Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация самостоятельной работы.






№ п/п Тема Количество часов Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля
           
1. Философия, ее предназначение и роль в жизни человека и общества. Истоки, предмет и основные разделы философского знания.   1. Роль и место философии в обществе. Основные философские традиции. Восточная и западная философия. 2. Определение предмета философии и его проблемы. Структура философского знания и язык философии. Зарождение философского знания. Переход от мифологической к логической структуре мира. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
2. Понимание мира и образ человека в ранней греческой философии.   1. Первые философы. Милетская школа. Учение о бытии в философии досократиков. 2.Учение о бытии и структуре космоса в учении атомистов. Философия 3. Гераклита Эфесского. Числовой космос пифагорейцев. Учение о бытии в философии элейцев. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов
3. Античная классическая философия.   1. Человеческая субъективность как предмет философствования. 2. Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. 3. Античный атомизм. 4. Софисты и Сократ: проблема истинного знания. 5. Теория идей Платона как учение об истинном бытии. 6. Метафизика Аристотеля. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала и составление конспекта Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
4. Основные направления эллинистической философии.   1.Идеал мудреца в эллинистической философии: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. 2.Теории смысла и мудрости жизни в античной философии, их влияние на последующую европейскую культуру. 3.Распад морального и истинного, последствия отделения добродетели от истины. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов
5. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения.   1. Основные этапы развития и идеи Средневековой философии в персоналиях. Теоцентризм средневекового мышления: идея творения и идея откровения; двойственность природы человека, проблема души и тела; откровения и веры; сакральность исторического бытия; средневековая герменевтика и символизм. Реализм и номинализм, платонизм и аристотелизм в философии Средневековья. 2.Философские, научные (возникновение нового типа мышления – «традиции Галилея») и гуманистические идеи эпохи Возрождения (натурфилософия, пантеизм и гелиоцентризм). Открытие природного человека, поиск совершенных форм во всех сферах человеческого творчества, возрожденческий индивидуализм и свобода воли. Подготовка к практическому занятию, составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов
6. Картина мира и представление о сущности человека в философии Нового времени.   1 Общая характеристика и основные принципы философии 17 века: эмпиризм и рационализм. 2.Философия Фр.Бэкона: идея «великого восстановления наук» и учение о методе. 3. Философия Р.Декарта: утверждение реальности мыслящего субъекта; принцип методического сомнения; разрешение сомнений интеллектуальной интуицией и далее дедукцией; поиск рационального порядка; дуализм. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала и составление конспекта, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
7. Философия Просвещения о человеке и социальном прогрессе. Французский материализм 18 века.   1. Идея прогресса в истории человеческого разума. Критика средневековой схоластики и религии. 2. Учение о материи и единстве природы (П.Гольбах). Диалектика живой и неживой материи (Д.Дидро, П.Гольбах). Теория познания. Сенсуализм (Кондильяк). 3. Идея социального прогресса. «Естественные законы» (Монтескье) Понятие человека (Руссо). Концепция детерминизма. 4. Проблема необходимости и свободы человека. Критика средневекового проведенциализма и телеологии. 5. Концепция социального равенства. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов
8. Немецкая классическая философия.   1. Онтология Канта. «Вещь в себе» и явление. Моральная философия Канта. 2. Философская система и диалектический метод Гегеля. 3. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольная работа
9. Философская ситуация второй половины 19 века. Классическая традиция и общая характеристика философии ХХ века.   1. Кризис классической философии, исторический и теоретический контекст возникновения неклассического философского стиля мышления (характеристики); общая и обзорная характеристика основных философских направлений ХХ века; позитивистская и иррационалистическая тенденции в философском мышлении. 2. Учение о бытии – философская, религиозная и научная картины мира; учение о человеке – природа человека и смысл его существования; учение о познании – гносеология, эпистемология; учение о развитии – классическая и неклассическая диалектика; социальная философия ХХ века. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  От философии Гегеля к диалектическому материализму. Марксистская философия: теория исторического и диалектического материализма.   1. Гегелевский идеализм: система и метод. Достоинства и проблемы гегелевского спекулятивного стиля мышления. 2. Теория исторического и диалектического материализма Маркса и Энгельса: метод восхождения от абстрактного к конкретному; понимание идеального; распространение диалектики на мир единично-материального; уяснение природы социально-общего; материалистическое понимание истории. 3. Проблемы практики, революционная сторона марксизма. 4. Неомарксизм; судьба марксизма в России. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Иррационалистическая философия. От философии жизни к герменевтике.   1. Рационалистическая и иррационалистическая философия; классическая и неклассическая философия. 2. Философия А.Шопенгауэра. Интуитивизм А.Бергсона. Философия Ф.Ницше. 3. Экзистенциализм как преодоление психологизма философии жизни. 4. Истолкование Хайдеггером понимания как языковой интерпретации, как выделения феноменологических смыслов. Интерпретация понимания Гадамером. Представление о герменевтическом круге; соотношение понимания и объяснения. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Проблема сознания и человека в современной философии: проблемы развития философии психоанализа и экзистенциальное измерение бытия.   1. Проблема сознания в истории философии: от понятия души к категории сознания, проблема сознания в философии Нового времени; проблема сознания в современной философии. 2. Две стороны сознания: объективная и субъективная. Творчество, интуиция; сознательное и бессознательное. Философия о природа человека. Проблемы развития философии психоанализа. 3. Проблема человека в истории философии и в современной философии. 4. Экзистенциализм: бытие человека в мире; истолкование проблемы существования человека. Атеистический и религиозный экзистенциализм; основные экзистенциалы. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Философская антропология: природа человека и смысл его существования. Человек как субъект духа и проблемы личности.   1. Проблемы философской антропологии; типы антропологических учений; связь проблем онтологии и гносеологии с философской антропологией; аксеология как философская теория ценностей. 2. Понятие человека; проблема сущности и существования; 3. как микрокосм и макрокосм; о человеческом (М. Шелер и др. представители). 4. Человек как существо космическое, биологическое, духовное и социальное; душа человека, любовь человека. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Человек как субъект научного познания. От позитивизма к аналитизму.   1. Понятие гносеологии, метода и методологии научного познания. Философское пространство и общая характеристика «первого позитивизма». 2. «Второй позитивизм» Э.Мах, Р.Авенариус: утверждение ощущений в качестве фундамента науки. 3. Неопозитивизм: логический анализ и анализ высказываний; принцип верификации; проблема демаркации ненаучного, научного и философского знания. 4. Постпозитивизм: критический рационализм К.Поппера, методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса, методологический плюрализм П.Фейерабенда, концепция научных революций Т.Куна. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Философия общества и истории: образ будущего.   1. Пути понимания природы общества, социальная философия ХХ века. Философское понятие общества; гражданское общество и государство. 2. Свобода воли и историческая необходимость. Философия истории: смысл истории, концепции многообразия цивилизаций и культур (идеи О.Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса и др.). 3. «Традиционная» и современная культура диалог или подавление? Судьба техногенной цивилизации: цена прогресса. 4. Проблема гуманизма в современном мире: идеалы и реальность. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Философия Древнего Востока   1. Основные черты восточной философской мысли: духовность, религиозность, теоцентричность, традиционность, интерес к целому, интуитивность, космологичность. 2. Предфилософии Древнего Китая; философские идеи конфуцианства и даосизма (сравнительный анализ). 3. Предфилософия и философия Древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные философские направления). 4. Философские основания буддизма и ислама. Восток – Запад: диалог философских культур. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Основные этапы развития русской философии   1. Философия славянофилов и западников (общая характеристика идей). 2. Философия В.Соловьева: философия положительного всеединства; абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. 3. Общая характеристика русской философии в ХХ веке. 4. Тема свободы, творчества, божественного ничто и Бога в философии Н.Бердяева. 5. Характерные черты русской философии: внимание к целостности мира, его положительному всеединству, этический персонализм, соборность, интуитивность и праведность. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Изменение понятия «истина» от Аристотеля до современности   1. Первая логическая формулировка понятия истины Аристотелем. Освобождение понятия истины от морального аспекта. Поиск абсолютной истины в классических теориях познания. 2. Понятие истины у Декарта, Спинозы, Лейбница. Истина корреспонденции и когерентная истина. 3. Онтологическое обоснование истинности знания. Критика абсолютной истины Кантом. Границы познания. Категория истины в гегелевской философии. 4. Абсолютная, относительная и объективная истина, их характеристики. Переход от относительной к объективной истине. Истина как процесс. Несводимость истинного знания к логическому или эмпирическому знанию. 5. Истина как конвенция в теории Пуанкаре. Истина как консенсус в социальных и политических науках. Расширение понятия истины в современной философии. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос
  Функции социальной философии в современном мире   1. Специфика социальной и политической философии. Понятие социального. Социальный постмодернизм. 2. Методологические принципы исследования общества: системный принцип, диалектический принцип, принцип историзма и др. 3. Власть и контроль: онтологические характеристики. 4. Интеллектуалы и власть. Человек в тоталитарных, автократических, технократических и демократических системах. Демократическая система и демократический человек. историческое сознание и посттрадиционная идентичность. 5. Прогностическая функция современной философии. Глобальные проблемы. Подготовка к практическому занятию, изучение учебного материала, подготовка реферата Беседа, заслушивание работ, обсуждение результатов, контрольный опрос

 

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия.

В графе 2 указывается тема занятия, по которой организуется СРС.

В графе 3 указывается количество часов отведенное на СРС.

В графе 4 прописываются вопросы, выносимые на СРС

В графе 5 конкретизируются задания, выдаваемые студентам для самостоятельного выполнения.

В графе 6 указывается способ проведения контроля за выполнением самостоятельной работы студентами.

1.5 Основная литература

Учебники и учебные пособия:

  1. Лавриненко В.Н. Философия Учебник для бакалавров – Юрайт, 2014
  2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия: Учебник для вузов - 3-е изд перераб и доп., 2012
  3. 9. Лавриненко В.Н., Иконникова Г.И., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия – Юрайт, 2013
  4. Нагой Ф.Н. Философия. Практические и творческие задания для самостоятельной работы – учебно-методическое пособие, Издательство Волг.филиала ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС, 2012
  5. Спиркин А.Г. Философия Учебник для бакалавров – Юрайт, 2014

 

Дополнительная литература:

  1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т. М. 1975 и др. издания.
  2. Арон Р. Введение в философию истории – М.2000
  3. Борг М., А. Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. – М. 1998
  4. Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М. 2002
  5. Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М.2002

6. Бурдье П. Политическая онтология М. Хайдеггера. – М. 2003

  1. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.1999.
  2. Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб, 1993 и др. издания, Кн. 1, 2
  3. Герменевтика: история и современность.– М. 1985.
  4. Гомперц Т. Греческие мыслители. М. 1999.

11. Губман Б. М. Смысл истории: очерки современных западных концепций.– М. 1991.

  1. Гулыга А. Немецкая классическая философия –М. 2004
  2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М. 2002
  3. Делез Ж.Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. –М, 2000.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979 и др. издания
  5. Жильсон Э. Избранное: христианская философия. – М. 2004
  6. Зарубежная философия ХХ века. М. 1998.
  7. Знание и традиция в истории мировой философии – М. 2001, раздел 1
  8. Зотов А. Современная западная философия. М. 2001.

20. Ильенков Э. Философия и культура.– М. 1991

  1. История современной зарубежной философии. СПб 1997.
  2. История теоретической социологии – М.1998, разд 2,
  3. Канке В. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века.– М. 2000.
  4. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 2004
  5. Коплстон Ф. История философии Древняя Греция и Древний Рим – М. 2003
  6. Коплстон Ф. История философии ХХ век. М. 2002
  7. Левит К. От Гегеля к Ницше. – СПб, 2002
  8. Мамардашвили М. Кантианские вариации.– М. 1997.
  9. Мамардашвили М.К.. Картезианские размышления.– М. 1993.

30. Новая индустриальная волна на Западе.– М. 1993

31. Новая постиндустриальная волна на Западе.– М. 1999.

  1. Петров М. Античная культура. М. 1986.
  2. Петров М.К История европейской культурной традиции и ее проблемы. – М. 2004

34. Петров М.К. Историко-философские исследования –М. 1996.

35. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М. 1993

  1. Поппер К. Предположения и опровержения. – М. 2004
  2. Рассел Б. История западноевропейской философии 1997 и др. издания
  3. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –Киев, 1997
  4. Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002
  5. Свасьян К. Становление европейской науки. М. 2002
  6. Скирбек Г. Гилье Н. История философии. М. 2000 г.

42. Степанова А. Философия Древней Стои.– СПб. 1995.

43. Суини М. Лекции по средневековой философии. М. 2001.

44. Философия техники в ФРГ. –М. 1989.

  1. Философы ХХ века. М.2004 г.
  2. Фишер К. История новой философии. Бенедикт Спиноза. М.2005
  3. Фишер К. История новой философии. Рене Декарт М. 2004
  4. Фишер К. История новой философии. Френсис Бэкон М. 2003
  5. Фрагменты ранних греческих философов. М. 1989. + Введение Рожанского И.

50. Хайдеггер М. Время и бытие.– М. 1993.

  1. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997

52. Чанышев А. Курс лекций по древней и современной философии –М. 1991


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал