Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеология как раздел философии, его проблематика.






Теория познания (гносеология) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.

Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта); Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др...

Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры.

Объектом познания может стать любая реальность - природная и социальная, материальная и духовная, любой " фрагмент" той или иной реальности.

Субъект познания — целесообразно действующий агент (человек, коллектив, общество, человечество) познания, носитель познавательных способностей.

Результат познания — это знания, т. е. языковые, знаковые построения, отражающие реальные характеристики вещей, законы реальности.

Философская теория истины наделяет истину рядом принципиальных свойств, по которым во многих случаях можно отличить истины от заблуждения и лжи: объективность, абсолютность, относительность, конкретность, процессуальность, системность, непротиворечивость, историчность.

Объективность истины — это такое содержание наших знаний, которое соответствует предмету, сущему и не зависит от человека и человечества.

Абсолютность истины (как ее свойство) говорит:

1) полноте, исчерпанности знаний об объекте (такого знания нет, и это свойство истины выступает как идеал, цель познания);

2) о неизменном, непреходящем моменте в познании мира (" птицы имеют клюв", " человек смертен" — абсолютные истины; но таких истин немного, они внеситуативны, вневременны, их нельзя опровергнуть в будущем).

Относительность истины заключается в неполноте, условности, приблизительности и незавершенности знаний о мире.

Конкретность истины говорит о соразмерности знаний конкретному объекту, о привязанности истины к месту, времени и конкретным обстоятельствам познания. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Истина — это и исторически обусловленный взгляд на мир. Историчность истины предполагает учет времени и конкретно- исторических обстоятельств ее создания или открытия.

Истина многомерна; есть множество форм истины:

1) научная истина как объективное знание о " части" реальности,

2) социальной истине как социальных константах и законах общественной жизни, точно фиксированных социальных фактах и событиях,

3) философской истине как универсальных канонах осмысленности, разумности мира, всеобщих законах бытия,

4) религиозной истине или истине веры, связанной с принятием верховных начал мира и человеческой жизни,

5) этической истине как моральной правде, законах добра и зла,

6) художественной истине как художественной правде как наиболее полном духовно-эмоциональном отражении человеческого мира и т. д.

 

№ 14. Вопрос о познаваемости мира и его трактовки в различных философских направлениях.

Вопрос о познаваемости мира — это вопрос о том, способен ли человек составить верную картину о вещах, способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире.

Философы в решении этого вопроса разделились на две большие группы: агностики и оптимисты.

Агностицизм — учение о частичной или полной непознаваемости мира. Он отрицает возможность адекватного отражения вещей. Агностик говорит: " Да, у меня есть идеи, но соответствуют ли они действительности, я не знаю".

Агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но из столкновений человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером её отражения в сознании человека.

Корни агностицизма — в недиалектическом взгляде на процесс познания, в неверной оценке или игнорировании тех или иных сторон познания. Есть два аргумента, опровергающие агностицизм — практика и диалектика.

История и диалектика познания также свидетельствуют о познаваемости мира.

Сенсуалисты-эмпирики (Т, Гоббс, Дж. Локк и др.) - в интеллекте нет ничего такого, чего бы не было в чувствах. Истина — дочь чувственного опыта.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) - познающее мышление (и само знание) выходит за пределы чувственного опыта. Источник всякого достоверного, необходимого и всеобщего знания — разум, интеллект.

Философы-конструктивисты (Фихте, Коген, Гуссерль) - познавать предметы — это мысленно конструировать их, исходя из определенных принципов или идеальных сущностей. Но в этом случае объективное познание вещей подменяется субъективным, зависящим от организации нашего сознания.

Интуитивистская теория познания (А. Бергсон, Н. О. Лосский, С. Н. Франк и др. - интуиция - единственно достоверное средство познания мира. Интуиция — это быстрое постижение истины, видение ее " очами разума" без обращения к доказательствам и опыту.

Прагматическая теория познания (Джемс, Дьюи) - любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации.

Религиозно-философская теория познания - Бог - источник знания, носитель истины (присутствия Бога в вещах через косвенные доказательства и " свидетельства"),

Сенсуализм, рационализм, прагматизм, теология и интуитивизм рассматривают человеческое познание внеисторически.

Философы-материалисты - наши знания, наши идеи — это снимки, копии вещей, действительности; содержание наших знаний как бы " вычерпывается" из самих объектов, существующих вне и независимо от нашего сознания и процесса познания.

Идеалисты - знание о мире создается творческой (разумной, интуитивной и т. д.) деятельностью сознания, а потом " примеряется" к действительности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал