д., экскурсии, работа в проектной группе, беседа, поощрение, и т.п.
Средства: сайт, статья, газета, радио, выступления
  Осознание культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека Формы: культурно-просветительские мероприятия (выставки, фестивали, конкурсы и т.п.)
Методы: экскурсия, лекция и т.п.
Средства: объекты культуры и искусства
  Готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений Формы: турниры, конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера; мастер-класс,
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт и т.п.
  Готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию Формы: турниры, конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера; мастер-класс,
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт и т.п.
  Готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения Формы: клуб интеллектуального общения, дебат-клуб, Студенческий центр добровольчества, Педагогический отряд " Успех", Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Методы: дискуссии, выборы, голосование, выступления, презентации, мастер-классы
Средства: специализированная литература
  Владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения Формы: акции, субботники, общественные работы
Методы: личный пример
Средства: социальная реклама, плакаты, сайт, газета
  Способность занимать активную гражданскую позицию Формы: 1) Студенческий центр добровольчества, Педагогический отряд " Успех" 2) Студенческий парламент, Профком студентов и аспирантов
Методы: 1) акции, круглые столы, социальные проекты и т.п. 2) представительство студенчества в советах институтов/факультетов, Ученом совете, приемной комиссии, комиссии по материальной поддержке; выборы в Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Средства: правовые и нормативные документы
  Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации Формы: клуб интеллектуального общения, дебат-клуб, Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Методы: дискуссии, выборы, голосование, выступления, презентации, деловая переписка, мастер-классы
Средства: специализированная литература
  Способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, Студенческий центр занятости и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: тренинги, заседания, обсуждения, выступления, консультации, мастер-классы и т.п.
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, Студенческий центр занятости и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: тренинги, заседания, обсуждения, выступления, консультации, мастер-классы и т.п.
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческие советы институтов/факультетов, Студенческий совет общежития, Студенческий центр занятости и т.д. 2) проектные, рабочие, творческие группы, спортивные команды, оргкомитеты
Методы: тренинги, заседания, обсуждения, выступления, консультации, мастер-классы и т.п.
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды Формы: соревнования, конкурсы, занятия в творческих коллективах, спортивных секциях, командах, тренировки, подготовка мероприятия, репетиции и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера и т.п.; убеждение, мотивация, поощрение
Средства: положение о конкурсе, соревновании; приз, победа (кубок, медаль, грамота и т.п.); реклама (анонс, буклеты и т.п.).
  Готовность к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма Формы: мероприятия: День победы, День ракетных войск и артиллерии, акция " Георгиевская ленточка" и т.п.
Методы: личный пример
Средства: сайт, газета и т.д.
  Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм Формы: студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, оргкомитеты, творческие и спортивные коллективы
Методы: личный пример, демонстрация модели отношения и поведения, убеждение
Средства: нормативные документы (Положение о конкурсе, соревнованиях, организациях и т.п), Кодекс студента ТГУ
  Способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению Формы: 1) Студенческий центр добровольчества, Педагогический отряд " Успех" 2) Студенческий парламент, Профком студентов и аспирантов
Методы: 1) акции, круглые столы, социальные проекты и т.п. 2) представительство студенчества в советах институтов/факультетов, Ученом совете, приемной комиссии, комиссии по материальной поддержке; выборы в Студенческий парламент, Студенческий совет общежития, института/факультета
Средства: правовые и нормативные документы
  Способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни Формы: педагогический отряд, студенческий центр добровольчества, конференция, круглый стол и т.п.
Методы: презентация, выступление, трансляция опыта, мастер-класс, участие в социальном проекте
Средства: презентация, доклад, статья, газета, сайт и т.п.
  Способность понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества Формы: мастерская социальной рекламы, информационный сектор Студенческого комитета
Методы: информационно-разъяснительная работа, контент-анализ, мониторинг
Средства: сайт, буклеты, газета, социальные сети, например " В контакте", " Одноклассники"
  Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) Формы: 1) акции, флешмобы, смартмобы и т.п. 2) спортивно-массовые мероприятия 3) спортивные секции
Методы: пропаганда, тренировки, личный пример
Средства: социальная реклама, плакаты, сайт, газета
  Компетенции самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) Формы: турниры, конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: личный пример руководителя, тренера; мастер-класс,
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт и т.п.
  Компетенции социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью Формы: студенческие саморегулируемые организации, проектные группы, оргкомитеты
Методы: коммуникативные тренинги, ситуативные и деловые игры, метод " кейсов", подготовка проектов
Средства: методическая и справочная литература, положение об органах студенческого самоуправления ТГУ, положения о студенческих саморегулируемых организациях
  Способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей Формы: конкурсы, соревнования, проекты и т.п.
Методы: тренировки, репетиции и т.п.
Средства: положения о конкурсах, соревнованиях, сайт и т.п.
  Владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности Формы: аварийно-спасательный отряд " Горизонт"
Методы: тренировки, семинары, учебные сборы, соревнования
Средства: нормативная и методическая литература, экипировка

 

 


Приложение 2

 

Описание характеристик образовательных технологий, используемых при реализации ООП ВПО

(по дисциплинам, практикам учебного плана в компетентностном формате)

 

Код компетенции Наименование компетенции Учебная деятельность Внеучебная деятельность
Циклы, дисциплины (учебные курсы, модули), практики, ИГА Формы, методы и технологии обучения Формы, методы, социально-воспитательные технологии
Общекультурные компетенции
1. Общенаучные компетенции
ОК-1 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1   Технология традиционного обучения Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления Информационные технологии Интерактивные технологии Технология «Дебаты» «Технология воспитания социально активной личности»: - студенческий совет - педагогический отряд Социальное проектирование Формы и методы: - круглый стол - конференции - дискуссии - социальные проекты
ОК-2 владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1  
ОК-4 готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1 Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б2  
ОК-9 способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1 Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б2  
2. Инструментальные компетенции
ОК-5 способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи способен выступать публично и работать с научными текстами Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1 Технология традиционного обучения Технология обучения в сотрудничестве Технология дифференцированного обучения Информационные технологии Интерактивные технологии Технология «Дебаты» «Технология воспитания социально активной личности»: - студенческий совет - педагогический отряд Социальное проектирование Формы и методы: - круглый стол - конференции - дискуссии - социальные проекты  
ОК-6 готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1
ОК-7 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях   Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б2
3. Социально-личностные компетенции
ОК-3 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1 Технология традиционного обучения Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология контекстного обучения Технология развития критического мышления Технология «Дебаты» «Технология воспитания социально активной личности»: - студенческий совет - педагогический отряд Социальное проектирование Формы и методы: - круглый стол - конференции - дискуссии - социальные проекты  
ОК-8 способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б1
ОК-10 владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Дисциплины базовой части раздела Б4
ОК-11 выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Дисциплины базовой и вариативной части раздела Б2 Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3
Профессиональные компетенции
1. Научно-исследовательские компетенции
ОПК-1 способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6 Технология традиционного обучения Технология проблемного обучения Технология контекстного обучения Информационные технологии   «Технология воспитания социально активной личности»: - педагогический отряд Волонтерство   PR-технология Технология «Дебаты» Социальное проектирование Формы и методы: - конференции - дискуссии - благотворительные акции - КТД - социальные проекты  
ОПК-2 готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6
ОПК-3 готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6  
2. Технологические компетенции
ОПК-4 готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 УПП раздела Б5 Технология традиционного обучения Технология контекстного обучения Технология проектного обучения Технология проблемного обучения   Флеш-моб Тренинг Мозговой штурм Формы и методы: - конференции - дискуссии - конкурсы - КТД  
ОПК-5 готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 УПП раздела Б5  
ОПК-9 способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3
ОПК-12 способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства   Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3
3. Организационно-управленческие компетенции
ОПК-6 способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 УПП раздела Б5 Технология традиционного обучения Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология обучения в сотрудничестве Технология контекстного обучения   Фандрайзинг   Игровые технологии: - ОДИ (организационно-деятельностная игра) - ДИ (деловая игра) Формы и методы: - конференции - дискуссии - благотворительные акции - КТД - беседы - встречи - социальные проекты  
ОПК-7 готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3
ОПК-8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6
ОПК-10 способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6
ОПК-11 готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) и вариативной части раздела Б3 ИГА раздела Б6
Профессиональные компетенции профиля «Детская практическая психология»
1. Научно-исследовательские компетенции (2+1)
ПКПП-2 готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3 Технология традиционного обучения Технология контекстного обучения Информационные технологии Интерактивные технологи   «Технология воспитания социально активной личности»   PR-технология Флеш-моб Формы и методы: - конференции - дискуссии - беседы - встречи    
ПКПП-3 способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКД-5 способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками   Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
2. Технологические компетенции
ПКПП-1 способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 1 (Психология развития, Социальная педагогика). Модуля 2, Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3 Технология традиционного обучения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология контекстного обучения Технология портфолио Информационные технологии Интерактивные технологи   Технология «Дебаты» «Технология воспитания социально активной личности»: - педагогический отряд Волонтерство   Тренинг Мозговой штурм   Игровые технологии: - ОДИ (организационно-деятельностная игра) - ДИ (деловая игра) Формы и методы: - конференции - дискуссии - беседы - встречи - благотворительные акции - КТД  
ПКПП-7 способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
ПКПП-9 готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
ПКПП-11 способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3    
ПКД-1 способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
ПКД-2 готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
ПКД-3 готов обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКД-4 готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКПП-12 способен проектировать индивидуальные траектории развития ребенка-дошкольника Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3      
ПКПП-13 готов моделировать процесс обучения на разных ступенях дошкольного образования Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
3. Организационно-управленческие компетенции
ПКПП-4 способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3 Технология традиционного обучения Технология проблемного обучения Технология контекстного обучения Технология развития критического мышления Технология обучения в сотрудничестве Информационные технологии Игровые технологии   Технология «Дебаты» «Технология воспитания социально активной личности» Волонтерство   PR-технология Флеш-моб Мозговой штурм Фандрайзинг   Игровые технологии: - ОДИ (организационно-деятельностная игра) - ДИ (деловая игра) Формы и методы: - конференции - дискуссии - беседы - встречи - благотворительные акции - КТД - социальные проекты
ПКПП-5 способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКПП-6 способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКПП-8 способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКПП-10 способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
ПКД-6 Способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3    
ПКПП-14 Способен осуществлять документационное обеспечение по решению образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих задач в работе с дошкольниками Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3  
4. Профильно-специализированные(3)
ПКПП- Способен организовать психодиагностическую, психокоррекционную, психоразвивающую, психопрофилактическую деятельность с детьми дошкольного возраста Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3 Технология традиционного обучения Технология контекстного обучения Технология портфолио Интерактивные технологи Игровые технологии   Технология дебаты «Технология воспитания социально активной личности»: - педагогический отряд   Тренинг   Игровые технологии: - ОДИ (организационно-деятельностная игра) - ДИ (деловая игра) Формы и методы: - конференции - дискуссии - беседы - встречи - благотворительные акции - КТД  
ПКПП- Способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников с целью постановки психологического диагноза и разработки прогноза развития Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3
ПКПП- Способен использовать психологические и педагогические техники и инструментарий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста Дисциплины профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) Модуля 3 и вариативных частей Б.3.2, Б.3.3 раздела Б3

Разработчики: д.п.н. Дыбина О.В., д.п.н. Руденко И.В., к.п.н_Щетинина В.В., Анфисова С.Е., к.пс.н Болотникова О.П., к.п.н Ошкина А.А. _________________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)


 


[1] Кларин. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В. Кларин. – М., 1998

[2] Селевко, Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий / Г.К.Селевко – т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.48

[3] Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

 

[4] Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – С.24.

[5] Зеньковский, В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути / В.В. Зеньковский. – М., 1918. – С.49.

[6] Исследование проводилось при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

Проект № 080600737а

[7]Из словаря-справочника современного российского профессионального образования /авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010

 

[8] Термин также можно отнести к тематической группе «Профессиональное образование и сфера труда»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал