![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аксиология как раздел философии. Ценности и их роль в жизни человека и общества.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Аксиология определяет ценность как значение объекта (или его значимость), в отличие от его существования. Различаются ценности: материальные и духовные, производственно-потребительские, социально-политические, познавательно-информационные. Духовные ценности, в свою очередь, включают в себя ценности нравственные, религиозные, художественные (или эстетические), мировоззренческие. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и субъектные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру. Ценности определяются как предметные в том случае, если они лишь внешне выражают действительную потребность человека и являются лишь " знаками " желаний, векторами потребительских возможностей, получивших социальную санкцию. Субъектные ценности — это нормативная форма ориентации человека в социальной и природной среде, такая форма, которая, еще не раскрывая человеку предметного содержания правил его жизнедеятельности, " кодирует" это содержание в виде готовых норм и оценок (" так принято", " так должно", " Настоящий мужчина поступает так, а не иначе" и т. п.). Сфера ценностей образует особую культурно-историческую реальность. Ценность выступает и как единство объективного и субъективного, материального и идеального, личного и общественного, социального и биологического. Ценность отражает сущностный уровень бытия человека. Ценностное отношение человека к миру (наряду с практическим и познавательным) входит в число фундаментальных измерений человеческого бытия. Аксиологическое отношение позволяет решить, стоит ли изменять и познавать мир, стоит ли вообще жить, что человек может получить от мира и на что он может надеяться. Ценностное отношение — это предельное основание не какого-то отдельного вида деятельности, а самой человеческой жизни вообще. Отсюда ценностный (аксиологический) подход есть важнейший способ раскрытия природы человека. Ценность — инвариант, лежащий в основе бесконечного разнообразия проявлений жизни личности, в основе целей, интересов, поступков, мотивов. Ценность есть структура, которая, разумеется, включает в себя цель, эмоциональную направленность, заинтересованность, но каждый из этих психических феноменов сам по себе может и не быть связан с ценностью непосредственно. Ценность — это два слоя: 1) слой обобщенных установок, мировоззренческих и социальных ориентации; 2) слой конкретных значений, которые становятся реальными ценностями, как только мы взглянули на них через призму нашей матрицы, Огромную роль в формировании устойчивых ценностных ориентации, связанных с глубинными мировоззренческими принципами, играют традиции (народа, группы, семьи). Миф — особая форма сознания и одновременно форма жизнедеятельности человека. Это — сложное социокультурное явление, включающее в себя соответствующую картину мира, жизненные ориентиры, механизмы и формы эстетического освоения природного и социального бытия В рамках философского сознания ценности выступают как абстрактные понятия (образы, модели, символы), имеющие обобщенный смысл, — благо, добродетель, истина, справедливость и т. п.
№ 39. Глобальные проблемы современности. Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение. Специфика философского осмысления глобальных проблем: 1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности. 2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира. 3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия. 4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения. К глобальным проблемам в первую очередь относятся: Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле. Проблемы, вызванные экологическим кризисом. Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские). Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека). Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва. Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов. Глобальность этих проблем вытекает из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом. При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.
№ 40. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям: Первая версия — теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон. Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами. Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства. Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями — единой планетарной цивилизации. Устойчивое развитие — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Включает в себя следующие основные положения: — В центре внимания — люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. — Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. — Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения. — Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества. — Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления. Футурология — это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.
|