Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм)
Пробл познаваем мира явл 1 из важн в фил-ии. Она стояла как центральная в Др Гр, в ср века и Новое вр, остро встала в нашем столетии. На всем протяжении развития фил-ии в ней сталкивались разл подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм.Скептицизм – это фил познание, сторонники кот не отрицают возм-ть познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представПеро, С.Эпирс). Скептики считают, что наше знание – это субъективное состояние (точно мы ничего не знаем, поэтому ничего нельзя отрицать или утверждать). Скептицизм возник в к 4 в до нэ, предст: Пиррон. Истина непостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения – и отрицания, утверждения. В средневек фил-ии скептицизм был средством утвержд религ веры. В 18 в скептицизм переродился в агностицизм: сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначальнокасалось богов, а затем уже природных вещей. Древнегр фил-ф Протагор сомневался в существовании богов. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “чел есть мера всех вещей”. Сущности же самихвещей, сокрытые их проявлениями, чел вообще не способен постичь. Древнегр фил-ф Пиррон считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Пиррон считал, что чел стремится к счастью. Счастье жеслагается из 2 компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости.Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположен агностиц гносеол оптимизм. Предст: Демокрит, Платона, Аристот, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля.По мнению представ, нет в мире объекта, котбыл бы неподвластен чел познанию (начало–Нов Время). Агностицизм ограничивает чела в его стремлении к познанию действительности. Сторонники гносеол оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представ имеются разл аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, 3и – на невозможность существование чела без адекватного отражения законов объект мира, 4ые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей.
Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание). Чел постоянно нуждается в знаниях. Совр этап развития общ-ва рассматривается как переход от инд общ-ва к постинд, или информ. В инф общ-ве ценность знания увелич. В этих условиях возникает проблема познания. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом фил-ии, кот назыв гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Предмет гносеол – всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отнош знаний к реальности и условия их истинности. Теор позн отвечает на??, что такое позн, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познават проц, что такое истина и каков ее критерий и тд. В фил-ию термин “теория познания” ввел шотл фил-ф Дж. Феррьер в 1854 г. Важнейшим ср-м познания явл наука. Выделяют след принципы научного познания: общефилософские, принц спец научного мышления и пр-ы спец научных теорий. Если рассматривать проц научного познания в целом, то в кач-ве его элементов выделяют субъект и объект познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъектом м б отд бел и разл соц группы. Объект познания - это то, на что направлена практ и познават деят-ть субъекта. Объекты - независимо существующие от чела вещи, явления, процессы. Познават деят-ть — творч активность чела, направленная на адекватное воспроизведение прир, соц и дух реальности в форме знаний. Знание –оез-т познават деят-ти, выражающий в знаковой форме объективные св-ва и связи объектов прир, соц и дух реальн.
|