![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика гуманитарного знания
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Объяснение - одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. ОБЪЯСНЕНИЯ В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и почти всеобщим признанием пользуется дедуктивно-номологическая модель научного ОБЪЯСНЕНИЯ. Рассуждение представленное в символической форме — это дедуктивно-номологическое объяснение. Оно представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие — экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из эксплананса. Интенциональное объяснение указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие. При объяснении поведения отдельных личностей дедуктивно-номологическая схема неприменима. В этих случаях объяснение достигается с помощью рациональной или интенциональной модели. Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Понимание наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено социально-историческими и культурными предпосылками. Уяснение смысла объекта как целого предполагает понимание его частей; в свою очередь, уяснение смысла частей требует понимание смысла целого (т.наз. «герменевтический круг»). Результатом понимания является оценка понимаемого объекта с определенной устоявшейся точки зрения. Истолкование, делающее возможным понимание, представляет собой поиск стандарта оценки и обоснование его приложимости к рассматриваемому конкретному случаю.
19. Научное и вненаучное знание. Сущность науки и ее роль в обществе.. Критерии отличий научного познания: 1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления 2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему. 5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. 6) Научному знанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. 7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний. 8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. 9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование. 10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.
|